Внеурочная деятельнось "Здоровей-ка" "Закаливание в домашних условиях"
Внеурочная деятельнось "Здоровей-ка" "Закаливание в домашних условиях"
Дать понятие закаливания; история возникновения закаливания; познакомить учащихся с приемами закаливания в домашних условиях; прививать интерес к данной теме, развивать стремление детей беречь свое здоровье и здоровье своих близких; учить детей правильно закаляться, чтобы не заболеть; Учить детей откровенно рассказывать о своих проблемах и страхах, умение их побеждать; прививать способность помогать друг другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельнось "Здоровей-ка" "Закаливание в домашних условиях" »
Внеурочная деятельность «Здоровей-ка» Занятие№11 Учитель Ленинской школы Красногвардейского р-на Республики Крым Григорьева Т.Н. Тема: Закаливание в домашних условиях (2класс)
Цель: учить детей беречь свое здоровье и укреплять его путем закаливания; познакомить учащихся с правилами закаливания; познакомиться со старинными обрядами закаливания; развивать способности детей самим делать выводы и оценивать свою деятельность;
воспитывать умение находить свои ошибки и способность их исправлять
Ход занятия
I. Организационный момент. Музыкальная разминка.
II. Подготовка к восприятию темы.
1.Беседа.
-Назовите составляющие здоровья.
-Как сохранить хорошее здоровье? (Ответы детей)
-Как вы понимаете высказывание
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА – НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ (ответы детей)
-Когда и как надо начинать закаливание?
Закаливание - регулярное многократное повторение однотипных нагрузок на организм. Выделяют два основных способа холодового закаливания:
Закаливание с помощью воздуха.
Водное закаливание.
Как начать закалять ребенка?
Прежде всего, надо помнить : нельзя начинать закаливание, если малыш болеет. Закаливать можно только здоровых детей. Начинать лучше всего летом, хотя можно в любое время года. Помимо водного закаливания (обливаний, контрастных обливаний ног) можно применять воздушные ванны
При закаливании важно соблюдать следующие правила:
непрерывность. Процедуры «время от времени», нерегулярное закаливание не приносят пользы, скорее вред;
постепенность. Слишком резкое понижение температуры воды для обливаний почти всегда приводит к простуде. Такого же эффекта вы добьетесь, если отправите неподготовленного ребенка гулять босиком по снегу или в холодную погоду легко одетым отправите на улицу;
превратите закаливание в веселье, закаливание холодной водой – игра для детей, малыш должен любить процедуры;
если малыш заболел (проявились любые симптомы нездоровья – жидкий стул, нарушения сна, кашель, насморк, красное горло или что-то другое, свидетельствующее о нездоровье) – процедуры нужно прекратить и обратиться к педиатру.
2. Сообщение детей (ранее подготовленные)
А) Закаливание детей — один из немногих старинных обрядов, который дошел до наших дней, практически не претерпев никаких преобразований. Для его выполнения, как и в давние времена, необходима лишь природа. Что же кроме чистого свежего воздуха, яркого солнца и воды может быть лучшим средством поддержания сил и здоровья в молодом организме, который только формируется.
Б)Что дает нам закаливание? Главным образом, способствует улучшению и стабилизации кровообращения, независимо от климатических условий, что, в свою очередь, поможет предотвратить простудные заболевания. Ведь вирус простуды проникает в организм, когда он находится в незащищенном состоянии, например, при переходе из тепла в холод. В этот момент у человека сужаются сосуды носоглотки и кровообращение нарушается. Проникая в середину организма, вирусы постепенно разрушают его незащищенные клетки. На эту травмированную поверхность инфекция влияет повторно, с еще большей силой. А закаливание — это и есть своего рода тренировка организма. Лучше всего начать её с наиболее раннего возраста, который, к слову, является самым подходящим для этого.
В) Неверным является мнение, что процесс закаливания заключается в поливании себя холодной водой и растирании снегом. Все действия, включенный в процесс закаливания, а это строгий режим дня, достаточное количество часов для сна, правильное здоровое питание, регулярные занятия спортом способствуют формированию здорового организма у вас и ваших детей. И, безусловно, закаливание должно содержать такие мероприятия, как закаливание воздухом, солнечными лучами и водой.
3. Выступление медсестры.
Закаливание детей в домашних условиях, а именно новорожденных, следует в первую очередь начинать с принятия воздушных ванн. Ведь ребенку до года требуется в 2,5 раза больше кислорода, чем взрослому человеку, так как его организм затрачивает больше энергии. Потому нужно периодически, 4-5 раз в день, проветривать помещение, где находится ребенок. В летнее время хорошо держать форточку открытой, но при этом не следует забывать о возможности сквозняка. К воздушным ваннам детей приучают еще в роддоме, когда при пеленании их на некоторое время оставляют голышом. Летом можно совершать прогулки с малышом практически сразу после рождения, но ненадолго — минут на 20-40, а зимой лучше немного повременить и выходить на улицу после 2-3 недель после рождения, при этом температура воздуха не должна переходить порог в 5 градусов.
Следует более тщательно подходить к процессу принятия ребенком солнечных ванн. До 3-х лет необходимо предотвращать появление ребенка под открытым солнцем, так как лучи ультрафиолета могут нанести вред нежной детской коже. Во избежание угрозы перегрева температура воздуха при проведении солнечных ванн для грудничков должна быть приблизительно 22 °С, а для детей возрастом 1-3 года — 20 °С, при этом желательно, чтоб на улице не было ветра. Категорически запрещено осуществлять закаливание ребенка солнцем, если температура воздуха превышает 30 °С. После солнечных ванн обычно переходят к водным процедурам.
