Внеурочное занятие по теме: "Русская изба. Русский костюм".
Внеурочное занятие по теме: "Русская изба. Русский костюм".
Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность. Подготовка к уроку позволяет развивать личность, формировать познавательную активность, творческий потенциал учащихся. В ходе подготовки и проведении урока использованы: смена форм обучения и видов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по теме: "Русская изба. Русский костюм". »
МАОУ Гимназия № 35 г. владимир
Внеурочное занятие по теме: «Русская изба. Русский костюм».
Автор работы: учитель начальных классов Зубарева Татьяна Ивановна
Тема: «Русская изба. Русский костюм». Цель: организовать учебную деятельность учащихся для реализации группового монопроекта по теме «Русская изба. Русский костюм».
Учебные задачи, направленные на достижение результатов: 1. Личностные:
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;
Формирование уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;
Формирование интереса к новому учебному материалу;
Формирование навыков оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности.
2. Метапредметных:
Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи;
Развитие умения использовать разные способы поиска информации;
Формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера в статичных группах усложнённого типа;
Развитие операций мышления: сравнения, синтеза ,обобщения;
Формирование умения работать в статичных группах;
Освоение различных форм рефлексии.
3. Предметных:
Формирование умения грамотно формулировать речевые высказывания;
Ознакомление с особенностями внешнего вида русского костюма и русской избы (детали русского костюма, материалы, способы украшения и т.д.);
Развитие художественного вкуса, творческих способностей детей;
Формирование навыка грамотно и правильно формулировать речевые высказывания (рассказывать о прочитанном).
1. а) Самоопределение к деятельности.
б) Учитель проводит энергезирующую разминку, эмоционально настраивая детей на урок.
-Добрый день, ребята!
-Улыбнитесь друг –другу и протяните мне свои ладошки. Я хочу сегодня подарить вам свое тепло. Ловите.
Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Уважаемые гости, и вы протяните свои ладони к детям.
-Повернитесь друг к другу, положите свои ладошки на ладошки своего соседа и повторяйте за мной.
-Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
2.Актуализация и постановка учебной задачи.
-Ребята, я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Пазлы». Она похожа на игру «Разведчики»
- Возьмите на столе карточки, переверните и соотнесите свою часть с целым рисунком.
Мы выбираем командира, и он набирает себе команду так, чтобы из частей рисунка получить целый рисунок.
-Какие рисунки вы получили? (если сложить части, то получится дом, девушка)
-Занимайте свои места за столами, для этого посмотрите на карточку на столе и сравните со своим рисунком.
-Можете ли вы догадаться о чем будем говорить на занятии, определить тему урока.
-Молодцы, мы сегодня будем говорить о русских избах, костюмах.
-Посмотрите на тему нашего занятия.
3. Постановка цели и принятие детьми учебных задач.
- Чему будем учиться?
будем учиться работать в группах
будем учиться рассказывать
будем учиться фантазировать
будем учиться думать
будем учиться доказывать свою точку зрения
будем учиться слушать друг друга
-Посмотрите на доску, я определила задачи нашего занятия.
Задачи урока.
Будем учиться: работать в группах
рассказывать
слушать друг друга
Узнаем: как строились дома
как выглядел русский народный костюм
4. Открытие новых знаний.
-Вы сегодня будете работать по инструкционным картам.
Возьмите первый сиреневый листок, и прочитайте задание.
(дети читают задания)
-Прочитайте 2 пункт, что вы поняли? (надо разделиться на 3 группы)
-Если вам все понятно, то начинайте работу. (звучит музыка)
Инструкционная карта для группы «Зодчие»
В толковом словаре найдите значение слова «Зодчие». Объясните значение этого слова.
Разделитесь на 3 группы и выполните работу. В ходе работы используйте инструкционные карты.
Карта – посредник для отвечающих.
Наша группа «Зодчие». Из толкового словаря мы узнали значение слова «зодчие». (зачитать из словаря)
Мы разделились на 3 группы, и каждая группа выполняла свою работу.
Инструкция для 1 группы
«Как выглядела русская изба»
Изучите предложенную литературу «Русская изба».
На рабочем столе в компьютере найдите папку «Русская изба».
Попробуйте найти среди предложенных зданий русские избы.
Сделайте презентацию «Русская изба».
Начните словами: «Мы создали презентацию «Русская изба»».
Карта – посредник для отвечающих.
