Урок-открытие "Учить не мыслям, а мыслить" (нравственное воспитание школьников)
Урок-открытие "Учить не мыслям, а мыслить" (нравственное воспитание школьников)
Человек ответствен за свои мысли. Мысли присутствуют у человека с детства, поэтому очень важно научить ребенка мыслить правильно и эффективно. Многие знания, полученные в школе, потом забудутся, а вот умение рассуждать, вырабатывать собственное мнение остается у ребенка навсегда.
«В жизни каждого человека бывают годы, месяцы, может быть, дни, часы или даже минуты, когда должно свершиться для него нечто очень важное, необходимое, судьбоносное. От этого важного и необходимого, если оно свершится, будет зависеть благое будущее, которое можно именовать оправданием жизни, смыслом жизни, утверждением предназначения, приобретением счастья».
Мы не человеческие существа получающие духовный опыт,
а мы духовные существа, проходящие человеческий опыт.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-открытие "Учить не мыслям, а мыслить" (нравственное воспитание школьников)»
Филиппова Анжелика Дмитриевна
общеобразовательная школа І-ІІ ступеней № 22 города Тореза Донецкой народной республики, директор школы, учитель биологии и химии, звание «старший учитель», «Рыцарь Гуманной Педагогики»
Девиз: «Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить»
Партитура урока
1. Феномен мысли.
2. Развитие мудроречия ( работа с пословицами).
3. Работа со словарем сути слов.
4. Как это – прожить жизнь с достоинством.
5. Смысл жизни.
6. Просмотр видеоклипа «Сила духа» («Одноногий танцор»)
Лейтмотив:
Человек ответствен за свои мысли. Мысли присутствуют у человека с детства, поэтому очень важно научить ребенка мыслить правильно и эффективно. Многие знания, полученные в школе, потом забудутся, а вот умение рассуждать, вырабатывать собственное мнение остается у ребенка навсегда.
«В жизни каждого человека бывают годы, месяцы, может быть, дни, часы или даже минуты, когда должно свершиться для него нечто очень важное, необходимое, судьбоносное. От этого важного и необходимого, если оно свершится, будет зависеть благое будущее, которое можно именовать оправданием жизни, смыслом жизни, утверждением предназначения, приобретением счастья».
Мы не человеческие существа получающие духовный опыт,
а мы духовные существа, проходящие человеческий опыт.
Урок-открытие «Учить не мыслям, а мыслить…»
Опорный конспект
Мы-философы
Сухомлинский
Сократ
Человек – есть мера всех вещей. Сократ
Нам нужна:
МудРость – радость ума
Словарь сути слов:
Человек – ученик, который учится век.
Культура- почитание Света.
Учитель – тот, кто несёт Свет.
Радость-Свет до ста раз
ФилоСофия-любовь к мудрости
ДоСтоИнство- утверждение Света в тебе сто раз
Притча- маленький рассказ о б……
м……и
Философ- тот, кто любит __________________
Ищещь трудность, находишь м___________
«Человеком нужно не только родиться.
Человеком нужно стать.»
В.А.Сухомлинский
«Чаще смотрите на звезды…»
П.Флоренский
«Людина приходить для срідної праці»
Григорій Сковорода
«Прожить жизнь нужно с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить»
Дмитрий Лихачев
Как это – с достоинством?
_________________________
_________________________
_________________________
_________________________
Д.Лихачев
Актуализация опорных знаний
Учитель:
- Тема, которой посвящена сегодняшняя встреча, звучит так: «Учить не мыслям, а мыслить…» Слова эти принадлежат известному европейскому философу Иммануилу Канту.
1.Беседа: Как вы понимаете их?
- Получается, что главное – не чужие мысли, а то, что мы сами думаем.
2.Учитель обращается к участникам студии с некоторыми пояснениями:
Вначале было слово…
Слово есть выражение (форма) пространственной мысли. Огонь мысли облекается в мыслеобраз, а мыслеобраз – в слово звучащее или начертанное. Невидимое становится видимым. Эта ступенчатость проявлений – во всем.
Мыслить, думать - суть духовной жизни. Мышление рождает мысли, мыслеформы, мыслеобразы. Они бывают светлые и тёмные, добрые и злые, радостные и грустные, высшего духовного плана и низшего духовного плана. Постоянное, неугасимое, непрерывное мышление людей - поколения за поколениями - населяет пространство огромным количеством мыслеформ и мыслеобразов разного качества и рода, создает Ноосферу планеты». (Ш. А. Амонашвили «Школа жизни», с. 45).
Мысль есть энергия. Как таковая, она, будучи приведена в движение, не может не дать следствий. Все, что создано руками человеческими, есть следствие мыслей. Когда ученый или изобретатель мечтает, он творит. Чудесная сила творческой мысли может быть направлена в любую сферу активности. Мысль творческая есть мысль, следствия приносящая. В союзе с творческой мыслью можно вершить чудеса. Летчик направляет самолет, куда хочет, пользуясь рычагами управления. Самый же благородный человек в мире это тот, кто определил свой Путь и дальше постоянно его проверяет компасом сердца и разума и поправляет силою воли. Человек этот принесет спасение, облегчение и радость многим другим и этому тоже не будет счета. А Имя его будет вбирать в себе добрую власть и славу. Важно уберечь Ноосферу от загрязнения тёмными, злыми мыслеформами и мыслеобразами, обогатить её светлыми и добрыми детищами человеческого мышления. Человек ответствен за свои мысли. Мысли присутствуют у человека с детства, поэтому очень важно научить ребенка мыслить правильно и эффективно. Многие знания, полученные в школе, потом забудутся, а вот умение рассуждать, вырабатывать собственное мнение остается у ребенка навсегда.
3.Беседа
Учитель:
- Итак, главное – не чужие мысли, а то, что мы сами думаем.
Ученики:
- Мы ведь не попугаи, чтобы только повторять за другими…
Учитель:
- Конечно, чужие мысли мы запоминаем, можем их знать, но ведь главное - самому научиться мыслить, иметь свою позицию, свой взгляд на окружающее. И еще с одним высказыванием мне хотелось бы поделиться с вами: «Главное в школе - не память загружать, а душу воспитывать». Это сказал философ и писатель Сенека две тысячи лет назад.
4.Закончить пословицы ( развитие мудроречия)
Учитель: Вы так хорошо мыслите, что, наверное, сможете догадаться и сами закончите пословицы, которые я сейчас раздам вам.
«Мудрый смело исправляет свои ошибки, а глупый … (боится признать недостатки)».
«Нож не точить – заржавеет, человека не учиться - …(поглупеет)».
«Не знать – не страшно, страшно – не … (хотеть знать)».
«Хороший человек никого не боится, плохой человек боится… (каждого)».
«Грязь с лица можно смыть, грязь с души - … (не соскрести)».
«У умной головы рот… (на замке)».
«Суди себя так же, как судишь других; прощай других так же, как… (прощаешь себя)».
«Следовать добру – взбираться на гору, следовать злу - … (скользить в пропасть)».
«Хотя у совести нет зубов, но она может… (загрызть насмерть)».
«Умный человек говорит своими делами, глупый… (болтает языком)».
« Только в трудностях рождается… (мудрость)».
ІІ Мотивация урока
1.Словарная работа
Учитель: В слове «мудрость» спрятаны два слова: ум и радость. В нашем словаре есть слово «радость» - дарить Свет и Солнце сто раз. Радоваться – значит светиться и давать свет другим. Где же живет радость?
- Радуется сердце, а ум только размышляет!
Учитель: Нам нужно выяснить суть еще одного слова: «филисофия». Это слово состоит из двух слов – фил - любовь, София - …мудрость. Философия – любовь к мудрости, к радости ума, любовь к свету.
2.Прием перевоплощения. Учитель предлагает на время урока воспользоваться образами философов и мудрецов, которыми, пользуясь свободой выбора, будут следовать ученики. Они являются духовным ориентиром в решении сложных философских вопросов на уроке.
- Быть философами и мудрецами нам сегодня помогут образы философов и мудрецов, которые присутствуют на уроке. Подбор мыслителей не случаен. Все они – высоконравственные и духовные люди, жизнь которых полностью соответствовала их внутренним убеждениям. Формулировка, отражающая суть философского наследия каждого из мудрецов, каким-то образом связана с темой нашей встречи, отвечает на вопрос «В чем смысл жизни?»
Дмитрий Лихачев предложил Декларацию защиты прав Культуры. Свою жизнь посвятил сохранению культуры. Потомкам оставил «Письма о самом важном».