Закаливать организм надо постепенно: под душем, в ванне, в ушате, в миске, в раковине, т.е в любой большой посудине в помещении и на улице и тогда можно достичь нужных результатов.
III. Способы закаливания
Закаливание водой имеет то преимущество, что можно брать воду любой температуры и постепенно изменять ее, используя этот вид оздоровления в любое время года.
При воздействии холодной воды кожные сосуды вначале сжимаются, наступает их спазм, кожа при этом бледнеет и появляется чувство озноба, кровь отливает к внутренним органам. Затем начинается усиленная выработка тепла внутренними органами; кожные сосуды расширяются, кожа краснеет, появляется приятное ощущение тепла.
Не следует допускать чрезмерное охлаждение, при котором кожа вновь бледнеет, губы синеют (организм в этом случае теряет больше тепла, чем вырабатывает). Чем меньше ребенок, тем осторожнее надо проводить закаливающие процедуры.
Для школьников рекомендуется использовать водные процедуры в виде умывания, ножных ванн, обтирания, душа и купания.
Умывание лица, шеи, верхней части груди и рук до локтей производят водой, температура которой 24—22°, с постепенным снижением ее до 18—16°. Для детей постарше можно снижать температуру воды до 16—14°.
Ножные ванны с постепенно понижающейся температурой воды хорошо проводить так:
ребенок погружает ноги до голеностопных суставов в таз с водой, температура которой 36—34°, в первый день — на 2—3 секунды, во второй — на 4—6 секунд; в третий день — на 10—15 секунд.
После этого понизьте температуру воды на 1° и проведите процедуру в таком же порядке, а затем еще раз снизьте температуру на 1° и т. д. Таким образом, снижая температуру каждые 3—4 дня, доведите ее до 24—20°.
Контрастные ножные ванны основаны на принципе постепенного привыкания к резким колебаниям температуры воды.
Проводят их так:
ставят два таза — один с водой 38°, второй — с водой, температура которой в первые дни на 3—4° ниже (то есть 35—34°) и каждые последующие 2—4 дня понижается на 1—2°, пока не будет доведена до 20°. В первом тазу температура не изменяется (38°).
Таким образом, разница температур в тазах все увеличивается. Ребенок опускает ноги до голеностопных суставов сначала в горячую воду на 2—3 секунды, затем, не вытирая, ставит во второй таз на 5 секунд, а потом вновь в первый и затем во второй, но уже на 10 секунд, и так 4 раза, доводя время погружения в холодную воду до 20 секунд.
После холодной воды надо хорошо вытереть ступни и энергично растереть их рукавичкой или полотенцем из махровой ткани. Лучше всего эти процедуры проводить по утрам, после сна, что является очень хорошим профилактическим мероприятием против катаров верхних дыхательных путей, ангин и пр.
Обтирание проводится так же, как мы говорили раньше, только начальную температуру воды, равную 32—30°, снижают до 22—20°. Детей начиная с 6-летнего возраста, можно приучать делать обтирание самостоятельно, нужно лишь помочь им вытереться.
Душ — более сильная процедура, чем обтирание и обливание, так как воздействие температуры воды сочетается с ее давлением. При использовании душа наконечник его надо располагать не ниже 40—50 см над головой ребенка во избежание сильного давления струи воды. Температура воды должна быть на 1° выше, чем при обтирании. Длительность пребывания под душем — 20—40 секунд при температуре воздуха не менее 20—18°.
Начав закаливающие водные процедуры, проводите их ежедневно круглый год в любую погоду. Летом температура воды для каждого вида процедуры должна быть на 1—2° ниже, чем зимой.
Купание в открытых водоемах допускается с 3-летнего возраста, но при условии, что дети подготовлены предварительно обтиранием, обливанием и воздушными ваннами. В условиях средней полосы России можно начинать купание при температуре воды не ниже 22э, воздуха — 24—26° при отсутствии ветра. Начальная длительность купания — от 1 до 2 минут, постепенно ее доводят до 5—8 минут. Школьники должны купаться в неглубоком месте с песчаным дном не при слишком быстром течении и только в присутствии взрослых. Не допускайте купания детей натощак и когда они потные. Обязательно заставляйте их двигаться в воде; по окончании купания быстро оботрите досуха, предложите согреться легкими движениями, обязательно в тени, а не на солнце.
Закаливание воздухом для школьников не менее полезно, чем для детей раннего возраста. Проводится оно в виде воздушных ванн в помещении, прогулок, сна на воздухе и воздушно-солнечных ванн.
Дети получают воздушные ванны в помещении во время утренней гимнастики, которая выполняется в хорошо проветренной комнате, а еще лучше — при открытой форточке.
Длительность таких ванн постепенно доводится с 4—5 минут до 10—12, а температура воздуха — с 20 до 18°.
Постепенно облегчайте одежду ребенка: сначала замените рубашку майкой, чтобы обнажить руки и шею, затем чулки носками — обнажите ноги. Наконец снимите и майку, оставив ребенка в одних трусах.
Пребывание детей на воздухе должно составлять не менее 4—5 часов в день (с перерывами). Сюда включаются игры на воздухе и пешеходные прогулки.
Сон на воздухе разрешается при более низкой, чем детям раннего возраста, температуре (20—25°). Зимой надо обязательно использовать для сна на воздухе теплые спальные мешки.
Воздушно-солнечные ванны организуйте под навесом, тентом или в тени деревьев, в защищенном от ветра месте. Солнечные ванны как специальная процедура рекомендуются проводить с большей осторожностью из-за опасности перегревания. Во время прогулок следите, чтобы дети школьного возраста находились под прямыми лучами солнца не более 15 минут подряд.