Мы узнали как выглядела русская изба. Из предложенных зданий мы выбрали русские избы. Мы узнали….
Зодчие. Информационный лист для 1 группы.
«Как выглядела русская изба»
. Изба русского человека – это не просто жилище, это его мир. Дом служил защитой, оберегал человека.
Постройка дома это целый ритуал. Крестьянин строил себе дом на всю жизнь. Одному с тяжелой работой ему было не справиться. Ему помогала вся деревня. Для постройки использовали сосны. Место для дома выбирали высокое, хорошо освещенное.
Главным строительным материалом на Руси было дерево. Русская изба состояла из горизонтально сложенных бревен. Между бревнами для тепла прокладывали мох. Избы в старину строили из сосны и ели. Эти деревья хорошо удерживали тепло и долго не гнили. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах. Избы состояли из двух частей: жилой части она была обогреваемой и клети, где хранили домашнее имущество.
В доме обязательно был подпол (т. е. то, что было под полом). Это было холодное помещение, там хранили съестные припасы.
Крышу делали покатой с двух сторон. Богатые крестьяне покрывали ее тоненькими дощечками из осины, которые скрепляли одну с другой. Бедняки же крыли свои дома соломой
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Инструкция для 2 группы
«Как строили дом»
Прочитайте статьи из предложенной литературы о том, как строились русские избы.
Постройте из предложенных деталей макет русской избы.
Найдите в тексте правила, приметы, которые учитывались при постройке русской избы, подчеркните.
Расскажите классу о том, что вы узнали.
Карта – посредник для отвечающих.
Мы строили русскую избу и узнали какие правила и приемы соблюдались при постройке дома.
«Изба русского человека – это не просто жилище, это его мир»
Зодчие .Информационный лист для 2 группы.
«Как строили дом»
Строить дом начинали с основания – фундамента. При постройке использовали обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно, чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы одежда была. Под матицу подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина.
Место соединения скатов крыши называлось «конёк» и украшалось изображением головы коня. В народе говорили: «Конь на крыше, в избе тише». Конь – первый помощник в хозяйстве. Окна же затягивали бычьим пузырём или слюдой. Дом покрывали соломенной или деревянной крышей. Каждый хозяин старался украсить свой дом. Из дерева выпиливались различные узоры, которыми украшались края крыши и окон. Окна обрамляли наличниками и ставнями. Особую красоту дому придавало резное крыльцо, на котором хозяева встречали дорогих гостей.
Инструкционная карта для
3 группы
«Внутреннее убранство избы»
Изучите материал о внутреннем убранстве избы.
Соотнесите прочитанный материал с плакатами на доске.
Расскажите классу о внутреннем убранстве избы.
Карта – посредник для овечающих.
Мы узнали как выглядела русская изба внутри.
Зодчие . Информационный лист для 3 группы.
Внутреннее убранство избы.
Небольшое пространство избы было организовано таким образом, что в нём с удобством располагалась довольно большая семья из 10-15 человек. Каждый член семьи знал своё место. Изба делилась на две половинки: мужскую и женскую.
Печь играла главную роль в доме. Если в доме не было печи, он считался нежилым. Печь – душа крестьянского дома, кормилица. Недаром народ говорит «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу» «Печь нам мать родная» «Уж лучше хлебом не корми, но с печи не гони»
Места для сна были строго регламентированы. Дети и молодые спали на полатях – настиле из досок, тянувшемся от печи к боковой стене на высоте человеческого роста. Под полатями на лавке на широкой скамье спал хозяин с хозяйкой, позднее лавку заменили на кровать. На печи же укладывались старики. Все спали на соломенных тюфяках.
Жилые помещения освещались лучиной, свечи использовались редко, обычно в зажиточных семьях. Иногда свечи зажигали по праздникам и во время молитв. Затем в быт пришли керосиновые лампы.
В избе, ближе к красному углу, стоял стол. Стол – одна из основных частей избы. «Божья ладонь» - так его называли, поэтому по нему нельзя было бить, влезать или садиться. Стол – это место семейной трапезы.
Инструкционная карта для группы «Модельеры»
В толковом словаре найдите значение слова «Модельеры».
Объясните товарищам значение этого слова.
Разделитесь на 3 группы и выполните предложенную работу. В ходе работы используйте инструкционные карты.
Карточка – посредник для отвечающих.
Наша команда «Модельеры». Из толкового словаря мы узнали значение слова «Модельеры»
Мы разделились на 3 группы и каждая группа выполняла свою работу.
Инструкционная карта для 1 группы «Модельеры»
1.Прочитайте предложенный материал о русской одежде.
2. Отберите необходимые предметы русского костюма.
3. Повесьте по порядку на вешалку предметы мужского и женского костюма.
4. Расскажите, какую одежду носили на Руси.
Карточка – посредник для отвечающих.
Мы узнали как выглядела русская одежда. Для этого мы прочитали предложенный материал, отобрали необходимые предметы для русского костюма.
«Одежда на Руси выглядела не только красочно, но и оберегала и защищала человека».
Модельеры. Информационный лист для 1 группы «Модельеры»
Наши предки большое значение придавали своей одежде.
В основе народного костюма, как женского, так и мужского, была рубаха. Она украшалась вышивкой, тесьмой, лентами, шитьём и кружевом. Считалось, что рубашка человека обладала магической силой. Простой народ одевался в домотканую льняную материю, у дворянок и барышень рубашки были шелковыми
Женщины поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан – это одежда без рукавов. Сарафан делали широким и многослойным, украшали вышивкой и лентами. Сарафан – означает с головы до ног. Во Владимирской губернии сарафан шили из 4 – 7 полотен.
Узор – символ добра и зла. Если узор был вышит по низу рубахи – то он оберегал от зла и неудач, если по вороту – оберегал голову. Узор на рукавах помогал прясть и печь. Одежда - это защита человека. Всю одежду от начала до конца создавали женщины.
Инструкция для 2 группы «Модельеры»
Прочитайте предложенный материал о русской одежде: информационный лист; на рабочем столе, в компьютере, откройте папку «Русский костюм».
Отберите необходимый материал (бумагу, картон, ножницы, фломастеры, клей, иллюстрации) для изготовления аппликации женского костюма.
Выполните аппликацию
«Русский костюм».
Расскажите из каких предметов состоит женский костюм.
Карточка – посредник для отвечающих.
Мы узнали как выглядела русская одежда. Из бумаги мы выполнили аппликацию «Женский костюм».
Модельеры. Информационный лист для 2 группы «Модельеры»
Наши предки большое значение придавали своей одежде.
В основе народного костюма, как женского, так и мужского, была рубаха. Она украшалась вышивкой, тесьмой, лентами, шитьём и кружевом. Считалось, что рубашка человека обладала магической силой. Простой народ одевался в домотканую льняную материю, у дворянок и барышень рубашки были шелковыми.
Женщины поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан – это одежда без рукавов. Сарафан делали широким и многослойным, украшали вышивкой и лентами. Сарафан – означает с головы до ног. Во Владимирской губернии сарафан шили из 4 – 7 полотен.
Узор – символ добра и зла. Если узор был вышит по низу рубахи – то он оберегал от зла и неудач, если по вороту – оберегал голову. Узор на рукавах помогал прясть и печь. Одежда - это защита человека. Всю одежду от начала до конца создавали женщины.
Инструкция для 3 группы «Модельеры»
Прочитайте предложенный материал о головном уборе.
Отберите необходимые предметы головного убора.
Украсьте кокошник.
Расскажите, какой головной убор носили русские женщины.
Начните словами: «Особое внимание уделялось головному убору».
Карточка – посредник для отвечающих.
Мы узнали какой головной убор носили девушки и женщины.(расскажите по тексту)
Также мы украсили кокошник. (расскажите по тексту)
Модельеры. Информационный лист для 3 группы «Модельеры»
Особое внимание уделялось головному убору. Девушки на голове носили повязки, завязанные сзади лентами, волосы заплетали в косы. В косу вплетались разноцветные ленты. Незамужние девушки носили кокошники, которые богато украшались и весили до 5 кг.
А вот замужним женщинам ни в коем случае не разрешалось показывать свои волосы посторонним. Они прятали волосы под особую шапочку – повойник, а поверх надевали платочек.
5.Презентация работ.
6.Рефлексия.
-Ребята вы молодцы, я очень довольна вашей работой.
-Чему мы учились на нашем занятии?
Подведение итога урока в эмоциональном стиле.
-Кому на уроке сегодня было интересно, вы много узнали, украсьте нашу улицу красным цветком.
-Если вам было трудно, но все равно вы получили большое удовольствие, то украсьте улицу желтым цветком.
-Если вам хочется еще больше узнать по этой теме, то украсьте улицу синим цветком.