Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе "Ядовитые растения"
Занятие по внеурочной деятельности в 1 классе "Ядовитые растения"
Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Задача взрослых, родителей и педагогов состоит в том, чтобы не только самим оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными жизненными ситуациями. Очень важно знакомить детей с такими правилами поведения, которые они должны выполнять неукоснительно. От этого зависит их здоровье и здоровье окружающих. Безопасность и здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: Демонстрационный материал: корзинка, иллюстрации с изображением растений черники, брусники, малины, смородины красной и чёрной, волчьего лыка, вороньего глаза, иллюстрация «Баба Яга», варенье из смородины, малины, черники; карточка — эталон с ответами теста.
Раздаточный материал: карточки — тесты.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Повторение. Тест.
Дети получают карточки с изображением спасательных кругов:
О каких правилах мы говорили на предыдущем занятии? (О правилах безопасного поведения при купании в речке).
Учитель предлагает раскрасить круги в зелёный или красный цвет. Если ребёнок согласен с учителем, он раскрашивает спасательный круг в зелёный цвет, если не согласен — в красный.
Тест.
1. Приходи на речку с взрослыми.
2. Плавай без надувного матраса.
3.Не ныряй.
4. Плавай долго, пока не надоест.
Затем учитель показывает эталон, дети сравнивают:
Самооценка: «5» - нет ошибок, «4» - одна ошибка, «3» - две ошибки.
3. Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня утром, около школы видели Бабу Ягу. Я пришла в класс и увидела эту корзинку. Наверное, Баба Яга оставила гостинцы.
Учитель достаёт из корзинки иллюстрации: черники, малины, смородины красной и чёрной и размещает их на доске. Дети без труда узнают и называют ягоды.
В корзинке ещё что — то есть.
Учитель достаёт иллюстрации волчьего лыка и вороньего глаза. Дети затрудняются назвать растения.
Баба Яга, наверное, нас хотела угостить свежими ягодами! Лес имеет много тайн. И когда человек идёт за ягодами, встречает в лесу незнакомое растение, плоды его нельзя рвать и тем более пробовать! Почему? Поскольку, незнакомые растения оказались в этой корзинке, я предлагаю выяснить, что это за растения.
В тех случаях, когда мы затрудняемся, что приходят к нам на помощь? (Правильно, книги).
Перед нами энциклопедия о растениях, она нам поможет узнать незнакомцев.
Учитель открывает и показывает детям эти растения в книге, затем карточки со словами появляются на доске под соответствующей иллюстрацией: «волчье лыко», «вороний глаз».
Ребята, эти растения:
На доске появляется карточка ЯУДВОИВНИТАЫГЕ.
Дети расшифровывают слово, убирая лишние буквы.
Хорошо, что мы не попробовали этих ягод!
Дети формулируют:
Тема нашего занятия: Ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз.
Цель нашего занятия: Знакомство с внешним видом этих растений.
4. Физкультминутка.
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
Нагулялся я в лесу,
Корзинку с ягодой несу.
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься.
Отвести правую руку в сторону.
Отвести левую руку в сторону.
Приседания.
Ходьба на месте.
Сесть за парту.
5. Работа над новой темой.
Словарная работа.
Волчье лыко — эти ягоды ещё называют волчьими, потому что такие же опасные. Лыко — это кора, которая у волчьего лыка очень прочная.
Вороний глаз — русское название связано с формой и цветом ягоды иссини чёрная, как глаз ворона.
Сравнительный анализ.
Назовите цвет ягод волчьего лыка. (Ярко-красные).
Какие ягоды тоже имеют красный цвет? (Малина, красная смородина). Назовите цвет ягоды вороньего глаза. (Чёрные).
Какие ягоды имеют такой цвет? (Черника, чёрная смородина).
Нужно быть очень внимательными в лесу, чтобы вместо этих ягод не попробовать ядовитых.
С помощью учителя (с опорой на иллюстрации) дети описывают внешний вид волчьего лыка и вороньего глаза и сравнивают с другими растениями, находят основные отличительные признаки.
Сравнительный анализ:
Волчье лыко:
Кустарник, кора покрыта бугорками.
Плод — ярко-красная овальная ягода.
Ягоды к ветке «лепятся».
Малина: Кустарник, кора покрыта шипами.
Красная смородина: Кустарник, листья намного крупнее, ягоды расположены на кистях.
Вороний глаз: Травянистое растение, стебель прямостоячий, наверху — четыре крупных листка, плод — чёрная ягода. Пахнет растение неприятно.
Черника: Кустарник, много мелких листиков, много ягод.
Красная смородина: Кустарник, много крупных листьев, ягоды расположены на кистях. Пахнет растение приятно.
6. Проверка индивидуального домашнего задания (Сообщение о волчьем лыке и вороньем глазе).
На доске появляется иллюстрация цветущего растения:
Волчье лыко— очень интересное растение. Весной у этого растения цветы появляются раньше, чем листья. Цветы очень красивые с приятным запахом. Но всё растение очень ядовитое.
Ролевое обыгрывание ситуации.
На доске появляется иллюстрация Бабы Яги, учитель обращается к ней:
А вот и Баба Яга вернулась. Не стыдно тебе, Баба Яга, ты нас с ребятами угостить ядовитыми ягодами хотела. Что ты говоришь? Не ядовитые? Это для тебя они не ядовитые, а мы люди, должны быть очень осторожными! Я пригласила врача к нам на урок, он тебе докажет, что ты неправа!
Обучающийся надевает колпак врача и делает небольшое сообщение:
«Волчье лыко ядовито всё целиком, в течение всего лета. Ягоды особенно ядовитые. 10-15 штук — смертельная доза для человека. Вороний глаз — ядовитое растение, особенно корневище и плоды. Ребята, если вы встретите эти ягоды в лесу - не собирайте их».
7. Физкультминутка.
Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
и их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо вот так гулять,
Урок нам нужно продолжать.
Вдох — выдох.
Ходьба на месте.
Подбородок поднять вверх.
Присесть.
Встать.
Руки потянуть вверх.
Махи руками.
Хлопки в ладоши.
Сесть за парты.
8. Закрепление.
После выступления врача у Бабы Яги не осталось сомнений, что эти ягоды — ядовитые для человека. Она нам предлагает попробовать не ядовитые, которые лежали в корзиночке. Можно это сделать? (Нет, так как сок ядовитых ягод попал на другие ягоды, и они стали тоже опасными.)
Баба Яга, попробуй наши угощения!
У учителя баночки, дети по внешнему виду угадывают, из какой ягоды варенье. Учитель разворачивает баночку с надписью, дети сравнивают свои ответы: «малина», «чёрная смородина», «красная смородина», «черника».
Малина — малиновое варенье.
Смородина — смородиновое варенье.
Черника — черничное варенье.
Затем учитель вызывает каждого ученика, завязывает глаза и даёт попробовать какое -либо варенье. Ребёнок должен угадать его по вкусу. Учитель использует одноразовые ложечки!
9. Экологический момент.
Расстроилась немного Баба Яга! Она думает, что вы теперь будете топтать ядовитые растения, уничтожать их. (Нет, не будем, природу нельзя обижать).
За что вам хочется сказать ей слова благодарности? (Мы узнали, что волчье лыко и вороний глаз — ядовитые растения. Мы сможем их в лесу узнать и ягоды рвать не станем).