Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как прием формирования УУД у учащихся с ОВЗ»
МБОУ «Школа-интернат № 1 для обучающихся с особыми возможностями здоровья» г. Перми
Выступление на МО учителей начальных классов
по теме «Дидактическая игра как прием формирования УУД у учащихся с ОВЗ»
Подготовила С.Ю.Харина,
учитель начальных классов
2017 г.
Дидактическая игра как прием формирования УУД у учащихся с ОВЗ.
Дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Обучающимся с ОВЗ, у большинства которых отсутствие мотивации к учебным предметам и в силу физиологических особенностей, тяжело дается материал (содержание) предметов, необходимо формировать УУД по ФГОС. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Дидактическую игру следует отличать от игры вообще и игровой формы занятий, хотя это деление условное.
Основными функциями дидактических игр являются:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.
Игра развивает способности, внимание, наблюдательность, память, интерес, логику активность, знания. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы, способность к суждению, умозаключению, а также умение применять свои знания в разных условиях. С точки зрения ФГОС это формирование познавательных УД. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая (дидактическая) и воспитывающая (игровая) задача, игровые действия, правила и результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки деления слов на слоги и т. д. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное – дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи. Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета. Подведение итогов(результат) - проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание, определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Дидактические игры различают по следующим основаниям: 1) по обучающему содержанию; 2) по степени познавательной активности детей; 3) по способам организации и взаимодействию учащихся; 4) по роли педагога в игровой деятельности
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.
Ко второму типу относят сюжетно-ролевые игры. Правила в них существуют неявно. Они
– в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник,
пассажир не летает в кабине летчика.
В ролевых играх широко раскрываются коммуникативные УУД ( умение выражать свои мысли, владение формами речи, разрешение конфликтов и др.) и личностные УД.
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся.
Игры-путешествия
Игры-поручения
Игры-предположения
Игры-загадки
Игры-беседы (игры-диалоги).
Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?».
Дидактическая игра может быть на любом этапе урока. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, диапозитивов, диафильмов, видеофильмов, использование мультимедиа средств. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, грамоты, благодарности, подарки. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся, или усвоения знаний, или в их применении. Результат – это продукт, который был получен в результате решения дидактической задачи. Таким образом формируется самооценка, как одно из действий регулятивных УУД При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:
Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.
Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей, не будет развивать зоркость и внимание.
Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании.
При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.
Каждый ученик должен быть активным участником игры.
Легкие и более трудные игры должны чередоваться, если на уроке проводится несколько игр.
Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру.
В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, краткой
Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.
В практике начальной школы имеется опыт использования игр на этапе повторения и закрепления изученного материала, и крайне редко применяются игры для получения новых знаний. Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным учением».
Дидактические игры на уроке математики.
Тема: «Сложение и вычитание». «Эстафета»
Цель: формирование познавательных УУД (анализ, сравнение), закрепление учебного материала
Описание: На карточках написаны примеры на сложение и вычитание. Количество примеров соответствует количеству учащихся сидящих в каждом ряду.
Задание: Все ученики, сидящие на последних партах, получают по одной карточки «Эстафета». Решив первый пример, ученик передает карточку на следующую парту, впереди сидящему ученику. Карточки приходят на первые парты, где их собирает учитель.
Тема: «Уравнение». «Незадачливый математик»
Цель: формирование познавательных УУД (анализ, сравнение), регулятивного действия (прогнозирование), развитие внимания, непроизвольное закрепление учебного материала (решение уравнений).
Описание: На карточках записаны примеры с пропущенными цифрами. Чуть в стороне прикрепляются вырезанные из цветной бумаги кленовые листочки с записанными на них цифрами и фигурка медвежонка.
Задание: Учитель предлагает следующую ситуацию: медвежонок решал примеры и ответы записывал на клиновых листочках. Подул ветер – и листочки разлетелись. Очень расстроился медвежонок: как же теперь ему быть? Надо помочь ему вернуть листики с ответами на свои места. Дети по вызову учителя выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.
