доклад на тему " Патриотическое воспитание школьников на уроках тувинской литературы"
Доклад на тему " Патриотическое воспитание школьников на уроках тувинской литературы"
~~ Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.
Проблема патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, то сейчас всё это забыто. Конечно, возобновляются конкурсы строя и песни, военно-патриотические слёты, тимуровское движение, но этого недостаточно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«доклад на тему " Патриотическое воспитание школьников на уроках тувинской литературы" »
Доклад на тему : «Патриотическое воспитание школьников на уроках тувинской литературы посредством литературных произведений, основанных на краеведческом материале.
Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти.
Проблема патриотического воспитания является очень актуальной. Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, то сейчас всё это забыто. Конечно, возобновляются конкурсы строя и песни, военно-патриотические слёты, тимуровское движение, но этого недостаточно.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся?
Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат.
Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы.
Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного. «Книга, - по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Но нужно помнить, что патриотическое чувство не может быть сформировано в короткое время. Его воспитание требует постоянного внимания в течение всего времени обучения в школе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература.
Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для
воспитания юных сердец. Рассмотрим в этом аспекте некоторые ключевые
произведения, включенные в школьную программу (за основу взята программа «5-11 класстарга программалар. Тыва Республиканын ооредилге министерствозу. Кызыл – 1994», «Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва. Центр развития национальной школы.
5 класс. Торээн чогаал (Родная литература).
№ п/п
Тема
Количество часов
Примечание
1
В.Ш.Кок-оол, С.Б.Пюрбю «Найырал».
3
События октябрьской, тувинской освободительной революции
2
С.А Сарыг-оол «Маадыр Чургуй-оол».
1
События ВОВ
3
И. Кузнецов «Эки турачы тыва кыстар».
2
4
В. Манаенков « Тыва эки турачылар дугайында баллада».
2
6 класс. Торээн чогаал (Родная литература).
5
С. Сарыг-оол «Ол-ла Маскажык».
3
События ВОВ.
6
Ю. Кюнзегеш «Бору биле Кускун».
1
7
С. Сарыг-оол «Авамнын ынак оглу».
1
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
8
М. Доржу «Дайынныг кино коргеш».
1
9
КЭ. Кудажы «Он бир».
3
События ВОВ.
7 класс. Торээн чогаал (Родная литература).
10
С. Сарыг-оол «Алдан-маадыр».
2
Восстание 60 богатырей (событие 1883-1885гг).
11
С. Тока «Демисел эгелээн» («Араттын созу»).
5
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
12
С. Пюрбю «Эргеппей дугайында тоожу».
3
13
Ю. Кюнзегеш «Арат оглу ужуп унгеш».
1
14
КЭ. Кудажы «Кызыл-Борттуг».
4
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
8 класс. Тыва чогаал (Тувинская литература).
15
В. Кок-оол «Самбажык».
5
Восстание 60 богатырей (событие 1883-1885гг)
16
КЭ. Кудажы «Тараа».
5
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
17
С. Сурун-оол «Озалааш хем».
6
18
А. Ховалыг «Кара-Даг дугайында баллада».
1
Восстание 60 богатырей (событие 1883-1885гг).
9 класс. Тыва чогаал (Тувинская литература).
19
С. Тока «Донгур-оол».
4
20
М. Идам-Сюрюн «Союспан».
2
21
С. Пюрбю «Чечек».
4
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
22
С. Сарыг-оол «Саны-Моге».
4
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
События ВОВ.
23
С. Сарыг-оол «Белек».
4
События ВОВ.
24
О. Саган-оол «Арат чоннун мурнундан».
3
10 класс. Тыва чогаал (Тувинская литература).
25
С. Сарыг-оол «Чиктиг, солун чугаалар», «Ланчыыны карандаш солаан» («Ангыр-оолдун чугаазы»).
6
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
26
С. Пюрбю «Тулчуушкунче».
1
События ВОВ.
27
С. Пюрбю «Кызыл уер».
4
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
27
С. Пюрбю «Уем болгаш уе-чергем дугайында».
3
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
События ВОВ.
28
С. Тока «Нам даргазы Курседи» («Араттын созу»).
4
События октябрьской, тувинской освободительной революции.
29
М. Кенин-Лопсан «Чугурук Сарала».
4
События ВОВ.
30
С. Тамба «Капитан Гастеллога».