Павел Флоренский, монах, философ и ученый. В своих работах объяснял, что человек в своей жизни всегда должен помнить о связи с Высшим, должен верить и любить. В своем завещании детям он писал: «…Чаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, смотрите на звезды или лазурь днем. Когда грустно, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдете на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится…».
Григорий Сковорода, странствующий философ, верил в предназначение человека и утверждал, что каждый приходит в этот мир для того, чтобы выполнить свою миссию, для «сродної праці», нужно только понять это и выполнить, тогда будешь счастлив.
В.А.Сухомлинский – учитель, писатель, директор Павлышской школы, создал «Школу радости», писал философские детские сказки, притчи.
Предлагаю вам выбрать тот образ, который понравился и ,отвечая на поставленный вопрос, говорить от имени философа.
ІІІ Раскрытие темы
1.Что такое достоинство.
Учитель: Перед вами картина Михаила Нестерова «Философы». На ней изображены два мыслителя и мудреца: Сергей Булгаков и Павел Флоренский. Как вы думаете, о чём они разговаривают?
Учитель совместно с учениками приходят к выводу:
- Разговор о чем-то важном. Возможно они говорят о жизни, но не об обычных делах, а о вечном.
- Что же может быть вечным в жизни?
- Как стать счастливым, зачем нужна жизнь, что ожидает нас в будущем?
- О любви, служении, отношениях между людьми, о смысле жизни.
Учитель:
«Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть одна – иначе будет не жизнь, а прозябание. Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать – писать для себя только.
Одно правило жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.» (Д.Лихачев «Письма к молодым читателям»)
Учитель: Давайте попытаемся определить, как это – с достоинством?
«Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом; быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.
Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Враньё всегда видно. У людей особое чувство подсказывает – врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще – не хочется связываться...» (Д.Лихачев «Письма к молодым читателям»)
2. Раскрываем мудрость притчи
Учитель: Что такое притча? Закончи предложение «Притча – это маленький рассказ о большой мудрости». Послушайте притчу и поясните её мудрость.
Три человека тащат камни на строительство.
Один делает это потому, что так сказали.
Другой потому, что кусок хлеба зарабатывает.
Третий потому, что храм строит. (Ш.Амонашвили «В чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры»).
Вопросы для обсуждения:
Кому из них легче работать? С какими мыслями работают эти люди?
Учитель: «В жизни каждого человека бывают годы, месяцы, может быть, дни, часы или даже минуты, когда должно свершиться для него нечто очень важное, необходимое, судьбоносное. От этого важного и необходимого, если оно свершится, будет зависеть благое будущее, которое можно именовать оправданием жизни, смыслом жизни, утверждением предназначения, приобретением счастья. Событие это может свершиться как вспышка чувств, озарение, решение, но может свершиться тихо, даже незаметно. И как бы оно не произошло, за ним обязательно последует ощущение радости, удовлетворенности, возвышенности над обстоятельствами. Последует переживание чувства своей значимости в жизни и судьбах людей. Это не будет кульминацией жизни самого человека, а скорее подготовкой для начала его новой, более возвышенной полосы жизни.
Эти годы, месяцы, дни, часы или минуты, в которых суждено свершиться судьбоносному событию, будут наполнены напряжением мысли и чувств, воли и ответственности, переживаниями сомнений и выбора между долгом, свободы, желаний и необходимости. Да, это будет жизнь на грани, когда, в зависимости от качества сознания, мудрости сердца и воли, человек или будет набирать богатство опыта, который предназначен только ему, и с этим богатством вступит в новую сферу жизни, которая предназначена тоже только ему, или же потеряет его, потеряет насовсем, ибо это же самое время со сложившимися обстоятельствами не повторится. Если он потеряет эту возможность, тогда то, что он приобретет далее, по своему качеству не станет выше того, чем могло быть при обретении предназначенного ему опыта». (Ш.А. Амонашвили)
Итог урока
Наши открытия:
Преодолеть в себе страх, быть решительнее и взращивать в себе уверенность, решительность, добро в любых ситуациях, увеличить свет внутри себя. Любить весь мир!
Смысл жизни приблизиться, вернуться к своему духовному началу, как можно ближе…
«Тот побеждает все, кто самого себя сумеет победить».