kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуально-познавательная викторина: «И для меня бы не было России без северного края моего»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для широкого круга пользователей: учителей школ, педагогов дополнительного образования, сотрудников краеведческих музеев. Этот материал позволяет подготовить и провести классный час, внеклассное мероприятие, включить фрагменты в соответствующие темы, связанные с региональным компонентом по истории и географии Кольского полуострова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуально-познавательная викторина: «И для меня бы не было России без северного края моего»»


Материал разработали:

Бакалова Татьяна Александровна,

учитель химии и географии

Морозова Лариса Анатольевна, учитель истории

МАОУ СОШ №1 им. М.А. Погодина, г. Полярный


Интеллектуально-познавательная викторина:

«И для меня бы не было России без северного края моего»



Цель: стимулирование познавательного интереса обучающихся к изучению истории и географии Мурманской области.

Задачи:

  • повышение позитивной мотивации к изучению истории и географии;

  • формирование умения работать в группе;

  • формирование коммуникативных умений: умения слушать и слышать другого человека, умения отстаивать свое мнение;

  • формирование у школьников системы знаний об истории развития края, материальной, духовной культуре северян;

  • развитие умений и навыков, необходимых для активной, творческой жизнедеятельности в современных условиях для успешной социализации молодёжи;

  • воспитание чувства сопричастности и бережного отношения к событиям и процессам, происходящим в области, стране.

  • побуждение к созданию и реализации социально значимых проектов, направленных на сохранение и изучение истории, культуры и географии.

Техническое обеспечение:

Компьютер.

Проектор.

Экран.

Предварительная подготовка:

  • Организаторы заранее готовят все необходимое для проведения игры: таблички с названиями команд, флажки, жетоны, оборудование и материалы.

  • Участники игры делятся на команды согласно жеребьевке (3-4, в зависимости от количества обучающихся, принимающих участие в игре), выбирают капитана команды и название команды.

  • Жюри внимательно следит за ходом игры, заносит результаты деятельности команд в специальный протокол.

Ход игры:

Вступительное слово ведущего.

Сегодня мы проводим Интеллектуально-познавательную викторину «И для меня бы не было России без северного края моего», в рамках предметной недели естественнонаучных и общественно научных дисциплин, посвящённую Кольскому краю, в котором мы живём. Несмотря на свое удаленное географическое расположение на крайнем севере материка наш регион интересен своей историей и культурой, уникален по природным особенностям, разнообразен биологическими видами живых организмов.

В игре принимают участие команды, состоящие из самых умных и эрудированных учеников нашей школы.

Игру будет судить строгое, но справедливое жюри в лице…..

Правила игры следующие:

1. Игра проводится среди 4 команд, в команде 5 человек.

2. После прочтения вопроса команды имеют в своём распоряжении 30 секунд для обсуждения ответа на вопрос.

3. В каждом раунде разыгрывается одно очко.

4. В поединке побеждает та команда, которая наберёт больше очков.


Для того, чтобы успешно пройти все испытания, Вам потребуются знания, логические рассуждения и смекалка. Именно они помогут вам одержать победу над сильным противником. Мы желаем вам удачи и начинаем наш конкурс.

Первый раунд нашей викторины посвящен географии Кольского полуострова.


I тур

География Мурманской области.


  1. Вопрос: Какими морями омывается Мурманская область? К какому типу морей относятся? (Ответ: Баренцево - окраинное, Белое – внутреннее).

  2. Вопрос: Мурманская область насчитывает порядка 70 озер. Назовите самое большое озеро на Кольском полуострове и его происхождение? (Ответ: Озеро Имандра, ледникового происхождения).

  3. Вопрос: А самое глубокое озеро? (Ответ: Умб-озеро, его глубина достигает 115 м.)

  4. Вопрос: Назовите самую длинную реку на Кольском пол-ве. (Ответ: река Поной, 426 км.)

  5. Вопрос: Это не просто камни. Они словно парят в воздухе, огромные валуны держатся на небольших камушках. Не случайно их еще называют «летающие камни». Найти их можно по всему Кольскому полуострову. Особенно много их у горы Кучинтундра, Ловозера, на сопке Волосяная. (Ответ: Сейды)

  6. Вопрос: Государственный природный заповедник - часть большой охраняемой территории, которую оберегают три страны. Кроме нашего заповедника, есть финский район дикой природы «Вятсари», норвежские нацпарк «Верхний Пасвик», заповедник и ландшафтный заказник. Именно поэтому это место считается еще и точкой соединения трех культур. (Ответ: Пасвик)

  7. Вопрос: 15 февраля 1985 года ЮНЕСКО включила во Всемирную сеть этот биосферный резерват. Сегодня заповедник — это одна из крупнейших охраняемых природных территорий в Европе. Здесь же есть Чунозерская усадьба, где живет Дед Мороз. Его особенность в том, что на этой земле никогда не жили и не трудились люди. (Ответ: Лапландский заповедник)

  8. Вопрос: Тоня — это не женское имя. Есть такая тоня, где могут побывать туристы, на берегу Белого моря. В 29 километрах от села Умба с энтузиастами была восстановлена тоня «Тетрина». По документам она известна с XV века, а фактически была построена в XII веке. Что это на самом деле? (Ответ: Рыболовный участок. В таком месте реки или водоема, где неводом или другим образом ловили рыбу, строили домики, где могли жить рыбаки. Еще его называют морским хутором)

  9. Вопрос: Это одна из загадок Кольского полуострова, находится в 4 км от Кандалакши у бывшей рыболовецкой тони Малый Питкуль, в нескольких километрах на восток от устья реки Нивы. Создание памятника древности ученые относят к 2000 году до н.э., это значит, что появился он раньше, чем пирамиды Египта. Подобные каменные сооружения хаотично разбросаны на всем северном побережье Европы, от Британских островов до Карелии. (Ответ: Лабиринт «Вавилон»)

  10. Вопрос: Эти наскальные рисунки, обнаруженные ленинградскими археологами в 70-х годах 20-го столетия, датированы эпохой ранней бронзы (II тысячелетие до н.э.). Они выполнены особым методом выбивки каменным орудием на граните. Назовите их и место, где они найдены. (Ответ: Петроглифы, р. Умба)


II тур

Из истории Мурманской области.

  1. Вопрос: Как называется исторический и культурный центр, где живут саамы? (Ответ: Ловозеро).

  2. Вопрос: В тяжелом 1920 году из Петрограда в Мурманск ходил всего один поезд. Более того, состав периодически останавливался, чтобы пассажиры ЗАВАРИЛИ КАШУ. Какие слова мы заменили в этом вопросе? (Ответ: наломали дров. Комментарий: Этими дровами топили паровозную топку).

  3. Вопрос: Летом 1942 года 30 мурманских школьников приняли участие в очень опасной экспедиции. Отбирали физически крепких и не страдавших головокружением. После двухнедельного плавания началась работа. Ребят обвязывали прочной веревкой, давали им в руки ведерко или сумку и отправляли на сбор ИХ. Постоянные дожди, туманы, ветра, низкие температуры, навязчивый запах и часто смертельная опасность делали труд крайне тяжелым. Но все школьники уцелели и вернулись домой, а собранные ими ОНИ пошли фронту и области. Назовите ИХ. (Ответ: Птичьи яйца. Экспедиция собирала их на птичьих базарах Новой Земли).

  4. Вопрос: Этот Барк уникален тем, что занесён в Книгу рекордов Гиннеса как самый крупный из ныне существующих парусников. Он был построен в Германии, а после Второй мировой войны судно было передано России. С 1991 года был приписан к Мурманску, на нём проходили обучение студенты МГТУ. В 2016 году барк отметил своё 95-летие. О каком судне идёт речь? (Ответ: Барк «Седов»).

  5. Вопрос: Какой памятник имеет интересную легенду о домашнем питомце, отчаянно пытавшемся вернуться домой? (Ответ: памятник коту Семёну. Комментарий: как гласят городские легенды, в 90-годы хозяева кота возвращались из отпуска вместе с домашним питомцем, однако, в пути Семен пропал. Потерявшийся в Москве кот прошел 2000 км, чтобы вернуться домой в Мурманск. Дорога заняла у него 6,5 лет).

  6. Вопрос: В 2015 году в Мурманске был установлен памятник рыбе, спасшей в годы Великой Отечественной войны не одну человеческую жизнь и ставшей основой рациона мурманчан. Какой рыбе установлен этот памятник? (Ответ: памятник Треске).


III тур

Из истории нашего города- Полярный.


  1. Вопрос: Имя этого человека неразрывно связано с рождением на Кольском полуострове нового города – Александровска-на Мурмане. В истории России он известен как «миротворец» и большой почитатель Русского Севера. Назовите, о ком идет речь? (Ответ: Император Александр III).

  2. Вопрос: Именно этот выдающийся государственный деятель, посетив в 1894 году Мурман, обратил внимание на Екатерининскую гавань, как на самое удобное место для строительства нового города на Кольском полуострове. Назовите кто он? (Ответ: Министр финансов Сергей Юльевич Витте. В 1894 году он посетил Екатерининскую гавань, после чего предложил императору Николаю II устроить здесь коммерческий порт. В мемуарах Витте писал: «Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел»).

  3. Вопрос: Кто командовал Северным флотом в годы ВО войны? (Ответ: Адмирал Арсений Григорьевич Головко).

  4. Вопрос: Краснознаменный северный флот в годы Великой Отечественной войны дал 85 Героев Советского Союза, трое – дважды Герои. Назовите их. (Ответ: Лётчик Б.Ф. Сафонов. Катерник А.И. Шабалин. Разведчик В.Н. Леонов)

  5. Вопрос: В июле 1941 г. произошло самое страшное сражение на полуострове Рыбачьем, после которого из 15 тысяч бойцов в живых осталось всего 22. Морской пехотинец Николай Букин, участник этого сражения и первый послевоенный директор нашей школы, написал стихи о подвиге защитников полуострова, положенные на музыку композитором Жарковским. Как называется эта песня? (Ответ: «Прощайте скалистые горы», звучит аудиофрагмент №3).

  6. Вопрос: Во время войны действовала трасса перегона самолетов через Дальний Восток и Сибирь, получившая название “Аляска — Сибирь”, или “АлСиб”, длиной почти 6500 километров. Трасса была очень тяжелой: туманы, грозовые облака, лесные пожары, а внизу – необжитая тайга. Летчики-перегонщики даже парашюты с собой не брали – бесполезно. Летали этой трассой только наши лётчики, потому что американцы говорили: «Летать здесь могут только сумасшедшие или ….» Закончите фразу. (Ответ: Русские).

  7. Вопрос: В одной знаменитой книге описано, как в 1943 году в этом городе встретились двое влюбленных. А из истории известно, что за 30 лет до этого из города отправились в путешествие северные экспедиции капитанов Брусилова и Русанова. Назовите современное название одной из площадей этого города. (Ответ: площадь «Двух капитанов». Комментарий: в романе В. Каверина «Два капитана» главный герой Саня Григорьев встретился со своей женой Катей в Полярном. Брусилов и Русанов – прототипы героя этого же романа капитана Татаринова. В 2004 году площадь в Полярном получила название площадь «Двух капитанов», а в 2021 году установлен памятник, авторами которого стали О. Легарева и М. Лопачугин).

  8. Вопрос: Во время войны между Полярным и Мурманском существовало лишь морское сообщение, дороги по земле были еще не проложены. Тем не менее, работники госпиталя рассказывали, что в самых крайних случаях они порой добирались до Мурманска грузовиком во время… ЧЕГО? (Ответ: Отлива. Грузовик вели по обнажившейся полосе суши). 



IV тур

Города Мурманской области.

  1. Вопрос: Этот город расположен в 145 км. от областного центра. Населенный пункт был основан в 1935, а городом он стал в 1937 году. Ведущее предприятие – Кольская горно-металлургическая компания – занимается разработкой медно-никелевых месторождений. Своим названием город обязан реке Монча, что по-саамски значит «красивый» (Ответ: Мончегорск).

  2. Вопрос: Высшая точка города – гора Вестник – 115 метров над уровнем моря. Город был основан в 19 веке. Первоначально город был назван в честь российского императора. Свое нынешнее название город получил в 1930-е годы. (Ответ: Полярный).

  3. Вопрос: Самый молодой город. Статус города этот населенный пункт, основанный в 1968 г., получил лишь в 1991 году. Город расположен на берегу реки Нива и озера Пинозеро. На гербе города изображено северное сияние Градообразующим предприятием является Кольская АЭС, крупнейшая в мире атомная электростанция за Полярным кругом. (Ответ: Полярные Зори).

  4. Вопрос: Этот город получил свое название от реки, на которой стоит. Город был обстрелян англичанами во время Крымской войны. По последним данным историков, это самый старый город на Кольском полуострове, он основан в 1517 году. Является городом-спутником областного центра. (Ответ: Кола).

  5. Вопрос: В этом городе родился известный российский писатель Александр Матюхин, здесь училась певица Елена Ваенга. По данным переписи населения 2010 года в городе проживает 12683человек. Город был основан в 1970 году. В основе экономики города – деятельность судоремонтного завода «Нерпа». (Ответ: Снежногорск).


V тур

Исторические личности.

  1. Вопрос: Он, один из выдающихся исследователей Арктики, зимовал на Новой Земле, а сейчас его имя мы можем найти на географической карте. Кто этот герой? (Ответ: Виллем Баренц).

  2. Вопрос: Знаменитый минералог и геохимик, автор книг "Занимательная минералогия", "Путешествия за камнем", "Воспоминания о камне". Открыл в Мурманской области крупнейшее в России месторождение минерала, который назвал «камнем плодородия» - апатит. (Ответ: Александр Евгеньевич Ферсман).

  3. Вопрос: Арктический исследователь, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, в 1937 – 1938 годах он возглавил первую дрейфующую станцию «Северный полюс». (Ответ: Иван Дмитриевич Папанин).

  4. Вопрос: Этот учёный внёс огромный вклад в изучение Мурмана и Баренцева моря. В 1898 году он возглавил научно – промысловую экспедицию. Собранные ею сведения позволили выяснить закономерности в жизни морских рыб и наметить пути дальнейшего развития мурманских промыслов. Кто этот учёный? (Ответ: Николай Михайлович Книпович).

  5. Заслуги этого чиновника в строительстве Александровска-на-Мурмане были по достоинству оценены и его первыми жителями и императором Николаем II. Именно он стал первым Почетным гражданином г. Полярный. Кто это? (Ответ: Архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт).

Это был последний вопрос нашего интеллектуального марафона. Просим жюри огласить результаты викторины и объявить победителя.

Сегодня мы ещё раз убедились в том, насколько богата интереснейшими событиями история нашего края, какое культурное наследие осталось нам от предков. А совершать путешествие по Мурману помогли вы и ваши команды. Огромное спасибо за участие, до новых встреч!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Морозова Лариса Анатольевна, Бакалова Татьяна Александровна

Дата: 18.01.2022

Номер свидетельства: 598202


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства