Конспект занятия по краеведению «Русская изба»
для учащихся 5-6 классов.
Дать детям возможность познакомиться с внутренним убранством избы, с предметами обихода, с традициями наших предков. Увлекательное путешествие по русской избе.
Цель
Ознакомление с историей русского крестьянского быта.
Задачи
1. Познакомить с устройством крестьянского жилища, предметами домашнего обихода, их названиями и назначением.
2. Создавать необходимую предметно-развивающую среду.
3. Воспитывать патриотические чувства, любовь и гордость за свою Родину.
4. Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего, ощутить себя в потоке времени, найти там свое место.
5. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, речь.
Оборудование. Макет деревянной избы с внутренним убранством и предметами обихода, сделанными руками детей и родителей; макет печи, кочерга, ухват, горшки, берёзовые дрова, старинные утюги, старинный самовар с трубой, свеча, керосиновая лампа, различные виды прялок, шерсть, пряжа, рушники, икона.
Ход занятия.
Дети заходят парами под народную музыку. Их встречает хозяйка в русском народном платье.
-Здравствуйте, гости дорогие! (Поклон с рукой от сердца)
- Здравствуй, хозяюшка! (Дети кланяются)
- Милости просим! Проходите, присаживайтесь. Удобно Вам сидеть? Вы любите отгадывать загадки? Я буду вам сегодня загадывать много загадок, и вы узнаете, с чем я хочу вас познакомить. Слушайте первую загадку.
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
А как ещё можно назвать избу? (сруб). А почему? (Потому что её срубили топором). Посмотрите, какие раньше делали избы.
Слайд 1 картинка русской избы
Я знаю, что вы знаете много сказок, в которых говориться про дом, жилище (Теремок, Сказка о рыбаке и рыбки, Заюшкина избушка, три медведя, три поросёнка, Гуси-лебеди). А вы знаете пословицы и поговорки про избу? Дети рассказывают пословицы и поговорки.
Я хочу вас познакомить с внутренним убранством русской избы, с предметами обихода. Когда входишь в избу, то порог был высокий, а верх низким. Почему так делали двери? (Чтобы меньше холода попадало в избу). А сколько было комнат? (одна). И жила в ней большая семья. Сколько человек жило в одной комнате? (12-13). Отгадайте следующую загадку
Она стоит в русской избе
От неё тепло везде
Вы поймете, о чём речь
Это русская (печь)
Слайд 2 Картинка Русская печь
- Из чего делали печь? (Из кирпича и обмазывали глиной). А кто делал печь, как назывался? (печник). Для чего нужна печь? (спали на ней, готовили еду, сушили ягоды, грибы, одежду). Рано утром до работы для приготовления пищи растапливали большую русскую печь, в которую ставили чугун со щами. В чугуне поменьше томилась картошка с мясом, а в глиняном горшке ставили молоко, и получалось топлёное молоко с красивой золотистой корочкой. Пекли в этой же печи свой домашний хлеб, ( каравай) и хлебный аромат распространялся на всю избу.
А вы знаете пословицы и поговорки про печь? Нам поможет горшочек
Дети встают в круг и передают горшочек со словами «Ты горшочек наш беги, на ком остановился, расскажи». У кого оказался горшочек, должен рассказать поговорку.
- Какими дровами топили печь? (берёзовыми). А почему? (Они дают много тепла и хорошо горят). Следующая загадка
Чёрный конь
Прыгает в огонь
(Кочерга)
Слайд 3 картинка кочерга
- А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи). Молодцы! Отгадайте следующую загадку
Рогат, да не бык
Хватает, да не сыт
Людям отдаёт,
А сам отдыхать идёт
(Ухват)
Слайд 4 картинка ухват
- Для чего он нужен? (Брать горшочек и ставить в печь). Отгадайте следующую загадку
Гладит платья и рубашки
Отутюжит все кармашки
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него…
(утюг)
Слайд 5 картинка коллекция старинных утюгов
- Раньше делали длинные и большие столы. А зачем? (Чтобы поместилась вся большая семья). А зачем делали широкие лавки? (На них спали). Отгадайте следующую загадку
Стоит толстячок
Подбоченивши бочок
Шипит, пыхтит
Всем чай пить велит
(самовар)
Слайд 6 картинка Самовар
Показ старинного самовара с трубой
- А зачем нужна труба в самоваре? (Внутрь самовара засыпали угли, и через трубу выходил дым). А кто знает поговорку про самовар? (Самовар, что море Соловецкое, пьём из него за удаль молодецкую). Загадка
Таять может, да не мёд
Не фонарь, а свет даёт
(свеча)
Слайд картинка свеча с подсвечником
- Раньше не было электричества, и чем освещались дома? (свечами).
Загадка
На кочке огонёчек, на огонёчке пузырёчек.
Синее море, стеклянные берега, плавает утка-. горит голова? (Ответ- керосиновая лампа).
Лампа – это приспособление для освещения в форме круглого металлического или стеклянного резервуара с керосином. В верхней части лампы имеется регулятор пламени в виде маленького колёсика на штырьке. Такие лампы появились в середине 1866-х годов. Появлялось сначала в зажиточных хозяйствах, и она медленно вытесняла свечное освещение.
Слайд 9 картинка керосиновая лампа
Отгадайте загадку
Кручусь, верчусь
Не потею
Только больше всё толстею
(веретено)
Слайд 10 Показ веретена, шерсти, пряжи
- Когда девушка выходила замуж, то её жених делал своими руками прялку, расписывал узорами и дарил своей невесте. И эту прялку нельзя никому давать взаймы. В каждом доме была своя прялка.
- Над столом висели иконы и стояли обереги. Это угол назывался «Красный угол». А почему? (от слова «красивый»). А зачем нужны обереги? (Они оберегают от зла, болезни, неприятностей). А как они называются? (Коляда, Пеленашка, кукла и птица счастья, Здравница, Веснянка, Травница, Доля)
Слайд 11 Красный угол в русской избе
- Дальше стояла колыбель. Для чего она нужна? А как называлась колыбель, которую подвешивали к потолку? (зыбка). Раньше считалось, что качать пустую колыбель нельзя. Ребёнок может заболеть. Но если родители хотели ребёночка, то была такая специальная колыбелька, которую они качали пустой и тогда у них обязательно рождался ребёночек. Если ребёнок болел, то мама делала своими руками куклу-оберег на здоровье. Клала в колыбель или давала поиграть. И когда ребёнок выздоравливал, она эту куклу сжигала. Считалось, что она взяла на себя всю болезнь. А теперь давайте послушаем колыбельную песню.
Слайд Колыбель
Включается запись колыбельной песни
- А кто знает поговорку про колыбель? (Кресло старому колыбель малому, дочку в колыбельку, приданное в коробейку) .
-Вот и подошло к концу наше путешествие по русской избе. Что вы узнали нового и интересного для себя, что вам понравилось? (ответы детей)
Подведение итогов
–Вот и закончилось наше путешествие по сказочной тропинке. Познавать, уметь ценить, а, следовательно, и любить народное творчество, любить своих родных и близких – значит любить Родину. Каждый из вас продемонстрировал сегодня свои знания и умения, оказывая помощь товарищу - вы были доброжелательны и внимательны друг к другу.