Доклад на тему «Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения»
Доклад на тему «Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения»
Развитие речи – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно о степени его умственного, эстетического и эмоционального развития. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» с.Восход
Доклад
Педсовет№2
«Повышение качества педагогической работы по формированию речевого развития детей»
Тема: «Возникновение предпосылок к овладению речью в процессе общения»
Воспитатель:
Иванова Елена Николаевна
28.11.2022
Речь – чудесный дар природы
– не дается человеку от рождения.
Должно пройти время,
чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Развитие речи – одна из актуальных проблем дошкольного воспитания, ведь по тому, как ребенок строит свое высказывание, насколько интересно, живо, образно умеет рассказывать и сочинять, можно судить об уровне его речевого развития, о владении богатством родного языка и одновременно о степени его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей. Работы представителей разных направлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении – решаются на протяжении всего дошкольного детства. На каждом возрастном этапе они постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, которые надо решать правильно и своевременно.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Особое значение при изучении языка приобретает подражание. У детей, предоставленных самим себе, с которыми мало общаются, наблюдается замедленное развитие речи.
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. д.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но не приемлемых в построении монолога, строящегося по законам литературного языка.
Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слов. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией. В нём представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.
Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, т. е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста.
Существуют сензитивные периоды развития речи:
от 1 года до 1,5 лет – период накопления первых слов;
от 2,5 до 3,5 лет – фаза овладения развернутой фразовой речью;
от 5 до 6 лет – этап формирования контекстной речи.
Очевидно, что большая часть периодов относится к раннему детству. Главным фактором успешного формирования предпосылок связной речи у детей раннего возраста является общение. Необходимо развивать у малышей диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику) с использованием различных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы. Именно в диалоге ребенок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Важно также развивать умение использовать нормы и правила речевого этикета, что необходимо для воспитания культуры речевого общения. Поэтому взрослые должны следить за своей речью и не только в непосредственном общении с малышом.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно интонировать отдельное предложение способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
Важно описывать с ребенком игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов.
При обучении детей повествованию важная роль отводится разным способам организации зачинов, использованию разнообразных лексических и грамматических средств.
Важнейшей составной частью работы над формированием предпосылок связной речи является развитие понимания и структурирования фразы.
Необходимо подбирать лексический и дидактический материал, который способствует упражнению детей в построении простой двухсоставной фразы (предмет и его действие) и употреблении его в речи.
Работая над фразой, используются заранее усвоенные ребенком названия игрушек: «кошка», «мишка», «лягушка» и др. (дети могут заменять их звукоподражаниями и аморфными словами) и наиболее простую для понимания предикативную лексику: «идет», «бежит», «сидит» и др.
С целью активизации речи детей, уточнения и расширения их словаря необходимо прибегать к многократному повторению слов за ребенка, комментированию его действий, опосредованному общению через игрушку и многим другим приемам.
Формирование предпосылок связной речи у детей раннего возраста должно быть тесно связано с практической деятельностью малыша, игрой, наглядной ситуацией, что достигается при различных, но обязательных условиях: эмоциональности контакта с ребенком, определенного уровня понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, глубоко затронуты эмоции детей, изобретателен педагог или родитель.
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию предпосылок связной речи у детей раннего возраста.
Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.
- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
- работа над пересказом;
- работа над самостоятельным рассказом.
Методические приемы работы по формированию связной речи.
1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а также это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.
- Каких животных ты видишь на этой картинке?
- Волка, медведя и лису.
- Что ты знаешь о волке?
- Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.
- А что ты можешь сказать о медведе?
- Он большой, коричневый, зимует в берлоге.
- А что ты знаешь о лисе?
- Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.
- Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.
- Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.
4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.
5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.
6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:
7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.
Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:
- Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
- Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
- Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
- Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:
- использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
- характер употребляемых предложений и правильность их построения;
- отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:
• рассказ о дне, проведенном в детском саду;
• рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);
• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.
Обогащение словаря.
От года до года и 6 месяцев ребенок может научиться понимать: имена (своё и близких людей), названия некоторых предметов одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы), обуви (туфли, сапоги), мебели, посуды, некоторых средств передвижения, нескольких животных и растений, названия частей тела человека, а также животных-игрушек. Расширяется запас слов, обозначающих действия, совершаемые в быту и в игре («ложиться», «спать», «садиться», «одеваться», «гулять», «показать», «снять», «надеть», «открыть», «закрыть» и т. д.).
Полуторагодовалый ребенок активно употребляет гораздо меньше слов, чем понимает, но он охотно тренируется в их употреблении; его прилежание надо всячески поощрять.
От года и 6 месяцев до 2-х лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом («девочка», «мальчик», «бабушка», «дедушка», «тётя», «дядя»); предметы, находящиеся не только в комнате, но и вне ее, в саду, во дворе, на улице. Происходит знакомство малыша с природой: он узнает, что вода, которой он умывается, течет из речки/озера. Он различает и пытается назвать камень, песок, дождь, снег, солнышко. Узнавая животных, ребенок учится показывать их в жизни, на картинках, в игрушках, а также н а з ы в а т ь («кошка», «собака», «рыбка», «птичка», «курочка») и подражать их голосам («мяу», «ав-ав», «чик-чи-рик», «ко-ко-ко»). Пытается называть основные части тела животных («хвост», «лапа»), движения («прыгает», «летает», «плавает»); учится называть овощи и фрукты. В этом возрасте ребенку доступны для понимания также названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый), размеры (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, кислый), внешние признаки (чистый, грязный), общие оценки (плохой, хороший).
Развитие грамматических навыков.
На втором году жизни совершенствуется понимание ребенком предикативных отношений в связи с усвоением грамматических форм времени и лица глагола, а также пространственных отношений в связи с усвоением некоторых предлогов («в», «на», «под», «за», «от», «до») и форм соответствующих падежей («чашка стоит на столе», «молоко в чашке»). Формируется умение строить предложения, состоящие из трех—четырех слов. Дети должны свободно пользоваться вопросами «Кто это?», «Что это?».
Развитие связной речи.
От полутора до двух лет ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух-трех действий («подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешай», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах об увиденном.
Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормления, купания, одевания, прогулок и т. д.), во время игр, чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью в 3—4 минуты).
Взрослые всегда обращаются к ребенку со связной речью. Воспринимая ее, малыш вычленяет отдельные звуки, слова и грамматические формы, но это еще не речь. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот почему нужно говорить с детьми постоянно, четко, немногословно, медленно, выразительно, повторяя одни и те же слова в подходящий момент: «надень рубашку», «принеси тапочки», «возьми лопатку/ совок», «закрой шкафчик», «ешь кашу», «пей молоко», «подай машину», «отойди от окна» и др. Произносить слова нужно так, чтобы ребенок не только слышал их, но и видел движение губ взрослого. При разговоре малыш обычно смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.
Многие родители и воспитатели отмечают, что первое детское восхищение новогодней ёлкой дает разительный скачок в развитии речи, и к полутора годам ребенок произносит 60—70 слов. Важно не упустить этот момент и провести не только праздник, но и хорошо рассмотреть игрушки, ёлочные украшения, подарки, обязательно называя их: «это бусы», «вот мишка», «это шар», «красный шар», «на елке игрушки» и др. Многие дети запоминают первую строчку песни «В лесу родилась ёлочка».
Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служат и специальные предметные занятия. Например, разложив на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. Вначале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: “На машину”, “На куклу”», «Дай Феде мишку», «Скажи: “На мишку”»; «У кого бабочка?», «Скажи: “У меня бабочка”».
К двум годам нужно научить детей пользоваться конструкцией «обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + существительное в винительном падеже». Можно провести занятие в виде игры: воспитатель прячет предмет, потом его показывает и называет. Эти действия должны обязательно сопровождаться мимикой (растерянность и огорчение, когда игрушки нет; радость, когда она нашлась). Например, спрятав зайца, воспитатель говорит с жалостью: «Нет зайчика». Потом, вынув игрушку, обрадованно произносит: «Кто это? Зайчик. Скажи: “Зайчик”».
Знакомя детей на занятиях с величинами, воспитатель вводит слова «большой — маленький», «больше — меньше». Например, сравнивая две игрушки (маленькую машинку и большую машину), воспитатель четко произносит, выделяя голосом слова-признаки: «Это маленькая машинка, это большая машина. Дай маленькую машинку. Положи кубики на большую машину». При проведении занятий по сравнению величин желательно пользоваться и уменьшительными суффиксами: «машина — машинка»; «мяч (большой) — мячик (маленький)», «медведь (большой) — медвежонок (маленький)».
В этом возрасте важно приучать детей к различению цветов и называть их соответствующими словами. Но прежде чем вводить в предложения прилагательные вместе с определяемым словом, нужно обязательно провести попутные наблюдения: «гольфы белые», «платье белое», «стена белая», «простынка белая», «снег белый». Или: «рубашка красная», «бант красный», «пальто красное». После этого ребенку будет легче составить предложения с использованием прилагательных: «Это красный карандаш», «Нет карандаша», «Нет красного карандаша». Естественно, что на первых порах дети будут затрудняться в согласовании слов. Однако путем тренировки, повторения фразы в различных вариантах они научатся правильно согласовывать прилагательное с существительным.
Очень много в развитии наблюдательности и, следовательно, мышления и речи дает прогулка. Вот почему на улице обязательно нужно говорить с ребенком, называя, поясняя тот или иной предмет или явление, а также вызывать детей на разговор. Иногда малыш, который уже может сказать, что он хочет, при обращенной к воспитателю просьбе использует мимику и жест, а не слова. В таком случае нужно создать для него такую ситуацию, чтобы он назвал слово. Развитию речи ребенка способствует показ картинок с изображением знакомых предметов. Рассматривание всегда нужно сопровождать вопросами («Что это?», «Что делает?»), т. е. побуждать ребенка говорить. Пользуясь картинкой, можно учить детей произносить предложения. Например: «Кого держит девочка? Скажи: “Девочка держит мишку”»; «С кем играет девочка? Скажи: “Девочка играет с мишкой”».
К двум годам дети, как правило, имеют в своем активе 300 слов: названия окружающих предметов, обозначающих цвет признаков («зеленый огурчик», «зеленый листок», «красная рубашка», «желтое солнышко»), величина («большая пирамида»), свойства предметов («теплая кофточка», «пушистый котенок»), названия понятных детям действий («спать», «принести», «подать»). С двух лет, говоря о себе, малыш уже употребляет местоимение «я», а не говорит о себе в третьем лице.
Ребенок не может овладеть речью самостоятельно. Только при постоянном внимании родителей и дошкольного учреждения к организации речевой деятельности малыша можно добиться положительных результатов.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей.
В интересах формирования предпосылок связной речи необходимо:
1. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.
2. Предоставить детям условия, содействующие развитию их слуха и внимания.
3. Дать детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать словами все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.
4. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений.
5. В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.
6. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью.
7. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей.
8. Неизменно поддерживать в воспитанниках чувство удовлетворения и радости.
9. «Помнить, что ребенок – это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей»
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Развитие особенности речевого развития рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка – дошкольника, который представляет богатые возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.