kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В гостях у писателя Юрия Олеши или "Время волшебников прошло?" Библиотечный урок, посвященный 115-летию со дня рождения писателя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок по сказке  Ю. Олеши «Три толстяка» для учащихся 3-4 классов

Цель урока:

•       познакомить учащихся с жизнью и твор­чеством Ю. Олеши;

•       обсудить сказку «Три толстяка».

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у писателя Юрия Олеши или "Время волшебников прошло?" Библиотечный урок, посвященный 115-летию со дня рождения писателя »

В гостях у писателя Юрия Олеши или «Время волшебников прошло»?

Библиотечный урок по сказке Ю. Олеши «Три толстяка»

Цель урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и твор­чеством Ю. Олеши;

  • обсудить сказку «Три толстяка».

  • Оборудование: портрет писателя, книга.

  • Ход урока

Вступительное слово библиотекаря

Здравствуйте, ребята!

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Все это выдумки и сказки для совсем маленьких детей.

– Ребята, согласны ли вы с этими словами? (ответы детей)

– С кем водятся волшебники?

– Где можно встретить волшебников?

– Как вы понимаете пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок?”

– Каких писателей-сказочников знаете?

Сегодня на уроке вы откроете для себя еще одного писателя-сказочника и узнаете о его замечательной сказке, известной всему миру. Это Юрий Карлович Олеша.


В качестве эпиграфа мы выбрали слова автора сказки «Три толстяка» Юрия Олеши: «Очень мало было авторов, писавших сказ­ки. Поэты этого рода — действительно редкое и удивительное явле­ние. Здесь не может быть подделки, и здесь поэзия и выдумка первок­лассны, здесь индивидуальность автора исключительна».

  1. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Юрий Карлович Олеша родился на Украи­не в городе Елисаветграде (ныне Кировоград); его отец был польским дворянином. Он имел древние корни: его предки были очень имени­тыми, им полагался родовой герб: олень с зо­лотой короной, надетой на шею. Своей роди­ной считал Одессу, именно там прошли его детство и юность. После окончания гимназии поступил в университет на юридический фа­культет. Проучившись 2 года, оставил учебу. В начале 20-х годов переехал в Москву, долгое время работал в газете железнодорожников «Гудок», для которой он сочинял стихотворные фельетоны, подпи­сывался совсем не поэтическим псевдонимом Зубило. Свой знаменитый роман-сказку «Три толстяка» Олеша писал в перерывах между работой для газеты «Гудок». Жил он в то время в крохотной комнатке, писал, лежа на полу, используя для этого ру­лон типографской бумаги.

Как говорил писатель, сказка является отражением гигантских событий в жизни общества. В романе происходят события, чрезвычайно похожие на те, очевидцем которых он был (революция, Гражданская война, освобождение Одессы от оккупантов). Это, несомненно, политический роман, окрашенный сказочностью.

Юрий Олеша очень любил театр, и ему очень хотелось, чтобы с низка была театральной. Многие отрывки из сказки похожи на текст сценария, а многие — на описание циркового представле­ния. Недаром «Три толстяка» стали и балетом, и пьесой, и кино­фильмом.

Умер Олеша в Москве 10 мая 1960 года.

Вопросы для обсуждения сказки:

  • Какое невероятное происшествие произошло на площади Суда?

(Продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух)

  • Почему три толстяка лишили наследника Тутти общества детей и устроили зверинец?

(Они хотели, чтобы мальчик вырос жестоким и злым, чтобы у него развилось «железное» сердце);

  • Как воспитывали Тутти?

(Он жил изолированно: не видел детей, не знал, что происходит в мире, его никогда не вывозили из дворца; людям, окружавшим Тутти было запрещено улыбаться, Тутти никогда не слышал звонкого смеха; его воспитатели были стариками);

  • Какая просьба была у доктора Гаспара взамен на новую куклу для Тутти?

(Он потребовал, чтобы всем пленникам даровали жизнь — казнь отменили, а плахи сожгли);

  • Как Проспер смог убежать из дворца трех толстяков?

(Суок узнала, что в дворцовой кухне есть тайный ход, он спря­ми под одной из кастрюлей);

  • Почему Суок не почувствовала отвращения, когда она увидела Тутти?

(Она его представляла «отвратительным, чем-то вроде знатной старухи, только с длинным и тонким языком малинового цвета, всегда высунутым наружу». А он оказался обычным мальчиком);

  • Почему Тутти и Суок (брат и сестра) были разлучены?

(Три толстяка хотели воспитать в наследнике жестокость, бессердечие. Они приказали ученому Тубу, чтобы он сделал для мальчика железное сердце, но он отказался, за что был посажен в клетку);

  • Как переводятся имена Тутти и Суок?

(Тутти — «разлученный», Суок — «вся жизнь»);

  • Угадайте героев по описанию:

  • «Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонки­ми ножками — похожий не то на скрипку, не то на кузнечика»

(учитель танцев);

  • «Голова, круглая рожа, похожая на чайник, расписанный маргаритками, торчала наружу... Поэт мог принять его за лебедя в белоснежном оперении, садовник — за мраморную статую, прачка — за гору мыльной пены, а шалун — за снеж­ную бабу»

(продавец воздушных шаров в торте);

  • «Они ели больше всех. Один даже начал есть салфетку…, оставив салфетку, тут же принялся жевать ухо, между про­чим, оно имело вид вареника»

(три толстяка);

  • «Перед ней стоял худенький мальчик, похожий на злую девочку, мальчик, сероглазый и немного печальный, накло­нивший растрепанную голову набок»

(наследник Тутти);

  • «Серые глаза ее весело блестели. Сейчас она казалась серьезной и внимательной, но от ее печали не осталось и следа. Напротив, вы бы сказали, что это шалунья, притворя­ющаяся скромницей»

(Суок).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончить мне бы хотелось одной забавной историей, произо­шедшей с писателем:

БУДУЧИ в Одессе, Олеша лежал на подоконнике своего номера в гостинице. По улице шел старый торговец газетами. — Эй, газеты! — закричал Юрий Карлович со второго этажа. Торговец поднял голо­ву и спросил: — Это откуда вы высовываетесь? — Старик!— сказал Олеша. — Я высовываюсь из вечности.

Действительно, читая книги Юрия Олеши, понимаешь, будто он существовал всегда, вечно, не мог не существовать.

Использованная литература:

Большая литературная энциклопедия для школьников и студентов. —

М.: Слово, 2004. — 845 с.

Волкова, 0. Изучаем сказку Ю. Олеши «ТРИ ТОЛСТЯКА» // Литература .

— 1999. — № 44.

Тубельская, Г.Н. Детские писатели России. Сто имен: биобиблиографи-

ческий справочник. Ч. П. М-Я. — М.: Школьная библиотека, 2002. — С.

61-64.

Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до

«Я». — М.: Издательский дом «Современная педагогика», 2001. — 528 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Вахлакова Татьяна Федоровна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121468


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства