kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Златокипящая Мангазея

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Златокипящая Мангазея »

Воспитательное мероприятие: «Златокипящая Мангазея»

Цель:

  1. Формирование и углубление знаний учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Задачи:

  • развить устную речь;

  • развить у учащихся способность применять имеющиеся знания;

  • воспитывать чувство любви к родному краю.

Оборудование: карта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, карта Сибири в конце 16 века начале 17 века, карта России, изображение святого Василия Мангазейского.

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь.

2. Вступительное слово.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со своей малой Родиной поближе. Родина... Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба. Потребность знать край, в котором живешь, возникает у каждого. В разное время и с разной силой, но возникает. Каждый из нас тысячами нитей связан со своей территорией. Мы приспосабливаемся к ее природным условиям (или сами частично изменяем их), общаемся с людьми, которые проживают рядом с нами, выбираем ту или иную профессию, то или иное место работы и т.д.

Чтобы иметь бесспорное право называться жителями Ханты-Мансийского автономного округа, вы должны усвоить то культурное наследство, что досталось нам от предков, глубже знать край, где вы живете.

Учитель: Итак, мы отправляемся в страну ЮГОРИЮ!

3. Изучение нового материала.

I. Географическое положение ХМАО.

Учитель: ХМАО – один из десяти автономных округов Российской Федерации. Административный центр округа – город Ханты-Мансийск.

Площадь округа – 523,1 тыс. кв. км, что составляет 3,1% площади нашей страны.

Среди 89 субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ по площади занимает 12-е место, среди автономных округов – 5-е.

Работа по физической карте Югры.

Учитель: Крайняя северная точка округа расположена в горах Приполярного Урала в Березовском районе у истоков р. Хулга. Крайняя южная – в Кондинском районе, недалеко от пос. Куминский. На западе крайняя точка находится в горах Северного Урала у истоков р. Северная Сосьва. На востоке – в Нижневартовском районе у истоков р. Вах.

Учитель: Великий Югорский край… Его история уходит корнями в глубокую старину…Не сразу Югра стала частью России.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. Первое упоминание о Югре в исторических источниках относится еще к XI веку. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру…". В XII веке Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. В XIV веке новгородские ратники дошли до низовьев р. Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, например, как Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А в 1465 г. московский воевода впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича.

Достоверных сведений о жизни покорителя Сибири историкам известно мало. Предполагается, что имя Ермак – сокращенное от имени Ермолай. Неоспоримым является такой факт: свой поход в Сибирь он начал, будучи уже атаманом волжских казаков, что находит подтверждение в различных документах. Ко времени похода в Сибирь Ермаку было не менее 40 лет.

Из версий летописных рассказов об организации похода Ермака. Кунгурская летопись: “…в 1582 году, 1 сентября, Строгановы отправили из крепостей своих в Сибири… Ермака Тимофеевича с соратниками, а с ними отпустили…своих разных служилых людей…и в различные доспехи облачили их, вооружением – пушками, и пищалями, и всяким оружием, и разными припасами, и всем остальным в достатке снабдили их.

С продвижением русских в Сибирь стали возникать первые города: (показываю, называю годы основания) Березов, Сургут, Тобольск, Тюмень. Но особое место в ряду русских городов занимала Мангазея.

Работа по карте Сибири в конце 16 века начале 17 века.

Учитель: Мангазея – русский город 17 века, расположенный на севере Западной Сибири, на реке Таз, являющейся частью так называемого «Мангазейского морского хода». В 1619 году плавания по этому ходу были запрещены, с целью преградить доступ западноевропейским компаниям к богатым пушниной районам Сибири. Мангазея возникла в 1601 году. Она быстро приобрела важное значение, жители ее вели меновую торговлю с местным населением, сами занимались охотой, рыболовством, скотоводством, судоходством, ремеслами. В Мангазею приезжало много русских купцов, привозивших разные товары и вывозивших пушнину. Крупное экономическое положение Мангазея сохранила до 40-х годов. С середины 17 века в связи с истреблением пушного зверя в этих местах и перенесением пушного промысла дальше на Восток Сибири значение Мангазеи стало падать. Мангазея была оставлена населением, а ее гарнизон переведен на Енисей в Туруханское зимовье, на месте которого был заложен город Новая Мангазея (ныне г. Туруханск).

Опытные мореходы Поморья еще до Ермака побывали в Мангазее, так называли район в низовьях Таза. Оттуда привозили красивые, с густым пушистым мехом шкурки соболей, стоили они дорого. Постепенно слава о соболиных богатствах края разнеслась по всей России. Решено было построить в том краю острог и послать для службы воевод с казаками, чтобы они начали собирать дань с коренных жителей Мангазеи, а охотников заставили платить пошлину за промысел соболя – одну десятую часть от числа добытых шкурок.

В 1642 году в Мангазее был сильный пожар. Почти сразу же после пожара близ местной церкви Святой Троицы вышел сам собой из земли гроб, проломив настил. Первым обнаружил это житель Мангазеи Степан Ширяев. Пытались гроб убрать, но ничего не получилось - он не сдвигался с места и не поддавался топору. Архиепископ Сибирский и Тобольский Симеон направил в Мангазею для следствия священника Ивана Семенова. При вскрытии гроба в нем оказались останки 15-16 - летнего юноши. Рядом с гробом стали совершаться чудеса исцелений. Поначалу жители города не знали имени почившего. Для сохранения от зверей сразу же был сделан земляной вал и ограждение. В 1652 году стрелец Тимофей Сеченов устроил над местом погребения блаженного Василия часовню. Явившись во сне некоторым горожанам, было определено его имя - Василий Федоров.


