kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Беседа по патриотическому воспитанюи "Мужество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание – очень важное направление педагогической деятельности, которое охватывает большое количество вопросов и имеет достаточно широкое поле деятельности. Ниже предложена беседа на тему «Мужество», предназначенная для учащихся 7-11 классов. Ее могут использовать в своей работе учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Эта беседа может использоваться на классных часах, на тематических занятиях, при проведении мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Беседа по патриотическому воспитанюи "Мужество" »

Беседа по патриотическому воспитанию

«Мужество»


Выполнила: методист,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД СЮТ г. Каменск-Шахтинский

Будайчиева Е.С.


В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения обучающихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое воспитание – очень важное направление педагогической деятельности, которое охватывает большое количество вопросов и имеет достаточно широкое поле деятельности.

Ниже предложена беседа на тему «Мужество», предназначенная для учащихся 7-11 классов. Ее могут использовать в своей работе учителя, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Эта беседа может использоваться на классных часах, на тематических занятиях, при проведении мероприятий.


Мужество


Что такое мужество? Если заглянуть в энциклопедический словарь, то можно прочитать такое определение:

Мужество – Храбрость, присутствие духа в опасности.

Мужественный человек должен обладать определенными качествами. Самыми главными из них, наверное, являются:

  • решительность;

  • смелость;

  • настойчивость;

  • выдержка;

  • хладнокровие.

Какие слова можно назвать синонимами слова мужество? Самыми близкими словами являются: героизм, храбрость, отвага.


Вопрос: Как вы думаете, сожжет ли человек, имеющий патриотические чувства, не обладать качествами мужественного человека?


Вопрос может показаться риторическим. Однако он нас подводит к основному содержанию нашей беседы. Сегодня с вами мы будем говорить о мужестве, с точки зрения патриотизма и справедливости.

Многие считают, что мужественные поступки, чаще всего, совершают во время боевых действий. Однако и в мирное время существует большое поле деятельности для проявления мужества. В политике, в спорте, науке, искусстве и в других сферах деятельности большое количество людей проявляли храбрость, героизм, отвагу и выдержку.

В 1600 году католической инквизицией был сожжен итальянский философ, астроном, поэт Джордано Бруно.

Он развил идеи Николая Коперника, доказывая то, что Земля, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца. Бруно отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной. Все эти идеи противоречили господствующей тогда церковной идеологии. Но даже перед страхом смерти он ни от одной из них не отказался.

Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в мире космический полет, тем самым, прославив наше великое государство. Однако неизвестно, какие чувства он испытывал во время этого полета. Было ли у него чувства страха или опасности? Наверное, присутствовало. До того, как запустить космический корабль с человеком на борту, выдающийся конструктор Сергей Павлович Королев произвел множество экспериментальных запусков. Однако большая часть из них была неудачной. Некоторые корабли взрывались, не успев оторваться от земли. Никто ее мог точно сказать, будет ли этот запуск удачным или он закончится трагически. Однако, несмотря на эту опасность, Юрий Гагарин согласился совершить этот подвиг. Этот поступок, является ярким примером мужества во имя отечественной и мировой науки.

Ярким примером проявления мужественности во имя науки и сохранения человеческой жизни, является деятельность выдающегося русского ученого Ильи Ильича Мечникова. Не раз от подвергал себя смертельной опасности, чтобы проверить правильность своих научных предположений. Однажды он ввел в свой организм кровь больного возвратным тифом, чтобы узнать, как происходит заражение этой болезнью. Ученый перенес тяжелую форму возвратного тифа, но убедился, что заражение, как он и предлагал, происходит через кровь. Он заражал себя ослабленными микробами холеры, чтобы на себе проверить их действие. Абсурдным будет утверждать, что этот ученый, совершив эти поступки, руководствовался своими личными интересами.

Мужественные поступки совершают довольно часто спортсмены. Ярким примером мужественности, например, является выступление выдающегося современного фигуриста Евгения Плющенко, на олимпийских играх, которые приходили в итальянском городе Турин в 2006 году. Незадолго до олимпийских игр он получил очень сложную травму. Еще не успев окончательно выздороветь, спортсмен возобновил тренировки, на которых периодически у него открывались кровотечения. Никто не мог подумать, что Евгений решится выступать на таких ответственных соревнованиях. Однако, он все-таки принял участие в олимпиаде, блестяще откатал свою программу, доказав всему миру, что он лучший, и стал чемпионом олимпийских игр.

Что же двигало этим спортсменом: личные интересы или стремление прославить Россию. Несомненно, личные интересы в этом случае, как и в любом другом, имели местно – и это нормально. Однако стремление прославить Россию, не подвести свою команду, сыграли очень большую роль в реализации этого результата.

Вопрос: Как вы относитесь к тому, что люди, которые совершают мужественные поступки, довольно часто руководствуются личными интересами?


Большое количество деятелей искусства и литературы, создавая сои произведения, также совершали мужественные поступки. Ярким примером этого является деятельность выдающегося русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Смерть поэта» - одно из лучших и самых известных в творчестве М.Ю. Лермонтова. Именно оно ему принесло широкую известность. Однако не только известность: из-за последних 16 строк, в которых он осуждал самодержавие и произвол правящих классов царской России, автор был сослан на Кавказ.


Задание. Подумайте и приведите свои примеры проявления мужества в разных сферах человеческой деятельности.


Даже физически слабый и утонченный человек во имя справедливости и благополучия своей Родины может совершить мужественный поступок.

Гениальный русский виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович, проживающий во Франции, в августе 1993 года прибыл в Россию. В это время в нашей стране была совершена попытка политического переворота, и все политические и общественные силы встал не защиту демократии. Узнав об этом Мстислав Леопольдович, в срочном порядке покинул Францию и первым рейсом прилетел в Москву. Он потребовал, чтобы ему выдали автомат и с оружием в руках, стоял в первых рядах защитников демократических преобразований.

М.С. Ростроповича по своим поступкам и мировоззрению можно назвать диссидентом. Этим людям чаще всего присущи такие качества, как патриотизм и мужество. Кто же они такие? Это участники движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах. Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина, против преследования инакомыслия.

Одним из самых известных российских диссидентов можно назвать писателя Александра Исаевича Солженицына. Жизнь этого человека полна трагедий, переживаний и душевных терзаний. За критику Сталинского режима, еще в годы Великой Отечественной войны, он был арестован и осужден на 8 лет, которые он провел в трудовых исправительных лагерях. Однако от своих убеждений он не отказывается, пытаясь их выразить в своих произведениях, самым известным из которых является роман «В круге первом».

В 1970 году за критику советской действительности в своих произведениях Солженицына исключают из Союза писателей. В этом же году ему присуждают Нобелевскую премию по литературе за роман «Август четырнадцатого». В 1974 году Александра Исаевича арестовывают, лишают советского гражданства и высылают в ФРГ.

Долгие годы Солженицын прожил за границей вдали от своей Родины. Его приняли Соединенные Штаты Америки, где он прожил с семьей долгие годы своей эмиграции. Однако, живя в другом государстве, он оставался истинным патриотом России. В своих произведениях Солженицын пишет о своей Родине, о людях, которые во времена сталинских репрессий перенесли большое количество тягот и испытаний. Одним из самых выдающихся произведений, которое он написал за границей, является эпопея «Красное колесо».

Только в 1990 году Указом президента СССР М.С. Горбачева писателю вернули советское гражданство и восстановили во всех правах. 27 мая 1994 года Александр Исаевич возвращается на Родину. Проехав страну от Дольнего Востока и до Москвы, Солженицын активно участвовал участвует в общественной жизни страны, отстаивая идеалы демократии и справедливости.



Вопросы:

  1. Что вы еще знаете о жизни А.М. Солженицына и о его произведениях?

  2. Оправдываете ли вы антисоветскую деятельность Солженицына? Обоснуйте свой ответ.


Давайте более подробно познакомимся с судьбами двух выдающихся личностей, которым были присущи такие качества, как мужество, патриотизм и гуманизм.


Петр Петрович Шмидт (1867 – 1906 гг.)

В ноябре 1905 года город Севастополь хоронил своих жителей. Они были расстреляны полицией за мирные выступления на улицах города, борясь за свои права. На заседании городской думы, обсуждавшей, как реагировать на устроенную полицией бойню, с горячей речью выступил лейтенант черноморского флота Петр Петрович Шмидт. Он предложил заклеймить имена убийц. За такое революционное выступление его арестовали. Однако, узнав об этом, народ в городе взбунтовался. Побоявшись новой волны народного протеста, власти выпустили мятежного лейтенанта, но его уволили с флота.

Обстановка на флоте накалялась. В этот волнительный момент лейтенант Шмидт прибыл на свой корабль – крейсер «Очаков» и объявил себя командующим Черноморского флота. Его поддержало большое количество моряков. Он послал телеграмму императору Николаю II, в которой говорилось, что славный Черноморский флот свято хранит верность своему народу и больше не повинуется правительству России. «Очаков» и еще несколько кораблей подняли на своих флагштоках красные стяги – символ восстания.

Верные правительству корабли открыли артиллерийский огонь по восставшим судам, которые вскоре спустили красные флаги. Не сдался только крейсер «Очаков». Его расстреливали в течение получаса. Пожар на корабле длился два дня.

Через определенное время лейтенант Шмидт был арестован и вскоре расстрелян. Однако в памяти людей он навсегда остался человеком, не побоявшимся выступить против произвола и несправедливости.

Сегодня один из современных кораблей военного флота России в память о мятежном крейсере носит имя «Очаков».


Вопросы:


  1. Считаете ли вы выступление П.П. Шмидта в городской думе гражданским поступком?

  2. Разумны ли, на ваш взгляд, дальнейшие действия мятежно лейтенанта?

  3. Какими чувствами, по вашему мнению, руководствовался лейтенант Шмидт, организовывая восстание на флоте?

  4. Можно ли назвать лейтенанта Шмидта патриотом России? Если да, то почему?


Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989 гг.)

А.Д. Сахаров – один из самых выдающихся физиков современности. Свои выдающиеся способности он проявил достаточна рано. Уже в 26 лет он становится доктором физико-математических наук, а в 32 года – самым молодым академиком, когда-либо избиравшимся в Академию наук СССР.

В 1953 году Сахаров изобретает водородную бомбу. Это изобретение принесло ему успех. Однако с течением времени у Андрея Дмитриевича зародились сомнения в полезности и целесообразности ядерных испытаний, считая, что они только провоцируют гонку вооружений. Он предложил прекратить все испытания ядерного вооружения, тем самым, противопоставив свою точку зрения мнению правящих кругов государства по этому вопросу.

В шестидесятые годы Сахаров становится одним из лидеров правозащитного движения в СССР. В работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которая была опубликована в 1968 году, академик рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистических и капиталистических систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катастрофы, дегуманизация общества, расизм, национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Публикация этой работы на Западе послужила поводом для отстранения Сахарова от секретных работ. В эти же годы усилилась общественная деятельность Сахарова, которая все больше расходилась с политикой официальных кругов. В ноябре 1970 года вместе с физиками В. Чалидзе и А. Твердохлебовым организовал Комитет прав человека, который должен был воплотить принципы Всеобщей декларации прав человека.

В 1971 году Андрей Дмитриевич вместе с академиком М.А. Леонтовичем активно выступил против использования психиатрии в политических целях. Ведь в советское время неугодных политических оппонентов заточали в психиатрические больницы. Тогда же он выступил с рядом предложений: за право на возвращение крымских татар на историческую Родину, свободу религии, свободу выбора страны проживания и, в особенности, за еврейскую и немецкую эмиграции. Выступить в то время с подобными предложениями мог только самоубийца или человек, абсолютно лишенный чувства страха.

В 1979 году в дружественное нам государство Афганистан был введен ограниченный контингент советских войск. В 1980 году А.Д. Сахаров – одним из первых – высказал свой протест против ввязывания наших войск в гражданскую войну другого государства. Это заявление настолько возмутило правящие крики Советского Союза, что было принято решение лишить академика Сахарова всех государственных наград (Герой Социалистического Труда (1954 г., 1956 г., 1962.), Ленинская премия (1956 г.), Государственная премия СССР (1953 г.)) и сослать в город Горький. Однако и в ссылке он продолжал заниматься правозащитной деятельностью.

В 1986 году с приходом к власти в СССР М.С. Горбачева в нашей стране начали постепенно происходить демократические изменения. В этом же году, по настоянию нового руководителя государства, Андрея Дмитриевича Сахарова освобождают из ссылки.

В феврале 1987 года Сахаров выступил на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», с предложениями сократить количество ядерных ракет о сокращении армии, о безопасности атомных электростанций. В 1988 году он избран почетным председателем общества «Мемориал», а в марте 1989 году – народным депутатом Верховного Совета СССР. Много размышляя о реформе политической структуры СССР, Сахаров в ноябре 1989 представил проект новой Конституции, в основе которой – защита прав личности и права всех народов на государственность.

Сахаров состоял иностранным членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии. Он скончался 14 декабря 1989 года после напряженного дня работы на Съезде народных депутатов. Его сердце, как показало вскрытие, было полностью изношено. Проститься с великим человеком пришли сотни тысяч людей. Сахаров похоронен на Востряковском кладбище в Москве.


Вопросы:

  1. Считаете ли вы изобретение водородной бомбы А.Д. Сахаровым поступком настоящего патриота России?

  2. Считаете ли вы диссидентскую деятельность академика Сахарова достойной истинного гражданина и патриота нашего Отечества?

  3. Что, на ваш взгляд, подвигло Сахарова стать правозащитником в тоталитарном государстве?


Проявление мужества во имя справедливости или благополучия своего Отечества испокон веков почиталось людьми. Имена личностей, совершавших благочестивые мужественные поступки, на века остались в истории и в памяти людей. Им посвящали и посвящают свои произведения художники, писатели, режиссеры и историки. Их именами называют города и планеты. Все это свидетельствует о том, что человечеством движут добрые побуждения и возвышенные чувства.

Из основного содержания нашей беседы можно сделать несколько выводов.

- Согласны ли вы с ними или нет? Выскажите свою точку зрения.

  • Мужественные поступки довольно часто люди совершают в мирное время.

  • Проявление мужества в разных сферах деятельность, стимулирует развитие, человеческого общества.

  • Мужество формирует в человеке устойчивую принципиальность.

  • Мужество позволяет человеку побороть в себе чувство эгоизма.

  • Возвышенные чувства наталкивают человека на совершение мужественных поступков.


Задание. Сформулируйте самостоятельно еще несколько выводов.


Решительность, смелость, настойчивость, хладнокровие, выдержка, целеустремленность, принципиальность – воспитывайте в себе эти качества мужества, они помогут вам даже в сложные моменты жизни не потерять человеческое лицо. Благодаря им, вы достойно сможете выходить из самых трудных ситуаций. Эти качества довольно часто помогают человеку успешно реализовать себя в жизни. Мужество – это прекрасное качества, без которого не возможно представить развития человечества.


Вопросы для повторения:

  1. Перечислите, какими качествами обладает мужественный человек. Какое значение, на ваш взгляд, они имеют в жизни?

  2. Приведите примеры мужественных поступков в сфере науки. Какое, на ваш взгляд, они имеют значение?

  3. Приведите примеры мужественных поступков в других сферах человеческой деятельности. Определите их значение.

  4. Согласны ли вы с тем, что диссидент – синоним понятия «мужественный человек»? Обоснуйте свой ответ.

  5. Как вы относитесь к поступкам П.П. Шмидта?

  6. Выразите свое отношение к деятельности А.Д. Сахарова.


Задания:

  1. Обоснуйте мнение :для достижения счастья моего народа можно совершить мужественный поступок, противоречащий нравственным нормам.

  2. Напишите сообщение на тему: «Мужественный поступок, достойный настоящего человека».


Мудрые мысли:

    • Добро потеряешь – немного потеряешь, честь потеряешь – много потеряешь, мужество потеряешь – все потеряешь. (И. Гете)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Беседа по патриотическому воспитанюи "Мужество"

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203718


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства