Просмотр содержимого документа
««Изготовление фоторамки в технике канзаши».»
Методическая разработка
Выполнила: педагог дополнительного образования МОУ «СОШ с. Старая Порубежка имени И.И. Лободина» Белова Татьяна Александровна Направленность: Художественная
Возраст обучающихся: 13 лет
Тема: «Изготовление фоторамки в технике канзаши».
Введение.
С помощью моего мастер-класса возможно не только изучить новые декоративно прикладные приемы, но и способствовать развитию творческого потенциала ребенка его коммуникабельности. Результаты такой деятельности обычно не предсказуемы, очень разнообразны, поэтому достаточно интересны и увлекательны, так как полету воображения и фантазии ребенка ничего не мешает. Цель мастер-класса: Поделиться накопленным педагогическим опытом формирования метапредметных результатов по средствам технике канзаши. Задачи:
Познакомить педагогов с техникой канзаши, обучить технологическим приемам выполнения различных лепестков канзаши, которые в ,последствии, составляют основу любого цветка.
Ознакомить с методами, средствами и формами обучения учащихся техники канзаши.
Создание цветочной композиции из лепестков канзаши, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление. Ожидаемые результаты мастер - класса:
Ученик научится:
-Знать историю возникновения техники канзаши, уметь изготавливать лепестки канзаши.
Ученик получит возможность научится:
-Изготавливать цеточные композиции в технике канзаши.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Соблюдение норм и правил культуры труда
-Умение самостоятельно планировать пути достижения цели.
-Определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия.
Коммуникативные:
-Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения.
-Определять возможные роли в совместной деятельности.
-Выполнять определенную роль в совместной деятельности.
- умение принимать решение согласованно с группой.
Познавательные:
-Анализировать полученную информацию.
-Умение объединять элементы в изделии.
-Практическое освоение участниками МК знаний, умений, навыков и приемов выполнения техники канзаши в процессе работы.
Методы:
Объяснительно- иллюстративный
Частично-поисковый Средства наглядности: презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point «техника канзаши»; образцы готовых работ выполненные педагогом; материалы для практической работы. Материалы и инструменты:
Атласная лента шириной 2.5 см. белая, зеленая, фиолетовая.
Атласная лента шириной 5 см. синия, розовая
Пинцет
Клей пистолет и клей «Момент»
Тычинки
Свеча бытовая
Зажигалка
Ножницы
Нитки и иголки
Основа (цветной картон). Структура плана-конспекта мастер-класса на тему «Изготовление фоторамки в технике канзаши» - вступительная часть, где руководителем мастер-класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия его ожидаемые результаты; - теоретическая часть МК, рассказ руководителя, о технике мастер-класса используя презентацию «История канзаши»;
-Повторение Т/Б при работе с колющими и режущими предметами, клеем, бытовой свечей. - практическая часть МК, участники мастер-класса приступают под руководством руководителя мастер-класса к выполнению разнообразных лепестков канзаши;
-проведение физ. минутки для отдыха зрению и рук.
-творческое задание «Создать из лепестков канзаши цветочную композицию, представить свою работу».
- кульминация творческого процесса, выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса с комментариями самих участников; - рефлексия, проведение дискуссии по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.
- подведение итогов руководителем мастер-класса, в заключении небольшая релаксация; - список используемой литературы и Интернет-ресурсов. 1. Вступительная часть: Сообщение темы, раскрытие цели и задач мастер-класса 2 мин. 2. Теоретическая часть МК: рассказ о истории технике «канзаши» сопровождаемый показом презентации «История канзаши», 5 мин. Участники МК слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему МК 3. Практическая часть МК: Перед началом работы руководитель МК проводит инструктаж по технике безопасности. Рассказать и показать методические и технологические приёмы изготовления изделий в технике «канзаши» . За тем вместе с руководителем МК участники приступают к изготовлению лепестков конзаши 30 мин. Работают под руководством педагога проводящего МК, задают вопросы. Выполняют творческую самостоятельную работу - создают из лепестков канзаши цветочную композицию, представляя свою работу 20 мин. 4. Комментирующая часть МК: Дать отдохнуть участникам МК, повести физкультминутку. Во время практической творческой работы провести консультации, теоретические и практические пояснения и индивидуальную помощь участникам мастер – класса для качества выполнения задания. Показать разные методы и приемы изготовления лепестков канзаши. 30 мин. Выполняют физкультминутку. Внимательно слушают и повторяют элементы и методы, которые показывает педагог МК на своем образце. 5. Кульминация творческого процесса: После завершения работ участниками МК, все работы фотографируют и делают мини выставку, в процессе выставки участники коллективно обсуждают свои работы и задают вопросы педагогу, проводящему МК. 6 мин. Делают фото своих выполненных работ. Рассматривают и оценивают красоту и разнообразие поделок. Задают интересующие их вопросы руководителю МК. 6. Рефлексия: мобилизация участников на самооценку. Предложить участникам оценить работоспособность, психологическое состояние, результативность работы. Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. 10 мин. Участники МК обмениваются опытом, обсуждают МК, занимаются самооценкой, проделанной работы. Рефлексия – приём «Дерево настроения»
7. Подведение итогов: Мастер – педагог подводит итоги МК и учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты для работы.