Работа с изображением святого Василия Мангезейского.


Учитель: Впоследствии о нем стало известно, что родом из города Ярославля. Родился примерно в 1583 году в семье небогатого торговца. Еще в раннем возрасте отец отдал сына в услужение богатому ярославскому купцу, имя которого не сохранилось в истории.

Известно, что в Мангазею он прибыл в начале XVI века в составе второго похода служивых людей. Этой экспедицией руководили князь Василий Мосальский и боярин Савлук Пушкин. По прибытии в Мангазею молодой человек, отличавшийся от других приказчиков расторопностью и честностью, стал работать в одной из торговых лавок. Юноша старался присутствовать на церковных богослужениях, оставляя мирские дела. Однажды, во время празднования Пасхи, когда Василий молился на заутреней службе, воры разграбили лавку его хозяина. Купец заподозрил Василия в соучастии с ворами, обокравшими его. Он обвинил его в краже и представил для разбирательства воеводе Савлуку Пушкину.

Василия подвергли пыткам и истязаниям, требуя сознаться в воровстве. В ожесточении купец ударил Василия в висок тяжелой связкой амбарных ключей. Страдалец сразу сник и смолк. Для предотвращения молвы и, боясь наказания, тело положили в наскоро сколоченный гроб и зарыли без христианского погребения близ съезжей избы, где совершалось истязание. Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1602 года. После опустошительных пожаров и с резким уменьшением объема торговли город пришел в запустение. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. С середины XVII в. святой Василий Мангазейский почитается за множество чудесных проявлений своей святости - в помощи недужным, скорбящим и бедствующим. В августе 1863 г. в сильнейшую бурю при повороте из Обской губы в Тазовскую терпел бедствие корабль, руководимый исследователем Ю.И. Кушелевским. Измученный холодом и качкой, он уснул и видит странный сон. Вот его описание: «… впереди меня народ: я позади его. Бегает что-то беленькое, маленькое: ловят, не поймают. Я поймал, держу в руке. Вижу, это отрок в красной рубашке. Он мне говорит: ты боишься погибнуть? Молишься о спасении? Молись Богу крепче: кричи: спаси меня, Боже! Но не тяряй духа: спасешься. Желаешь знать, кто я? Я Василий Мангазейский». Юрий Иванович собрал команду, велел ставить паруса, вопреки страху. Ветер понес судно к берегу, но вдруг сделался попутным и они благополучно вошли в Тазовскую губу, затем в реку Таз и дошли до места, где раньше была Мангазея. Путешественник скорбел, что не может совершить молебен о спасении на месте страдания святого мученика. В это время на это же место прибыл священник о. Иоанн Александровский, который сказал, что несколько дней был «ведомый сюда неведомой силой». Молебен был отслужен.

Часовня Василия Мангазейского стояла до 30-х годов ХХ века. На святых иконах праведный Василий обычно изображается таким, каким его видели благочестивые почитатели его святой памяти: «Лицем млада, мала возрастом», «образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». В Абалакском храме святой Марии Магдалины находится икона, на которой Василий Мангазейский изображен со связкой ключей – орудием его убийства. Известны иконы с изображением Троицкого Туруханского монастыря, а над ним на горе молящийся Василий - в одной рубашке и без обуви. Встречается описание иконы, на которой представлено истязание его при купце и воеводе. Исследователям жития Василия Мангазейского известны изображения во Владимирском соборе Киева, в храмах Новгорода и Москвы.

С глубоким почитанием к святому Василию относились жители всего западносибирского Севера. На месте старой Мангазеи в часовне, где до 1670 года почивали мощи святого, во всякое время года можно было видеть звериные шкуры. «Это приношение бродящих вблизи юраков Тазовской орды и других инородцев, случайно заходящих в эту глушь, - писал путешественник Н. Костров. - Они свято чтут память Василия и, отправляясь на лов зверей или после удачной охоты, всегда приходят к часовне и оставляют в ней какую-нибудь шкуру. Русские жители ближайшего селения Тазовского считают святотатством взять оттуда что-нибудь. В часовне находятся несколько образов».

Учитель: Ребята, а давайте теперь обратимся непосредственно к изображению святого и вспомним как они изображаются на иконах. Что первым бросается в глаза?

Ученик: Ключи.

Учитель: А что они означают на этой иконе?

Ученик: Святой Василий держит в своих руках орудие своего же убийства, они говорят о его смирении, о том, что Василий принял венец мученичества со смирением, добровольно. Добровольно, в смысле христианского нестяжательства и верности Христу.

Учитель: А что еще указывает на его мученический подвиг?

Ученик: На мученический подвиг еще указывает и красное облачение, так как красный цвет – цвет смерти, крови, мук.

Ученик: Крест в руках святого так же указывает на мученическую кончину, так как на нем Сам Иисус Христос принял мученическую смерть.

5. Итог урока.

Учитель: Ребята, давайте подведем итог нашего урока, что нового мы сегодня узнали?

Ученик: Сегодня на уроке, мы узнали о том, что наша епархия в XVI – XVII века была на много больше по своей площади и территории, нежели сегодня. Так же мы узнали о замечательном древнем городе Мангазее, которого сегодня уже нет на карте. Узнали о нашем Сибирском святом, Василие Мангазейском, о том, как он невинно пострадал и принял мученическую кончину.

Учитель: Молодцы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Златокипящая Мангазея

Автор: Бугаева Олеся Николаевна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164436


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства