kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок теоретического обучения на тему:"Устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок теоретического обучения для СПО по профессии "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) разработан для обучающихся 1 курса. Разработка соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок теоретического обучения на тему:"Устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения".»

План-конспект урока теоретического обучения

Тема: «Устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения»

Цели урока:

Образовательная:

-изучить конструктивные особенности и принцип действия сварочных трансформаторов;

-закрепить знания о внешних вольтамперных характеристиках сварочного оборудования;

-обобщить и систематизировать знания об инструментах электросварщика;

-способствовать выработке навыков решения практикоориентированных задач.

Развивающая:

-развивать у обучающихся умения выделить главное в изучаемом материале;

-способствовать формированию умения применять полученные знания в практической деятельности

Воспитательная:

-способствовать формированию у обучающихся уважения к выбранной профессии;

-способствовать воспитанию целеустремленности;

- показать связь предмета с производственной практикой;

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Проверять оснащенность, работоспособность, исправность и осуществлять настройку оборудования поста для различных способов сварки.

ПК 1.4. Подготавливать и проверять сварочные материалы для различных способов сварки.

Тип урока: урок первичного усвоения знаний


Методы обучения:

-объяснительно-иллюстрационный (объяснение, показ)

-частично-поисковый (решение познавательных задач и проблемных ситуаций)

Средства обучения:

-презентация «Сварочные трансформаторы»;

-слайды и карточки-задания «Характеристика основных типов сварочных трансформаторов», «Устройство трансформатора ТСК-500», «Заповеди сварщика»;

-тесты с заданиями

Ход урока:

1.Организационный момент:

-приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку.

2. Целеполагание и мотивация. Эмоциональный настрой.

Преподаватель:

Сегодня наш урок будет проходить под девизом: «Современный технический прогресс неразрывно связан с совершенствованием сварочного производства». Тема нашего занятия «Устройство сварочного оборудования, назначение, правила его эксплуатации и область применения». (Слайд 1)

Цели урока: (Слайд 2)

План урока (Слайд 3)

Но прежде, чем начать наш урок, я предлагаю отметить ваше настроение. Отметьте галочкой ваше настроение.


Рефлексия: раздаются карточки:

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

 

Рефлексия «Настроение»






Ребята, отметьте свое настроение в начале урока:

- комфортно

- уверен в силах

- хорошо

- плохо,

В конце урока посмотрим как изменится ваше настроение, считаем индикаторы настроения.



Первый этап урока – повторение пройденной темы прошлого занятия.


Преподаватель: закрепим знания по теме «Требования к источникам питания сварочной дуги».


  1. Актуализация опорных знаний

(форма проведения - профессиональный диктант)

Преподаватель: Я буду диктовать вам начало предложения, а вам необходимо дописать его окончание в тетрадь, затем сверить свои ответы с ответами своего товарища. Найти ошибки, если таковые имеются.

Обучающимся диктую начало предложения, в тетрадях записывают ответы задания (время на выполнение 8-10 минут).

Профессиональный диктант

Задание: дописать предложение


п/п

Начало предложения

Эталон ответа

1

Специально оборудованное место для сварки называется …

сварочный пост

2

Основным оборудованием сварочного поста являются…

источники питания

3

Для зажатия электрода и подвода к нему сварочного тока служит…

электрододержатель

4

Для защиты глаз и кожи лица от лучей дуги, брызг металла и шлака предназначены…

светофильтры или защитные стекла

5

Для подвода тока от источника питания к электрододержателю и изделию служат…

сварочные провода

6

Зависимость напряжения на выходных клеммах источника питания от тока в электрической цепи называется…

внешней характеристикой

7

Сварочный ток, напряжение и мощность, при которых не происходит перегрев источника в максимальном расчетном режиме, называют…

номинальным

8

ГОСТ устанавливает максимальное напряжение холостого хода для источников питания переменным током, которое должно составлять не более…

80В

9

ГОСТ устанавливает максимальное напряжение холостого хода для источников питания постоянным током, которое должно составлять не более…


90В

  1. Работа по теме урока.


Переходим к изучению новой темы – проблемное задание - собрать из карточек с буквами название сварочного оборудования, которые я упоминала на предыдущих занятиях (время на выполнение задания 3 мин.). Один из обучающихся из группы вслух называет ответ:

    1. Сварочные трансформаторы однопостовые и многопостовые, специальные.

    2. Сварочные выпрямители однопостовые и многопостовые.

    3. Сварочные генераторы, преобразователи и агрегаты.

(Ответы обучающихся вывешиваются на доске с названиями оборудования).

Преподаватель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим об устройстве сварочных трансформаторов однопостовых и многопостовых, узнаем их назначение и правила эксплуатации, область применения.

Назначение сварочного трансформатора. Сварочный трансформатор является основным устройством, которое обеспечивает питание для сварочного процесса. Как правило, здесь используется понижающий принцип действия, так как напряжение, которое подается из сети, оказывается слишком большим, поэтому его требуется понизить до нужного значения. Естественно, что для каждого процесса сваривания, в зависимости от особенностей материалов, может понадобиться свои особенности параметров трансформатора, которые должны отобразиться в принципе действия, и как следствие, в конструкции. Все изменения касаются преимущественно параметров и их регулировки. Здесь нужен деликатный подход, так как многие вещи, такие как сварка тонкого металла, предполагает точную настройку параметров, чтобы не перепалить заготовки, поэтому устройство сварочного трансформатора должно обеспечивать все необходимые для этого условия.

Сварочный трансформатор служит для понижения напряжения сети с 220 или 380 В до безопасного, но достаточно легкого зажигания и устойчивого горения электрической дуги (не более 80В), а также для регулировки силы сварочного тока. (запись в тетрадях)


В единой системе обозначения изделий электротехнической промышленности в основу классификации сварочного оборудования положены: (Слайд 7). Обучающиеся делают запись классификации в тетрадях.

  • Тип (первая буква в обозначении) – трансформатор (Т), генератор (Г), преобразователь (П), агрегат (А), выпрямитель (В) и специализированный источник – установка (У);

  • Вид сварки – дуговая (Д) и плазменная (У);

  • Способ сварки – в защитных газах (Г), под флюсом (Ф), универсальный (У) и покрытыми электродами (без обозначения);

  • Вид внешней характеристики – жёсткая (Ж) и падающая (П);

  • Количество обслуживаемых постов – многопостовой (М) и однопостовой (без обозначения);

  • Номинальная мила тока (одна или две первые цифры означают её округленное значение в десятках или сотнях ампер);

  • Климатическое исполнение (последняя буква) – для стран с холодным (ХЛ), умеренным (У) и тропическим (Т) климатом;

  • Категория размещения (последняя цифра) – для работы на открытом воздухе (1), под навесом (2), в неотапливаемом (3) и отапливаемом (4) помещениях;

Пример расшифровки обозначения, например, трансформатор марки ТДФЖ – 1002 УЗ:

Т – тип источника (трансформатор);

Д – вид сварки (дуговая);

Ф – способ сварки (под флюсом);

Ж – тип внешней характеристики (жесткая);

10 – номинальная сила тока в сотнях А (на 1000 А);

02 – регистрационный номер разработки;

У – климатическое исполнение (для стран с умеренным климатом);

3 – категория размещения (для работы в помещении).

Источник питания для дуговой сварки выбирают прежде всего по роду тока дуги. Различают источники переменного тока (сварочные трансформаторы), постоянного тока (сварочные выпрямители, инверторы, преобразователи и генераторы), а также универсальные источники питания для импульсной сварки.


К нам пришла делегация по обмену опытом работы сварщиков из Мелеузовского ВНЗМ.


Деловая игра: экскурсия на предприятие.

Начальник цеха: Я приглашаю вас на экскурсию нашего предприятия в цех по изготовлению металлоконструкций.

Показ видеофильма «Изготовление металлоконструкций».

В цех металлоконструкций установлены новые сварочные трансформаторы.

С характеристикой основных видов сварочных трансформаторов, применяемых на нашем предприятии вас познакомит сварщик III разряда Садыков Айнур. (Слайд 8).

Слайд «Характеристика основных видов сварочных трансформаторов»

Сварочные трансформаторы по принципу действия и конструктивному оформлению подразделяются на две группы: трансформаторы с нормальным магнитным рассеиванием и трансформаторы с увеличенным магнитным рассеиванием.

Трансформаторы СТН, СТЭ, ТСД - это трансформаторы с нормальным магнитным рассеиванием - их применяют для автоматической и полуавтоматической сварки под флюсом.

Принцип действия трансформаторов с увеличенным магнитным рассеиванием основан на использовании магнитных шунтов, подвижных катушек или ступенчатого (виткового) регулирования.

Трансформаторы с подвижными катушками ТС, ТСК, ТД- однопостовые трансформаторы. Трансформаторы ТД в настоящее время заменяют более совершенными трансформаторами ТДМ.

Сейчас наиболее широкое применение находят сварочные трансформаторы ТС и ТСК.

Трансформаторы с магнитными шунтами ОСТА, СТАН, СТШ в настоящее время не выпускаются, но еще довольно часто применяются в производстве.

Трансформаторы с подмагничиваемым шунтом и ступенчатым регулированием применяются для автоматической сварки под флюсом. Это трансформаторы ТДФ 1001и ТДФ 2001.

Итак, мы познакомились с типами трансформаторов, которые выпускает наша промышленность.


Сварщик Байназаров Рамзиль расскажет «Устройство трансформатора ТСК-500» (слайд 9 )

Разъяснение устройства трансформатора ТСК-500 на макете.

Сварщик : Трансформатор ТСК-500 состоит из:

- сердечника-магнитопровода, выполненного из трансформаторной стали;

-на сердечнике размещены первичная и вторичная обмотки;

-подключается трансформатор к сети переменного тока с напряжением 380В;

-первичная обмотка закреплена неподвижно, а вторичная передвигается по сердечнику, регулируя величину сварочного тока.

-для перемещения катушек служит вертикальный винт с ленточной резьбой, снабженный рукояткой.

Принцип действия сварочного трансформатора прост (объяснение на макете):

-при сближении катушек магнитное рассеивание и вызываемое им индуктивное сопротивление обмоток уменьшается, и сварочный ток увеличивается;

-при удалении катушек друг от друга большая часть магнитного потока рассеивается, т.е. проходит не полностью по стальному сердечнику, а частично идет по окружающему их воздушному пространству. Это увеличивает Э.Д.С. самоиндукции, направленную против основной Э.Д.С., т.е. увеличивает индуктивное сопротивление обмоток, что приводит к уменьшению тока в сварочной цепи;

-величину сварочного тока регулируют перемещением катушек по магнитопроводу;

-для точного определения величины сварочного тока пользуются амперметром;

-конденсатор служит для повышения коэффициента мощности.

Прошу вас назвать основные части сварочного трансформатора и показать на макете: магнитопровод, первичные и вторичные катушки.


Начальник цеха: Как регулируют величину сварочного тока?


Сварщик: Величину сварочного тока регулируют перемещением катушки первичной обмотки по магнитопроводу.


Начальник цеха: При каком положении катушек сила тока будет больше?


Сварщик: При сближении катушек индуктивное сопротивление обмоток уменьшается, а сила сварочного тока увеличивается.


Начальник цеха: Для чего служит конденсатор?


Сварщик: Конденсатор служит для повышения коэффициента мощности.

Начальник цеха: (слайд 9) Расскажет «Правила эксплуатации сварочных трансформаторов» сварщик 3 разряда Фазлыахметов Денис

Сварщик: При обслуживании сварочных трансформаторов необходимо соблюдать следующие правила:

-регулярно проверять состояние сварочной и заземляющей цепи, подтяжки крепежных деталей сердечника и кожуха;

-чаще смазывать регулировочный механизм;

-при перемещении аппарата пользоваться ручками или подъемными кольцами кожуха трансформатора.

Спасибо работникам ВНЗМ за интересную информацию. Мы продолжаем урок.

Преподаватель: Итак, еще раз закрепляем устройство сварочного трансформатора (слайд 15). Трансформатор предназначен для питания дуги переменным током, снижения напряжения, регулировки сварочного тока. Ток, напряжением 220 В, попадает в первичную неподвижную обмотку, затем во вторичную подвижную обмотку, где напряжение снижается до рабочего за счёт уменьшения числа витков во вторичной обмотке.

Затем ток идёт на зажимы, а с них по токоведущим проводам к электрододержателю и изделию.

Регулировка сварочного тока осуществляется рукояткой: при приближении вторичной обмотки к первичной ток увеличивается, а при удалении – уменьшается.

Сварочный трансформатор может работать в диапазоне больших и малых токов. При соединении обмоток последовательно, трансформатор работает в диапазоне малых токов, а при соединении обмоток параллельно – работает в диапазоне больших токов.


А сейчас, мы с вами рассмотрим, какой вид обслуживания и в какие сроки необходимо производить текущий и капитальный ремонт сварочных трансформаторов (для обсуждения привлекаются обучающиеся) Слайд 11 «Сварщику на заметку»


5. Закрепление изученного материала

Преподаватель: Для закрепления пройденного материала вам предлагаются следующие задания:

1. В карточках – заданиях «Устройство сварочного трансформатора» записать названия частей ТС.

2. Технику безопасности при работе со сварочным оборудованием вы повторяете каждый урок на производственном обучении и на уроках нашего предмета. Правила оказания первой медицинской помощи мы с вами изучали в самом начале учебного года. Вторым заданием вам предлагается тест, в котором необходимо проанализировать ситуации, которые могут сложиться при выполнении сварочных работ и дать правильный ответ. Свои ответы вам необходимо сверить с ответами своих товарищей и найти ошибки, если таковые будут иметь место (краткий анализ ответов на тесты с привлечением для обсуждения обучающихся).

Слайд 11 «Пять заповедей сварщика»

5. Подведение итогов работы

Преподаватель: И, как итог нашей работы, заповеди сварщика при работе со сварочным оборудованием.

(помощь обучающихся, которые вслух зачитывают заповеди и комментируют их).

Слайд 12 «Что нового узнали и для чего нужны полученные знания»

(краткий опрос обучающихся по изученной теме)

(обучающиеся сравнивают цели урока и его результат, оценивают свою работу, делают выводы, аргументируют ответы).

Поведение итогов (озвучивание имен наиболее активно работавших на уроке обучающихся).

Домашнее задание: составить краткий конспект прошедшего урока

6. Заключительное слово преподавателя:

Сегодня на уроке, изучая конструктивные особенности и принцип действия сварочных трансформаторов, мы с вами убедились в значимости теоретических знаний для овладения профессией, для развития профессиональных и общих компетенций.

Я надеюсь, что полученные знания помогут вам на практике при работе со сварочным оборудованием, потому что современный рынок труда требует специалиста, обладающего высокой профессиональной мобильностью, способностью быстро адаптироваться к новым условиям труда, уверенно владеющими своими профессиональными знаниями.


Заключение

В современном мире сварка имеет фундаментальное значение в строительстве и создании многих конструкций, без которых трудно представить повседневную жизнь: машины, дома, мосты и т.д.

Процесс сварки требует серьезных знаний и навыков, нельзя так просто взять сварочный аппарат и наложить шов.

Профессиональному сварщику придется освоить технологию плавления металлов, методы и принципы действия используемых агрегатов и оборудования. Ему придется понимать физическую сущность всех протекающих процессов, знать особенности сварки разных видов металлов.

А с учетом того, что технологии не стоят на месте и постоянно развиваются, от сварщика требуется постоянное повышение квалификации и изучение современных перспективных тенденций.

Гибкость сварочного производства определяется в первую очередь, универсальностью сварочного оборудования и высокой квалификацией сварщиков.

Список литературы

  1. Герасименко А.И. Основы электрогазосварки. – Ростов/нД: Феникс, 2006.

  2. Борилов А.В. Сварщик ручной дуговой сварки. - Ростов/нД: Феникс, 2008.

  3. http://www.profvibor.ru/catalog/article.php

  4. http://www.edu.ru/abitur/act.86/index.php































Тест

«Техника безопасности при работе со сварочным оборудованием»

Во время проведения сварочных работ со сварщиком произошел один из случаев. Ваши действия при этом: (выбери правильный ответ)

пп

Задание

Эталон ответа

1

При воспалении слизистой оболочки глаз необходимо:

1. вызвать врача;

2. вывести пострадавшего на свежий воздух;

3. наложить на глаза компресс, смоченный в слабом растворе питьевой соды или 2% растворе борной кислоты;

4. перевести пострадавшего в темное помещение



3

2

При отравлении газами необходимо:

1.вывести пострадавшего на свежий воздух;

2.напоить горячим чаем;

3.при необходимости сделать искусственное дыхание;

4.дать подышать кислородом из кислородной подушки.



1

3

При поражении электрическим током спасение пострадавшего зависит от:

1.силы тока, от которого произошло поражение;

2.от быстроты освобождения его от тока и быстрых и правильных действий при оказании первой помощи.



2

4

Определите последовательность действий при оказании первой помощи при поражении электрическим током:

1. отключить ту часть установки, которой касается пострадавший;

2. для отделения пострадавшего от токоведущих частей можно взяться за его одежду, если она сухая (полы пиджака, пальто)



1,2




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кучеренко Ирина Александровна

Дата: 22.10.2017

Номер свидетельства: 433916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства