kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ социально-психологической службы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ социально-психологической службы. ОСШ № 87

Основными целями и задачами социально-психологической службы являются:

  1. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.
  2. Становление личности в открытой социальной среде.
  3. Диагностика проблем учащихся школы.
  4. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.
  5. Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.
  6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий детей проживающих в семьях группы «риска».
  7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.
  8. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.
  9. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ социально-психологической службы»

Анализ социально-психологической службы. ОСШ № 87


Основными целями и задачами социально-психологической службы являются:

  1. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся.

  2. Становление личности в открытой социальной среде.

  3. Диагностика проблем учащихся школы.

  4. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье.

  5. Социально-правовая информационная помощь, направленная на обеспечение информацией по вопросам социальной и правовой защиты.

  6. Социально-бытовая помощь, содействующая улучшению бытовых условий детей проживающих в семьях группы «риска».

  7. Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье, социуме, в которых развивается ребенок, на устранение затруднений во взаимоотношениях с окружающими, помощь в личном самоопределении ребенка.

  8. Предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую агрессию и жестокость.

  9. Воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни.

Работа социально-психологической службы в ОСШ №87 проводилась согласно составленному и утвержденному плану, который включает в себя отдельные планы работы с классными руководителями, с социально незащищенной категорией детей, совместных мероприятий ГДН ЮВ ОП с ОСШ №87 по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся.

При планировании работы социально-психологической службы с учащимися, учитываются социальные и психологические особенности учащихся школы, которые выявлены в ходе различных диагностик, тестов, индивидуальной работы с учащимися.

В 2014-2015 году социально-психологическая служба ОСШ №87 стремится к тому, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную деятельность детей, обеспечивала более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формировала его самостоятельность и ответственность, гражданское становление.

Особенно остро стоит проблема в работе с детьми и подростками, находящимися в сложной жизненной ситуации, состоящими на учете группы «риска». Подростки из группы «риска» не всегда являются злостными правонарушителями. Чаще всего это тихие, пассивные, замкнутые дети, на которых воздействует ряд психологических, социальных факторов, в результате чего данные дети более склонны к правонарушениям, насилию и другим видам асоциального поведения.

К сожалению, дети группы «риска» есть в каждом классе. Существуют следующие факторы «риска», выявленные в ходе работы социально-психологической службы школы с различными категориями учащихся:

  • раннее асоциальное поведение учащихся;

  • неблагополучные семьи (жестокое обращение с детьми, злостное уклонение от родительских обязанностей, употребление спиртных напитков родителями, семьи, проживающие в социально опасных условиях);

  • материальная необеспеченность семьи;

  • негативное влияние социума;

Вышеперечисленные факторы повышают риск совершения подростками правонарушений и проявления асоциального поведения. Чем больше отрицательных факторов, влияющих на ребенка, тем больше риск, что ребенок совершит противоправные действия.

В связи с этим, одним из важных направлений в работе СПС – профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди учащихся школы. А также большое внимание уделяется выявлению раннего семейного неблагополучия.

Перед СПС школы стоит сложная задача – изменение сознания и поведения учащихся группы «риска», способствование формированию нравственной личности ребенка, оказание социально-психологической и правовой поддержки.

Система деятельности СПС службы школы по социально-психологической поддержке учащихся включает в себя пять основных компонентов:

  • выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальному поведению, с низкой школьной мотивацией;

  • определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных учащихся;

  • изменение характера личных отношений учащихся со сверстниками и взрослыми;

  • вовлечение учащихся в различные виды деятельности, положительно влияющие на формирование личности;

  • изменение условий семейного воспитания с использованием для этой цели служб и ведомств системы профилактики.

Исследования, проводимые СПС школы, показывают, что в настоящее время дети обладают неуравновешенной психикой. Причин тому много, в том числе и низкий материальный уровень жизни отдельных семей, когда родители не уделяют ребенку должного внимания и не занимаются воспитанием на нужном уровне, а думают о том, как прокормить семью или ведут асоциальный образ жизни.

Основной сферой деятельности СПС службы является процесс адаптации детей в социуме. Так же она включает в себя работу с родителями: индивидуальные консультации, психолого-педагогическое просвещение родителей через педагогические лектории, тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, методику бесконфликтного общения, психологию семейных отношений.

Обязательным компонентом деятельности СПС службы является сотрудничество с учителями, так как именно с ними в школе ребенок взаимодействует больше всего. Оно осуществляется непосредственно через педсоветы, конференции, семинары, мониторинги, способствующие повышению качества работы.

Всеми участниками образовательного процесса востребованы занятия с детьми, нуждающимися в помощи. Для младших школьников – игровые коррекционно-развивающие занятия и игры. Для старшеклассников – тренинги, на которых поднимаются вопросы личностного развития, зависимостей от наркотиков и алкоголя, жизненных ценностей, проблем выбора профессии.

Профилактическая работа СПС службы так же направлена на создание доверительного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, активизацию мотивационной сферы учеников – важного условия для формирования установок на здоровый, нравственный образ жизни, предупреждения противоправных поступков.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения учащихся, правового просвещения участников образовательного процесса, активизации совместной деятельности школы и служб, ведомств системы профилактики в работе по этому направлению в школе разработана следующая система мероприятий:

  1. Участие в рейдах «Всеобуч» (сентябрь), помогающих в контроле за выполнением закона «Об образовании».

  2. Индивидуальные профилактические беседы для родителей и учащихся школы.

  3. Правовое просвещение учащихся и родителей.

  4. Оказание социально-правовой помощи учащимся.

  5. Советы по профилактики правонарушений.

  6. Анкетирование, тестирование, диагностирование учащихся и родителей.

В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков уроков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающими учащимися, деятельность школы по выявлению не обучающихся детей.

Социально психологической службой школы ведется следующая документация по учету учащихся разных категорий, в которых содержится развернутая информация об учащихся школы и их родителях:

  • внутришкольный учет учащихся;

  • внутришкольный учет семей;

  • учет ГДН учащихся;

  • учет ГДН семей;

  • картотека опекаемых учащихся;

  • картотека неблагополучных семей;

  • картотека учащихся, состоящих на внутришкольном учете;

  • занятость и трудоустройство учащихся;

  • отчеты о работе социального педагога, психолога;

  • контроль и отчеты по бесплатному питанию учащихся;

  • учет и контроль за пропусками уроков учащимися;

  • учет детей группы «риска», «трудных» детей;

  • текущая отчетность в ГорОО;

  • социальный паспорт школы;


С учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие мероприятия:

  1. Патронаж семьи, с целью обследования социально-бытовых условий проживания семьи, контроля семейного воспитания, организацией свободного времени в неурочное и каникулярное время.

  2. Изучение психологом школы особенностей развития и формирования личности ребенка, коррекция поведения, обучение его навыкам общения.

  3. Посещение уроков, с целью выявления уровня подготовки учащихся к занятиям.

  4. Психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей, с целью выработки единых подходов и методов к воспитанию и обучению ребенка.

  5. Индивидуально-профилактические беседы, занятия с ребенком.

  6. Вовлечение ребенка в работу кружков, секций, внеклассную работу.

Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует и руководит всей работой связанной с данной проблемой.

На рост правонарушений, насилия, асоциального поведения среди подростков, проживающих на территории школы, оказывает влияние множество отрицательных факторов. Данная проблема, на сегодняшний день, стала очень серьезной, угрожающей и должна решаться совместными усилиями семьи, школы и общества. Школьный Совет профилактики правонарушений, бродяжничества и безнадзорности организует взаимодействие со службами и ведомствами системы профилактики для координации всей работы в этом направлении. СПС служба выстраивает партнерские отношения со всеми заинтересованными службами и ведомствами, сотрудничество с ними способствует успеху профилактической работы, защите прав ребенка, ранней профилактике семейного неблагополучия.



Взаимодействие социально-психологической службы с общественными организациями, ведомствами, службами.


Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав, координирующая профилактическую работу в районе, способствует решению многих вопросов в работе с семьями, находящимися в социально-опасным положении, родителями, злостно уклоняющимися от родительских обязанностей, учащимися, злостно уклоняющимися от учебы, совершающими правонарушения.

Анализируя сложившуюся ситуацию в районе, в частности, можно отметить, что с каждым годом увеличивается количество неблагополучных семей. Чем раньше школа начнет профилактику раннего неблагополучия конкретной семьи, тем успешнее будет работа, и меньше пострадают дети.

Социально-психологическая служба разработала четкий алгоритм работы по выявлению раннего семейного неблагополучия:

1 этап. Знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье.

2 этап. Выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностных качеств семьи.

3 этап. Выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучной семьей.

4 этап. Подведение итогов работы с семьей.

5 этап. Разработка дальнейшего планы работы с семьей.



Настораживает факт, что ежегодно снижается возраст детей, совершающих противоправные поступки. Существует ряд причин, которые влияют на увеличение количества детей совершающих противоправные действия, асоциальные поступки, но основная причина заключается в том, что дети получают неправильное воспитание в семье, страдают от нехватки родительской заботы, внимания, понимания.

Следует признать, что существую такие семьи, которым невозможно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучия достигает такого уровня, что остается только один выход – изъятие детей из семьи, и помещение их в ЦАН. К сожалению, есть случаи, когда школа вынуждена принять меры по изъятию ребенка из семьи.

Одним из направлений, которое осуществляет школа, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями, учителями ценностей, принципов, лежащих в основе правовой системы государства.

В современных условиях правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и здоровый образ жизни среди подростковой среды. Оно играет огромную роль в борьбе с детской преступностью, насилием, асоциальным поведением, создает благоприятные условия для индивидуального развития личности.

Неотъемлемой частью профилактической работы школы является работа по формированию основ здорового образа жизни у учащихся и их родителей, так как понятие «здоровье» включает в себя здоровье как физическое, так психическое и нравственное.

В связи с проблемой формирования у всех участников образовательного процесса установок на здоровый образ жизни перед социально-психологической службой стоит еще одна не менее важная проблема.

В последнее время для употребление несовершеннолетними алкоголя, наркотических веществ и других психоактивных веществ превратилось в глобальную проблему, представляющую угрозу здоровью населения, социальной сфере и правопорядку.

Важным моментом в области предупреждения употребления ПАВ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в наркоманию.

Ежегодно проводящиеся в школе исследования информированности о проблемах влияния курения, алкоголя и наркотиков на организм показывают актуальность данной проблемы, которая требует незамедлительных мер и действий, как со стороны школы, так и со стороны родителей.

В ОСШ №87 ведет активную работу общественный наркологический пост. Целью данного наркопоста является, изменение отношений детей и подростков к наркотикам и формирование личной ответственности учащихся за свое поведение, сдерживание роста вовлеченных детей и подростков в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок. Учащимся предоставляется объективная информация о влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека.

Основными задачами наркопоста являются:

  1. Предоставление учащимся объективной информации о влиянии табака, алкоголя, наркотиков и других ПАВ на организм человека.

  2. Формирование у подростков негативного отношения к наркомании.

  3. Формирование умения противостоять давлению сверстников.

В работе по профилактике здорового образа жизни, зависимостей от вредных привычек, которая проводится среди учащихся школы, СПС выделяет следующие направления деятельности и мероприятия:

  1. Создание условий для ЗОЖ и его пропаганды, развития системы дополнительного образования в школе, вовлечение учащихся в работу кружков и секций, просвещение родителей.

  2. Обучение умению справиться с требованиями социальной среды, управлять своим поведением.

  3. Оказание подросткам группы «риска» социально-психологической поддержки.

  4. Профилактические мероприятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ социально-психологической службы

Автор: Жангабулова Шолпан Болатбековна

Дата: 23.11.2016

Номер свидетельства: 361700


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства