Формирование навыков использования "оценивание для обучения" на уроке (план коучинга+рефлексивный отчет)
Формирование навыков использования "оценивание для обучения" на уроке (план коучинга+рефлексивный отчет)
В процессе изучения Программы второго основного уровня у меня сложилось представление о коучинге, как об активном взаимодействии коллег, направленным на оказание помощи в их профессиональном развитии и совершенствовании (обеспечение учителей новыми идеями и подходами преподавания и обучения).
Проведя беседу с учителями, выявила участников для реализации процесса коучинга.
Целью данной коучинг сессии являлось - оказать содействие участникам коуч занятия в использовании формативного оценивания на уроках.
Для достижения и реализации цели коучинг занятия были определены следующие задачи:
создание благоприятной среды, и доверительных отношений с участниками процесса;
подбор заданий, после выполнений которых, учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия узнают о различных видах оценивания;
оказания помощи учителям при выполнении заданий путем беседы и рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков использования "оценивание для обучения" на уроке (план коучинга+рефлексивный отчет) »
Еспаева Айтбике Торехановна
Тема коучинг-занятия №1: «Формирование навыков использования оценивания для обучения на уроках»
Коуч: Еспаева Айтбике Торехановна Участники коучинг-занятия: Ә.А., С.Б., С.Г., Қ.Ж.
Дата проведения: 22.08.13
Ключевые идеи
Оценивание для обучения (формативное оценивание).
Цель занятия
Оказать содействие участникам коуч-занятия в использовании ОдО на уроках.
Ожидаемые результаты
Участники процесса узнают об инструментах ОдО; будут сформированы навыки применения ОдО на уроке.
Материалы и оборудование, формы и методы
Психологический тренинг - "Радужный самолетик", индивидуальная работа, презентация «Формативное оценивание», ноутбук, парная и групповая работа, листы А4 (4шт.), картинки А4 (2шт.) , лист А3, маркеры, физкульминутка "Фруктовая зарядка" (http://images.yandex.kz), критерии оценивания, прием "Спасибо за занятие", руководство учителя и ресурсный материал
Ход занятия
Этапы проведения коуч занятия
Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие.
Прием "Радужный самолетик"
5 мин
Коуч приветствует участников, сообщает тему коучинг-занятия. Для позитивного отношения к друг другу и последующей плодотворной работы применяет прием "Радужный самолетик", Участники коуч-занятия бросают его друг другу (самолетик покрыт разными цветами). Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал даёт пожелание (пожелание относится непосредственно по теме занятия). Коуч просит учителей определить совместно цель занятия (идет дополнение коуча о том, что цель должна быть доступной и понятной для учащихся).
Индивидуальная работа
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия нарисовать цветок, затем самому оценить свою работу. Просит ответить на вопрос: Довольны ли Вы своей работой? Далее предлагает критерии оценивания, по которым они должны оценить работу коллеги. После завершения работы коуч задает вопросы: Как бы Вы выполнили работу, если бы критерии оценивания были предложены Вам до выполнения задания?
Теоретический материал
10 мин
Показ презентации о формативном оценивании и комментарии после каждого слайда
Самостоятельное изучение теоретического материала из руководства учителя.
Групповая работа
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия на листах А3 нарисовать постер на тему "Формативное оценивание" и защитить его. Далее просит заполнить лист взаимооценивания, при помощи которого определяется вклад каждого учителя в общее дело.
Разминочное упражнение "Фрукты"
5мин
Коуч просит участников повторять движения за фруктами
Работа в парах
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия на листах А4 одной паре дом, а другой нарисовать солнце, озеро и лодку. Участники сидят спиной друг к другу. Один описывает фигуры на картинке, другой по устному наставлению (направлению) рисует ее. После сигнала коуча учителям, которые устно описывали фигуры предоставляется возможность задать уточняющие вопросы (своей паре). По завершению работы участники говорят о трудностях либо удачных моментах при выполнении совместной работы. Далее по методу "две звезды и одно пожелание" оценивают проделанную работу. Вопросы коуча к участникам коуч сессии: Какой вид оценивания был применен? Чем он отличается от традиционного метода оценивания? Почему?
Итоговая рефлексия
10 мин
В подведении итогов занятия коуч просит участников коучинг-занятия написать вопрос, который остался невыясненным для них, два открытия и одно предложение по улучшению работы (коуч говорит, что данный прием это прием обратной связи учителя и учащегося)
Прием "Спасибо за занятие" учителя выражают благодарность друг другу за совестную работу.
Доказательство в портфолио
"Радужный самолетик", постер, презентация, фото и видео материалы (коучинг-занятия), критерии оценивания, обратная связь коуча с участниками процесса.
Заметки коуча
Перед началом коучинг-занятия не была уверена, что учителя подойдут вовремя, однако учителя пришли на занятие в назначенное время, чем вдохновили меня к работе. Занятие началось в 1200 и закончилось 1310 часов. Из чего делаю вывод: учет времени использовался мной нерационально. Решение: объем теоретического материала сократить. Хочу отметить, что учителя сделали вывод цель урока должна быть понятной ученикам и ее озвучивание обязательно. Но больше всего их заинтересовало то, как можно оценивая работу учащихся обучать. Выполняя задания, учителя не скрывали своих эмоции. Они говорили, что это эффективная форма и его использование может улучшить качество обучения Ә.А., С.Г. сказали, что теперь будут оценивать учеников вначале формативно, затем суммативно. Уроки К.Ж. посещала неоднократно, и однозначно у нее должны произойти изменения в планировании уроков. С.Б. в конце занятия поблагодарив меня за занятие попросила посетить один из ее уроков. Просматривая "обратную связь" с участниками коучинг-занятия каждого учителя, выяснила тема уяснена, навыки использования формативного оценивания выработаны.
Рефлексивный отчет коучинг занятия на тему:
«Формирование навыков использования "оценивание для обучения"
на уроке»
В процессе изучения Программы второго основного уровня у меня сложилось представление о коучинге, как об активном взаимодействии коллег, направленным на оказание помощи в их профессиональном развитии и совершенствовании (обеспечение учителей новыми идеями и подходами преподавания и обучения).
СШ №16 имени Сакена Сейфуллина это общеобразовательная школа с казахским языком обучения, в которой в основном работают учителя с большим стажем работы с устоявшимися взглядами и убеждениями об учебно-воспитательном процессе.
Во время беседы с директором и завучем по учебно-воспитательной работе, я рассказала о необходимости изменений подходов в преподавании и обучении, познакомила с целями и ожидаемыми результатами программы второго уровня, которая "...концентрирует внимание на взаимосвязанных процессах совершенствования компетентности учителя и формирования его практики коучинга и менторинга для содействия в профессиональном развитии своих коллег". Заинтересовавшись процессом коучинга М.М.К. (директор) предложила темы для коучинг занятий, среди которых была тема "оценивании для обучения". Она попросила провести занятие по данной теме, так как у учителей нашей школы есть проблемы в оценивании знаний учащихся. И это проблема неоднократно озвучивалась во время педсоветов.
Проведя беседу с учителями, выявила участников для реализации процесса коучинга. Большинство учителей были заинтересованы во внесении изменении в свою практическую деятельность, открытые ко всему новому. Это учитель истории Ә.А., которого заинтересовал модуль оценивание для обучения и оценивание обучения (оценивает знания учащихся на разных этапах урока "звездочками", составлено правило для работы в классе "алтын ереже"), учительница начальных классов С.Б. (неоднократно обращалась ко мне с просьбой показать и объяснить, какие новшества происходят в сфере образования в оценивании работ учащихся), и С.Г и К.Ж. - учителя с небольшим стажем работы нуждающиеся в квалификационной помощи, в развитии профессиональных навыков, со стороны более опытных коллег.
Целью данной коучинг сессии являлось - оказать содействие участникам коуч занятия в использовании формативного оценивания на уроках.
Для достижения и реализации цели коучинг занятия были определены следующие задачи:
создание благоприятной среды, и доверительных отношений с участниками процесса;
подбор заданий, после выполнений которых, учителя путем совместного обсуждения и взаимодействия узнают о различных видах оценивания;
оказания помощи учителям при выполнении заданий путем беседы и рефлексии.
Для психологического настроя и вхождения в тему был использован прием "Радужный самолетик". В ходе которого учителя выражая пожелания друг другу настраивали себя к успешному проведению занятия. В конце данного приема они самостоятельно разработали и определили цель занятия.
Следующим занятием была индивидуальная работа, в ходе которой учителя рисовали цветок. После выполнения работы я предложила самостоятельно оценить свою работу. Учителя были в недоумении, возникли трудности. Они говорили, что очень сложно оценить собственную работу. Затем я предложила по методу "две звезды и одно желание" оценить работу коллег. По завершению работы участники пришли к выводу: в любой работе нужно уметь видеть положительные стороны, а желание подталкивает к более качественному выполнению задания и обязательное условие - критерии, по которым оценивается работа должны быть выработаны и розданы до выполнения задания. Из чего я делаю вывод: возможно мне следовало раздать критерии оценивания работы до выполнения данного задания.
Следующий этап - просмотр презентации. После просмотра учителя беседуя между собой говорили, что само- и взаимооценивание они испытали на себе. Хочу отметить этот процесс прошел очень удачно, так как учителя уже были готовы воспринимать новый материал. Далее я раздала каждому участнику теоретический материал из руководства стр.257-263. Учителям предстояло самостоятельно изучить материал. По истечении времени участникам было дано задание вначале в паре, затем в группе обсудить изученный материал. Во время обсуждении я выяснила, что термины "формативное оценивание" и "сумативное оценивание" они уяснили для себя хорошо. Но минусом данной работы было то, что теоретический материал был очень обширным. Мне следовало дать материал с 260 по 263 стр. Тогда больше времени было бы отведено на групповое обсуждение. Затем было дано задание разработать совместно в группе постер на тему "Оценивание для обучения. При выполнении данного задания активное участие принимала С.Б. Защищала постер С.Г. Далее заполняли таблицу взаимооценивания по критериям. Заполнение данной таблицы помогло осознать и выяснить вклад каждого участника в выполнении задания. Далее участники процесса оценили свой постер по методу "Две звезды и одно желание". Удачным было то, что постер они составили аккуратно и красочно, но все таки нужно было делать акцент на оценивании для обучения и не презентовать оценивание обучения. К этому выводу учителя пришли сами.
Во время физминутки "Фрукты". Трое учителей активно танцевали и повторяли движения за фруктами. Учитель Ә.А. не встал, а сидя просто покачивался из стороны в сторону. Задав вопрос: Сняли ли Вы свое напряжение? Те кто танцевал стоя, улыбаясь кивали головой, а учитель Ә.А. сказал - Нет ли другой физминутки? Например танец "Қара жорға". Проанализировав его вопрос, я сделала вывод: нужно было учитывать потребности самих учителей в физминутке. Учителю пообещала на следующем коучинге обязательно учесть его желание.
Во время выполнения парной работы (метод "Спина к спине") участникам было предложено нарисовать рисунок первой паре - домик, второй - солнце, озеро и лодку. По завершению работы участникам была предоставлена возможность задать уточняющие вопросы для корректировки рисунка. Далее по рубрике "Навыки работы в паре" оценили выполненную работу. Затем по методу "Две звезды и одно желание" оценили работу другой пары. Просматривая таблицу "взаимооценивания", стикеры с пожеланиями и рубрику, учителя пришли к выводу, что данные методы помогают выяснить вклад каждого участники в выполнении задания, а метод "две звезды и одно желание" подбадривают, а также не ущемляя и задевая чувства дают помощь в дальнейшем правильном выполнении задания.
Завершающим этапом был прием "Спасибо за занятие". Пожимая руку и глядя в лицо друг другу участники процесса выразили благодарность друг другу за занятие. Этот прием содействовал еще большей благоприятной среды для дальнейших отношений друг с другом.
После коучинг занятия учителя узнали о формативном оценивании, познакомились с некоторыми инструментами ОдО, изучили теоретический материал и оценили себя и своих коллег по методу "Две звезды и одно желание ", таблицу "взаимооценивание", взаимооценивание работы коллеги по критериям успешности. Выяснили как данный вид оценивания может повлиять на успешность учебного процесса. Однако, внимательно наблюдая за участниками занятия анализируя вопросы и ответы учителей, пришла к выводу, что учителя не владеют техникой постановки вопросов "закрытого" и "открытого" порядка. Тем немее, я рада, что задания, на первый взгляд казавшиеся незначительными оказали существенную помощь в реализации позитивных перемен в будущем у учителей.
Доказательствами их обучения являются фотографии, листы и таблицы взаимооценивания, стикеры, разработанный учителями постер, а также комментарии учителей из итоговой рефлексии коучинг занятия.
Ә.А. - Тема коучинга меня заинтересовала, так у меня и моих учеников проблемы в оценивании их работ. Если бы Вы задействовали всех учителей школы было бы намного интересно! Предложение учителю в следующий раз задействовать и других учителей.
С.Б. - Считаю, что тема и цель занятия актуальны не только для меня и для других учителей. Хотелось бы попросить Вас посещать мои уроки, в ходе которых я постараюсь внедрять данные формы оценивания.
Қ.Ж. - Буду внедрять формативное оценивание на своих уроках. У меня все должно получится.
С.Г. - Мне действительно было интересно, то как ученик может оценивать свою и чужую работу по критериям. Я считаю, что данная работа прошла для меня очень продуктивно. Для меня это было ново.
Подводя итог по проделанной работе могу сказать, следующее:
учителей заинтересовала предложенная тема - это видно по тому с каким интересом они выполняли данные задания;
доказательством служит фото и видео материал коучинг занятия;
убеждена, что они начнут применять ""формативное оценивание в своей практике.
В дальнейшем для улучшения обучения учителей мне следует сократить объем теоретического материала, и тщательно подбирать задания для парной работы. В то же время считаю целесообразным при задавании вопросов учитывать технику постановки вопросов.
Литература
Руководство учителя АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы", 2012 www.cpm.kz
Тема коучинг-занятия №1: «Формирование навыков использования оценивания для обучения на уроках»
Коуч: Еспаева Айтбике Торехановна Участники коучинг-занятия: Ә.А., С.Б., С.Г., Қ.Ж.
Дата проведения: 22.08.13
Ключевые идеи
Оценивание для обучения (формативное оценивание).
Цель занятия
Оказать содействие участникам коуч-занятия в использовании ОдО на уроках.
Ожидаемые результаты
Участники процесса узнают об инструментах ОдО; будут сформированы навыки применения ОдО на уроке.
Материалы и оборудование, формы и методы
Психологический тренинг - "Радужный самолетик", индивидуальная работа, презентация «Формативное оценивание», ноутбук, парная и групповая работа, листы А4 (4шт.), картинки А4 (2шт.) , лист А3, маркеры, физкульминутка "Фруктовая зарядка" (http://images.yandex.kz), критерии оценивания, прием "Спасибо за занятие", руководство учителя и ресурсный материал
Ход занятия
Этапы проведения коуч занятия
Время
Действия коуча и действия участников коучинга
Приветствие.
Прием "Радужный самолетик"
5 мин
Коуч приветствует участников, сообщает тему коучинг-занятия. Для позитивного отношения к друг другу и последующей плодотворной работы применяет прием "Радужный самолетик", Участники коуч-занятия бросают его друг другу (самолетик покрыт разными цветами). Тот, кто пустил самолётик, тому, кто поймал даёт пожелание (пожелание относится непосредственно по теме занятия). Коуч просит учителей определить совместно цель занятия (идет дополнение коуча о том, что цель должна быть доступной и понятной для учащихся).
Индивидуальная работа
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия нарисовать цветок, затем самому оценить свою работу. Просит ответить на вопрос: Довольны ли Вы своей работой? Далее предлагает критерии оценивания, по которым они должны оценить работу коллеги. После завершения работы коуч задает вопросы: Как бы Вы выполнили работу, если бы критерии оценивания были предложены Вам до выполнения задания?
Теоретический материал
10 мин
Показ презентации о формативном оценивании и комментарии после каждого слайда
Самостоятельное изучение теоретического материала из руководства учителя.
Групповая работа
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия на листах А3 нарисовать постер на тему "Формативное оценивание" и защитить его. Далее просит заполнить лист взаимооценивания, при помощи которого определяется вклад каждого учителя в общее дело.
Разминочное упражнение "Фрукты"
5мин
Коуч просит участников повторять движения за фруктами
Работа в парах
10 мин
Коуч просит участников коучинг-занятия на листах А4 одной паре дом, а другой нарисовать солнце, озеро и лодку. Участники сидят спиной друг к другу. Один описывает фигуры на картинке, другой по устному наставлению (направлению) рисует ее. После сигнала коуча учителям, которые устно описывали фигуры предоставляется возможность задать уточняющие вопросы (своей паре). По завершению работы участники говорят о трудностях либо удачных моментах при выполнении совместной работы. Далее по методу "две звезды и одно пожелание" оценивают проделанную работу. Вопросы коуча к участникам коуч сессии: Какой вид оценивания был применен? Чем он отличается от традиционного метода оценивания? Почему?
Итоговая рефлексия
10 мин
В подведении итогов занятия коуч просит участников коучинг-занятия написать вопрос, который остался невыясненным для них, два открытия и одно предложение по улучшению работы (коуч говорит, что данный прием это прием обратной связи учителя и учащегося)
Прием "Спасибо за занятие" учителя выражают благодарность друг другу за совестную работу.
Доказательство в портфолио
"Радужный самолетик", постер, презентация, фото и видео материалы (коучинг-занятия), критерии оценивания, обратная связь коуча с участниками процесса.
Заметки коуча
Перед началом коучинг-занятия не была уверена, что учителя подойдут вовремя, однако учителя пришли на занятие в назначенное время, чем вдохновили меня к работе. Занятие началось в 1200 и закончилось 1310 часов. Из чего делаю вывод: учет времени использовался мной нерационально. Решение: объем теоретического материала сократить. Хочу отметить, что учителя сделали вывод цель урока должна быть понятной ученикам и ее озвучивание обязательно. Но больше всего их заинтересовало то, как можно оценивая работу учащихся обучать. Выполняя задания, учителя не скрывали своих эмоции. Они говорили, что это эффективная форма и его использование может улучшить качество обучения Ә.А., С.Г. сказали, что теперь будут оценивать учеников вначале формативно, затем суммативно. Уроки К.Ж. посещала неоднократно, и однозначно у нее должны произойти изменения в планировании уроков. С.Б. в конце занятия поблагодарив меня за занятие попросила посетить один из ее уроков. Просматривая "обратную связь" с участниками коучинг-занятия каждого учителя, выяснила тема уяснена, навыки использования формативного оценивания выработаны.