-
| Постановка учебной задачи | Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | а) Смотрим фрагмент м/ф «Пластилиновая ворона» (о картинах) - Почему мы начали занятие с просмотра этого м/ф? -О каких жанрах живописи нам напомнил м/ф? -А сейчас я вам предлагаю отправиться в нашу маленькую галерею. Подойдите поближе. - Что объединяет все эти полотна? -Вот и сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним полотном этого жанра. - Работа в группах: Задание №1 - Назовите фамилию художника, с картиной которого нам предстоит сегодня познакомиться. Для этого вам необходимо разгадать ребус. - Да, действительно, автор картины, с которой мы сейчас будем знакомиться великий русский живописец Василий Дмитриевич Поленов. (Вывешиваю портрет художника с именем на доске) -А картина, которую он написал, называется «Московский дворик». (Открываю репродукцию на доске) - Сформулируйте тему нашего занятия. - Какую цель мы ставим перед собой, отправляясь в музей?
- Что должно стать результатом нашей работы на уроке?
- Что нам необходимо сделать, чтобы получился рассказ по картине? |
- Потому что у нас сейчас занятие «Музей в твоем классе». - Натюрморт, портрет, пейзаж.
- Они одного жанра. -Это пейзажи.
Команды сообщают получившееся слово: Поленов.
- Тема занятия: В.Д.Поленов «Московский дворик». - Цель: познакомиться с новой картиной, узнать, что хотел донести до нас художник. Попытаться раскрыть тайну картины. - Результат работы – наш рассказ по картине. -Решить следующие задачи: - рассматривать репродукцию картины, - находить детали с помощью инструментов, - определить тему и настроение картины, - высказывать свои наблюдения, делать выводы, - соблюдать правила поведения в музее - говорить тихо. | Высказывают свою точку зрения на заданный вопрос, дискутируют. Самостоятельно предполагают, над чем им предстоит потрудиться. |
-
| Первичное восприятие нового теоретического учебного материала. | Привлечения внимания детей к новым сведениям. | - Давайте начнем знакомиться с этим полотном. - Теперь вы исследователи, которые рассматривают, наблюдают и выделяют важную информацию. Работа в парах - Рассмотрите внимательно картину. - Двор, который изобразил художник, большой или маленький? Здесь есть, где побегать и поиграть детям? - Определите, где может быть «вход» эту картину? Покажите его с помощью стрелок – указателей. - Давайте с вами отправимся по этой дорожке. Что вы видите справа? - Много ли таких же цветов растет рядом? А через дорожку? Покажите их с помощью круглой рамки. - Идем дальше. Кого вы видите справа? - Покажите с помощью «зоркого ока» плачущую малышку. Предположите, почему она плачет? (Она упала? Про нее забыли?) - На что отвлеклась ее старшая сестренка? Какой цветок она рассматривает? Вы можете уточнить это с помощью лупы? -Покажите с помощью круглой рамки детей, играющих с щенком. - Кто покажет круглой рамкой заросли лопуха (репейника)? А обнаружил ли кто-нибудь высокий лопух с отцветшими цветами? Где он? - Каких животных вы видите в этом дворе? Покажите с помощью круглой рамки лошадку, потом курочек. Затем покажите птиц в небе. А птицу, сидящую на высокой кривой березе, вы заметили? -Дети играют во дворе одни или за ними присматривает кто-то из взрослых? Догадываетесь, кто это может быть? Возможно их мама. Покажите ее фигуру малой круглой рамкой. -Посмотрите на дом слева. Это серый невзрачный домик или приличный для тех времен особнячок? -Что такое особняк? (Отдельно стоящий богатый частный дом). - Почему вы так решили? (Он белый, высокий и с колоннами). - А куда смотрит фасад этого дома? (В сад, обнесенный забором) - А хотите заглянуть внутрь этого сада? Для этого нам придется взглянуть на другое полотно этого художника, которое называется «Бабушкин сад». Здесь мы видим лицевую часть дома, из которого только что вышли две женщины. - А что вы видите сразу за особняком? Что вы можете про него сказать? Какой он? Внимательно посмотрите на его крышу. Что вы видите? - Что стоит рядом с сараем? (Колодец). -Давайте посмотрим на задний план картины. Что вам бросается в глаза? Какая она? Раньше Москва была белокаменная. Сколько куполов вы насчитали? Значит можно сказать, что это Белокаменная пятиглавая церковь с золотыми куполами? (Вывешиваю опорные слова на доске возле картины). -Что мы видим справа от церкви? А она какая? (Тоже белокаменная). А наверху у нее не купол, а шатер (т.е. граненая пирамида). Поэтому колокольня шатровая. - Как вы думаете, какое время года изобразил Поленов? Как вы догадались? -А что нам говорит о том, что день солнечный? (Чистое голубое небо, светящиеся на солнце купола, светлые головки детей, свет падает на боковую стену особняка, на лужайку в глубине двора) -А какие звуки можно услышать, если находиться внутри картины, в этом дворике? -Скажите, а этот день праздничный или самый обыкновенный? (Обыденный). - Значит, можно сказать, что маленький дворик живет своей уютной повседневной жизнью. - Умеет ли Василий Поленов видеть красоту в простом? Посмотрите, сколько света вокруг. Какая чудная зелень на картине. А белые ромашки и белые головы ребятишек. И на заднем плане белые храмы с золотыми куполами. -Какое настроение было у художника в момент написания картины? (Доброе, хорошее, приподнятое) -Удается ли художнику, написавшему картину 136 лет назад, поднимать настроение людям и в наши дни? - Что можно сказать о В. Поленове? Каким он был художником? - А о его картине? Какая она? -Так в чем тайна картины? Что хотел передать художник? (Прекрасное настроение, покой и умиротворение) И волшебная кисть художника с этим справилась. - Теперь мы можем выйти из картины. |
- Отвечают группы по «цепочке»
- Ромашки в траве.
- Плачущего ребенка.
-Ромашку.
-В левом нижнем углу картины. -Лошадь, собаку, кур, птиц.
-Сарай. - Темный, длинный. - Она местами провалилась. На крыше проросло деревце).
-Церковь. - Белая с куполами. -5.
-Да.
-Колокольню.
-Начало лета, июнь.
-Небо чистое, травка молоденькая.
- Плач девочки, звон колоколов, жужжание стрекоз, шмелей и мух, кудахтанье курочек, ржание лошадки, повизгивание собаки, смех ребятишек…)
-Что он замечательный художник-мастер пейзажа. - «Московский дворик» - лучшее полотно мастера. Ученик зачитывает: «От картины излучается радость и ощущение тихого праздника»- писал Сальвадор Дали (испанский художник). | Высказывают свою точку зрения на заданный вопрос, дискутируют. |
-
| Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков | Формировать умение обобщать усвоенные знания и включать их в систему накопленных знаний | Работа в группах: Задание №2. Соберите весь необходимый материал, заполните таблицу. (В таблице заполняется каждой группой своя половина рассказа: Iгруппа -начало рассказа по картине (передний план полотна), II группа - конец рассказа (задний план). | Учащиеся работают в группе, обсуждают, что необходимо занести в таблицу. | Готовят устный рассказ с опорой на заполненную группой таблицу, выбирают того, кто это должен будет сделать у доски. |