1
11 класс. Тыва чогаал (Тувинская литература).
31
Ю. Кюнзегеш «Украинага».
1
События ВОВ.
32
Ш. Куулар «Баглааш».
3
33
О. Сувакпит «Сат Бурзеккей дугайында баллада».
2
34
КЭ. Кудажы «Уйгу чок Улуг-Хем».
6
35
Е. Танова «Самынанын сынын тепкеш», «Арбас-Ойну мунувуткаш».
2
Восстание 60 богатырей (событие 1883-1885гг).
Так, изучая героические страницы истории нашей страны в произведениях С.А. Сарыг-оола «Маадыр Чургуй-оол» (Герой Чургуй-оол), И. Кузнецова «Эки турачы тыва кыстар» (Тувинские девушки-добровольцы), В. Манаенкова « Тыва эки турачылар дугайында баллада» (Баллада о тувинцах-добровольцах) (5 класс), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, размышляют о значении победы в ВОВ и роли простого народа, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о ВОВ. Выразительное чтение стихотворения в исполнении учителя поможет учащимся осознать общий пафос стихотворений – патриотизм и народность, проявляющиеся в возвышенно-патетическом и разговорном стилях. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: “Почему чувства участников далеких событий продолжают нас волновать и сейчас? Что значит «Маадыр олзе-даа, мактал ады олбес», т.е. «Имя твое бессмертно?» Анализ текстов хорошо дополнят репродукции картин, творческие работы самих учащихся.
Взаимосвязь тувинской литературы с историей особенно прослеживается в курсе изучения литературы 8-ого по 11-ый классы: М. Ы. Идам-Сурун «Союспан», С.Б. Пюрбю «Тулчуушкунче» («В бой»), С. А. Сарыг-оол «Саны-Моге», «Белек» («Подарок»), О. К. Саган-оол «Арат чоннун мурнундан» («От имени аратов»)… Большие возможности при этом принадлежат использованию проблемного метода изучения литературы. Проблемный подход будет организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать решения. Такой метод приводит к тому, что ребята с интересом вовлекаются в поиск ответов, овладевая навыками общения, которые позволят им в будущем аргументировано отстаивать свою точку зрения и соглашаться с убедительными доводами других. Этот подход стимулирует активную деятельность учеников в процессе учебного занятия, заставляет их делать осознанный выбор в определении своей гражданской позиции.
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами.
Изучая поэму С. Сарыг-оола «Алдын-кыс» - 10 класс, романы С. Токи “Араттын созу” – 10 класс (Слово арата), КЭ. Кудажы «Уйгу чок Улуг-Хем» - 11 класс (Улуг-Хем неугомонный), ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление реальных событий времен коллективизации, сталинских репрессий, ВОВ. Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.
Судьба родины и судьба человека слиты воедино в произведениях
С. Сарыг-оола «Маадыр Чургуй-оол» - 5 класс, КЭ. Кудажы «Он бир» («Одиннадцать») - 7 класс, С. Сарыг-оола «Саны-Моге» - 9 класс. Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи тувинскому воину. На примере Хомушку Чургуй-оола, Героя Советского Союза, мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество. Чтение и анализ данных произведений может завершиться внеклассным чтением, экскурсией в исторический музей, началом исследовательской работы по заданной теме, также просмотром фильмов, которые еще раз дают школьникам возможность прочувствовать необычайность характера тувинского народа. При анализе текстов учащиеся получают задания найти факты проявления мужества и героизма людей в дополнительной литературе; разбирая те или иные поступки наших сограждан, ученики отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают субъектный опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным. На уроке можно провести параллель данных произведений с русской литературой.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне, которые изучаются в разделах С.Б. Пюрбю «Уем болгаш уе-чергем дугайында» («О времени и современниках»), С. О. Тамба «Капитан Гастеллога» («Капитану Гастелло»), С.А. Сарыг-оол «Саны-Моге» (9 класс), КЭ. Кудажы «Уйгу чок Улуг-Хем» (11 класс) и др., рассказывающих о солдатских буднях, пробуждающих чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Таким образом, мы ещё раз убедились, что огромное значение в патриотическом воспитании имеют литература. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, и своей литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и
личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.
Надо беречь и совершенствовать , возвышать литературу своего народа, как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Список использованной литературы
1. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,
1999. - 416 с.
2. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С.
Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.