Ход проведения мастер – класса. - Здравствуйте, уважаемые коллеги - Крикните громко и хором, друзья, Помочь откажетесь мне?(нет или да?) Деток вы любите? Да или нет? Пришли вы на мастер-класс, А сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет) Я вас понимаю….. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (Да) Дайте мне тогда ответ Помочь откажетесь мне? (Нет) Последнее спрошу у вас я: Активными все будете?(нет или Да) Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.
- Я очень рада видеть вас здесь, на моем мастер классе. Меня зовут Хавкина Надежда Николаевна я учитель технологии обычной сельской школы. Я очень люблю декоративно-прикладное искусство, имею 6 призовые места во всероссийских конкурсах, в моем арсенале много разнообразных техник выполнения. Но сегодня я хочу познакомить вас уважаемые педагоги с техникой канзаши.
- Их видимо – невидимо, Не сосчитаешь их: И кто их только выдумал – Весёлых, голубых? Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть – чуть поколдовали И сделали … цветок!
Наше занятие посвящено самому прекрасному творению природы – цветам, но цветам не обычным, а изготовленным своими руками из кусочков атласной ленты (демонстрация своих работ) - Тема мастер-класса: «Изготовление рамки для фотографий в технике канзаши». Цель нашего МК: Поделиться накопленным педагогическим опытом формирования метапредметных результатов по средствам технике канзаши.
- Я познакомлю вас с техникой канзаши, буду учить вас, изготавливать лепестки в технике канзаши, а так же покажу вам как с помощью творческой задачи возможно развитие метопредметных результатов - Я хочу сейчас приоткрыть для Вас удивительный, прекрасный и очень теплый мир-мир канзаши! Мне кажется, что этот мир не может оставить равнодушным никого, и мне бы очень хотелось, что бы погрузившись в него, Вы забыли о повседневности, грузе житейских проблем, улыбнулись и оказались в детстве, когда все было так понятно, радостно и безмятежно… Используя электронную презентацию «Скульптурный текстиль» начинаю рассказ и демонстрирую свои работы.
Многие из вас наверное задали друг другу вопрос, а что же такое канзаши?
Канзаши - украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских прическах. Примерно 400 лет назад, в Японии изменился стиль женской прически: женщины перестали причесывать волосы в традиционной форме – taregami, длинные прямые волосы стали укладывать в затейливые и причудливые формы - nihongami. Для укладки волос использовали различные предметы – шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который становится настоящим произведением искусства. Японский женский традиционный костюм не допускает наручных украшений и ожерелий, поэтому украшения причесок являлись главной красотой и полем для самовыражения - а так же демонстрации вкуса и толщины кошелька владелицы. На гравюрах можно видеть - если присмотреться - как японки запросто навешивали в свои прически до двадцати дорогих канзаши Современные мастера не стесняются использовать и новые темы - конфеты, сердца и черепа - всё идёт в ход. Но это, конечно, радикальные варианты. Для настоящих ценителей. Классическая цветочная тематика по-прежнему востребована. Цветы, правда, усложнились. Если в хризантемах ряды нежных лепестков, то здесь сами лепестки стали многорядными:
Конечно же японские мастерицы делают канзаши совсем по другому. Они используют шелковую ткань и рисовый клей. Рисовый клей тяжело найти, потому рассмотрим адаптированный под наши условия вариант изготовления канзаши. Лепестки канзаши бывают разнообразной формы форма берет свое начало от заданного цветка. Сегодня я научу вас изготавливать некоторые самые распространенные лепестки канзаши.
Лепесток заостренный, округлый, заострённый закрученный. Но прежде чем приступить к работе необходимо вспомнить Т/Б при работе с колющими и режущими инструментами, правила работы со свечой, и клеем пистолетом. (провожу опрос детей по правилам Т/Б)
Изучение технологической последовательности изготовления лепестков канзаши.
Для начала работы каждому потребуется вырезать:
Квадратики при ширине ленты 2.5см.
Квадратики – при ширине ленты 5 см
Создание заостренного лепестка
Складываем квадратик пополам:
..и еще раз пополам:
Если у вас мягкая ткань, а лепесток хочется совсем острый, с узким краем – сложенную заготовку можно прогладить утюгом.
А потом, вы не поверите, нужно еще раз сложить пополам:
Если теперь посмотреть на сложенный квадратик со стороны диагонали – у нас получился острый лепесток:
Кончик лепестка «б» подрезаем и опаляем.
То, какой вы хотите получить цветок – высокий, низкий, с наклоном или без – определяет положение линии «а», по которой нужно подрезать лепесток.
Чтобы сделать двуцветный лепесток, перед последним сгибанием наложите одну заготовку на другую, немного сместив вниз, и перегните последний раз:
Чтобы было проще, квадратик для внутреннего лепестка можно делать миллиметров на 5 меньше, чем для внешнего.