Тема: «Табличное умножение». «Мальчики – Девочки»
Цель: формирование познавательных УУД (анализ, сравнение), развитие внимания, памяти.
Описание: На карточках записаны примеры на умножение. На обратной стороне у одних карточек синий круг, а у других – красный.
Задание: Учитель показывает пример классу и перевертывает карточку обратной стороной. Если карточка синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Выигрывают те, кто меньше допустил ошибок.
Тема: «Таблица сложения до 20». «Аквариум»
Цель: формирование познавательных УУД (анализ), развитие внимания, памяти.
Описание: На доске висит таблица, на которой изображен аквариум с рыбками. На каждой рыбке записан один из следующих примеров: 7 + 8 9 + 6 9 + 7 16-8 13-6 9 + 3 14-6 15-7 18-9
Задание: Кто быстрее «поймает рыбку».
Дидактические игры по русскому языку
Тема: «Слог». «Найди пару»
Цель: формирование коммуникативных УУД (умение договориваться), закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: Класс делится на группы. Каждая группа получает карточки со слогами:
НА – СОС – КА – МЫШ – ЖИ – ЛЫ – НА – ВЕС
Задание: Найти пару каждому слогу и записать эти слова. (Вначале не надо говорить, что слоги взаимозаменяемы – дети должны открыть это сами.)
Подбор слогов производится таким образом, что они могут группироваться по-разному, образуя разные слова в зависимости от порядка.
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные» «Хитрые буквы» Цель: Закрепление учебного материала через игровую мотивацию Описание: На доске написаны два ряда по 10 слов, содержащих согласные, которые пишутся не так, как слышатся (хитрые буквы), и не содержащих таких согласных. Задание: Как можно скорее найти и обвести кружком все "хитрые буквы".
Слова для 1-го ряда: ЗУБ, БОЧКА, САД, КОЛХОЗ, ДОЧКА, ДУБ, ЖАР, ИГРА, ПЕНЬ, ОТРЯД. Слова для 2-го ряда: МОРОЗ, ПОЧКА, ЗАВОД, ЭТАЖ, ТОЧКА, САПОГ, ШАР, ИКРА, ГОЛУБЬ, ТЕТРАДЬ.
Тема: «Вопросы « Кто?» и «Что?» "Кто быстрее" Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.
Описание: На доске - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных.
Задание: Два участника – соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос "кто?", второй - "что?".
Тема: «Имя прилагательное» «Найди пару» Цель: формирование коммуникативных УУД, закрепление учебного материала невербальными средствами.
Описание: К доске выходят 8 человек, каждый получает карточку со словом:
четверо – с существительными и четверо – с прилагательными. Задание:Найти подходящее слово к своему. Выигрывает пара, первой нашедшая друг друга (можно повторить 2-3 раза, чтобы поучаствовали все).
М. Баев классифицирует дидактические игры по русскому языку по тематическому принципу: игры распределены по разделам лингвистики. 1. Фонетические игры 1.1. Фонетические игры: фонемное различение слов; различение глухих и звонких согласных; оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; звук [j]; слоговой состав слов; определение ударного слога; особенности русского ударения. 1.2. Коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику и воспроизведение тембра голоса; на расширение звуковысотного диапазона; на выбор адекватной громкости; на развитие силы, «полетности» голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм. Игры для выработки навыков произношения на материале звуков, слов, предложений; игры для обучения пониманию звукового, буквенного и слогового состава слов: «Слышу – не слышу», «Твердые и мягкие звуки», «Буквы рассыпались», «Дежурная буква», «Кто дальше шагнет?», «Кто быстрее допишет слово?», «Кто быстрее допишет начало слова?», «Цепочка слов», «Конец слова потерялся», «Чья команда победит»? «Найди картинке домик», «Зоопарк» и др. 2.Лексико-фразеологические игры 2.1. Лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды, чайнворды); системные отношения в лексике («пропорции», «третий лишний», «ассоциации», лото, домино, игры с мячом, с юлой). 2.2. Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса («Соберите поговорки»; «Кто догадливее?»; «Кто наблюдательнее?» и др.). «Пять названий на пять шагов», «Игра с хлопками», Кто больше», «Овощи, фрукты». Игру «Кто больше?» используем при изучении следующих тем «Гласные И, Е, Ё, Ю, Я, Э в начале слова». Цель. Активизация словаря; развитие умения подбирать слова на заданную букву. Ход игры. Учитель предлагает детям за определенный промежуток времени записать по памяти как можно больше слов на указанную букву. Выигрывает тот, кто успеет без ошибок записать большее количество слов. 3.Игры по морфемике и словообразованию Игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования («От одного корня», «Корень и дерево», «Неологизмы», «Слова по схеме»).
Синтаксические игры
«Угадай знак», «Наведи порядок», «Собери предложение», «Кто точнее», «Полный ответ», «Узнай, что я сказала» и др. При изучении темы «Установление порядка слов в предложении» используем игру «Наведи порядок» Цель. Развитие умения составлять предложение, соблюдая правильный порядок слов. Оборудование. Два (три) наборных полотна ( по количеству команд); карточки со словами двух ( трех) деформированных предложений. Ход игры. На наборном полотне в беспорядке выставлены карточки со словами предложения. Учащиеся из каждого ряда расставляют на своем наборном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик находит место только одному слову. Второй ученик выходит тогда, когда первый сядет за парту. Выигрывает та команда, которая первой «навела порядок» в предложении. Подобным образом подбираются игры, помогающие осваивать орфографию, морфологию.
Дидактические игры по познанию мира
Игра «Природа – не природа»
Игра проводится по принципу игры «Летает – не летает».
Вопрос к детям: Что такое природа?
Ответы детей: Набор карточек с объектами природы и объектами, созданными руками человека.
При показе карточек дети отвечают: «природа» - «не природа». Образуется две стопочки. Подвести детей к мысли, что объекты, сделанные руками человека - это не природа. Сформулировать определение: Природа – это все, что нас окружает, кроме того, что сделано руками человека.
Игра: «Узнай растение (животное) по описанию»
Ход игры: Открытки с изображением растений или животных, учитель дает их устное описание. Кто угадает – открытка.
Игра «Что едят в сыром виде, а что — в вареном?»
Учитель показывает картинки овощей и фруктов, дети хлопают в ладони, если их едят в сыром виде.
Игра «Начало, как конец».
Дети смотрят на предметные картинки растений и называют их - начало и конец на одну и ту же букву: астра, томат, колокольчик, крыжовник и т.д.
Дидактические игры по литературе
«Отгадай и прочитай»
Оборудование: карточки слов.
Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово. Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.
Соедини половинки слов.
Рыб ка
Бел ка Царев на
- Что объединяет эти слова? (Мы их встречаем в сказках А.С.Пушкина)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой сказкой А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
На уроках особое место уделяется работе с загадкам, которые являются метафорами или построены на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета.
Пришла, улыбнулась – утихли метели, Позванивать стал колокольчик капели. Река пробудилась, растаяли льды. Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.
Игра “Эстафета” (П.Бажов “Серебряное копытце”).
- Какой характер у Даренки? (Коковани?)
Класс делится на две команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, записывают слово, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды. Он также идет к доске и передает эстафету дальше.
Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание. Слова для справок: вежливый, добрый, смелый, ленивый, отзывчивый, злой, умный, мудрый, сердечный, скромный, застенчивый, упрямый, трудолюбивый, честный, лживый, самолюбивый, справедливый, внимательный, ласковый, упрямый.
Таким образом, дидактическая игра является одним из важных приемов (действий) формирования УУД у учащихся с ОВЗ. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
Источники:
1.А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М. Просвещение, 2011.