Создание закрученного лепестка
Закрученные лепесточки можно делать разными способами я покажу два из них.
1. Используем 2 отрезка 5х5 см, накладываем их друг на друга. Зажимаем тонким пинцетом 3 ленточки, одну самую первую оставляем, и закручиваем в спираль. Можно зафиксировать ее клеем или проткнуть иглой, чтобы спираль хорошо держалась и не потеряла форму, сводим края ленты в острый лепесточек. Обрезаем лишнее и оплавляем все срезы.
2. Второй способ: лепесток канзаши со спиралькой также состоит из двух отрезков 5х5 см. Складываем два отрезка по диагонали, правую часть синего оборачиваем розовым. Правый край закручиваем в трубочку тонким пинцетом, делаем всего пару витков.
Фиксируем клеем, даем клею схватиться. Загибаем правую часть с трубочкой назад и поворачиваем деталь к себе.
Осталось только сложить острый лепесток и обработать его, срезав лишнюю ленту и оплавив.
Изготовление закругленного лепестка канзаши
Складываем квадратик пополам:
Теперь крайние углы треугольника складываем к среднему:
Сложенный уголок можно прошить, дабы не развалился в процессе последующих манипуляций:
Переверните заготовку и сложите боковые уголки к центру
Сложите пополам, так, чтобы только что завернутые уголки оказались внутри:
Расправьте лепесток, закрепите булавкой и капните на заложенные уголки немного клея. Отложите в сторону, пусть подсыхает. Можно сбрызнуть его лаком, дабы лучше сохранил форму. Но тогда вам придется подождать, пока лак окончательно высохнет.
Сделав нужное количество лепестков, убедившись, что клей/лак высохли, отрежьте подшитые уголки и соберите лепестки на нитку. Украсьте, и цветок готов.
Физкульт. минутка.
Творческое задание.
Ребята мы с вами научились изготавливать лепестки в технике канзаши, но эта не основная наша цель. Теперь нам нужно выполнить задание «Создать из лепестков канзаши цветочную композицию» и представить свою работу. За основу можно взять бархатный либо цветной картон. Давайте поделимся на группы и выполним это задание в группе. (выполняют задание под медленную японскую композицию)
Какие прекрасные работы у вас получились, такие разные, необычные, а что вы можете рассказать мне о своей работе? Мне очень интересна ваша идея. (представляют свои работы). Очень хорошо. Ребята если кому-то интересна чья-то идея можно задать интересующий вопрос, я думаю авторы не будут против. (задают встречные вопросы)
Мы все сегодня очень славно потрудились, я благодарю всех за проделанную работу. Сейчас я раздам вам критерии оценивания и вы самостоятельно оцените свою групповую работу.
Рефлексия – приём «Дерево настроения»: - Послушайте притчу, а потом мы обсудим наш мастер-класс. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». А тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «Что ты делал целый день?» И тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо радостно засветилось, и он с удовольствием ответил: «А я принял участие в строительстве храма».
Уважаемые коллеги, у вас есть 3 фламастера : синий, красный и зеленый. А на доске у нас дерево только оно без листьев, давайте его сейчас оденем. Если вы считаете себя третьим рабочим, (это означает, что данный мастер-класс был для вас полезен, вы научились чему-то новому и эти знания пригодятся вам в дальнейшем, если вам было комфортно на занятии) то прикрепите к дереву зеленый листок. Если вы считаете себя вторым рабочим (вам интересно было на занятии, но данную технологию вы знали ранее и новых знаний и опыта работы вы не получили), то прикрепите к дереву красный листик. А Если вы считаете себя первым рабочим (у вас не очень хорошее настроение, вам было неинтересно на занятии, то прикрепите к дереву листик синего цвета. листочек.
- Пожалуйста, попробуйте обосновать свой ответ. 1. Первый рабочий. 2. Второй рабочий. 3. Третий рабочий. Участники МК высказываются, почему они нарисовали именно такого цвета листик. Происходит обсуждение. - Уважаемые коллеги мы сегодня с вами очень плодотворно потрудились, у всех получились замечательные работы, которые будут радовать вас и ваших близких. - Вы научились делать забавные цветы, в технике канзаши. Я очень надеюсь, что эти знания вам пригодятся, и вы сможете украсить такими цветами свой дом. - Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам ещё одну древнюю притчу: Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. -Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек. -Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание? - Верно!- удивился человек. Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево. Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым. -Как я это сделаю ,если сам не умею летать? -А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза. Прошли годы Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились. -Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца. А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес: -А меня больше всего радуют твои крылья..."
Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь. - И в завершении я предлагаю вам по медитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО! А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе - Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни. Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов! Список литературы
Материал взят из разных источников сети интернет.
Критерии оценивания
Если критерий соответствует в полной мере - ставим 2 балла, если критерий соответствует частично - 1 балл, не соответствует полностью - 0 баллов.