Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Верхнетеченская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.С.Шумилова»
Урок - викторина
для учащихся 8-9 классов
«В мире профессий»
Разработала: Мамаева
Надежда Леонидовна
учитель технологии
2014 г.
Урок-викторина «В мире профессий»
для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы
Цель: формирование положительной мотивации к современному миру профессий в условиях конъюнктуры рынка труда.
Задачи:
активизировать процесс самоопределения учащихся;
воспитывать уважение к труду;
расширить знания учащихся о многообразии мира профессий.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор.
Учащиеся заранее поделены на 2 команды.
- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.
Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя от возможных ошибок, выбрать дело по душе.
Есть два способа выбора профессии:
Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.
В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. (марчендайзер, маркетолог, программист)
Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.
(Например: моя профессия учителя требует от меня умения и желания постоянно учиться, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от вас в знании техники, но и идти впереди вас)
Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет верным и удачным.
Сегодня мы окунемся в разнообразный, многогранный мир – мир профессий.
Насколько ориентируетесь в этом огромном мире сегодня мы и узнаем.
В нашей викторине участвуют 2 команды:
1 тур. Домашнее задание. Представление команд. Команда «Оптанты» и команда «Абитуриенты». Учащимся заранее были предложены темы выступлений:
Есть такая профессия - родину защищать.
Врач – всегда незаменим.
В своих выступлениях учащиеся должны раскрыть важность профессий военнослужащего и врача, раскрыть их качества.
Ребята, профессия врача предъявляет к человеку не только те качества, которые мы с вами перечислили, но и еще врач должен обладать следующими психологическими качествами такими как:
высокий уровень интеллекта, интуиция, наблюдательность, он должен обладать коммуникативными способностями , этот человек должен быть эмоционально устойчив. Некоторые медицинские специальности предъявляют и дополнительные требования: так, оперирующему хирургу нужны золотые руки — способность совершать очень точно координированные мелкие движения, а также должно быть хорошо развито зрительно-пространственное воображение, способность объемно представить себе, что находится в любой области тела.
Ребята, военные исследователи обращают внимание на следующие элементы воинского духа: способность преодолевать чувство сохранения; сильная воля; твердость характера: энергия; мужество , терпеливость ,дисциплина ,ясность сознания ,хладнокровие ,душевное равновесие
И если каждый молодой человек с детства будет готовить себя к защите Отечества, то:
профессия защитника Отечества будет самой почетной и уважаемой и
будет создана надежная основа для Вооруженных сил Российской Федерации.
2 тур. «Угадай профессию».
(Учитель читает загадку о профессии, команды отвечают, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл).
3 тур. «Создатели»
Назовите специалистов, участвующих в создании:
Газеты
Хлеб
Одежда
Дом
4 тур. «Цветик-семицветик»
Перед учащимися цветок, они по очереди выбирают лепесток, каждому лепестку соответствует вопрос и 4 варианта ответа. За каждый верный ответ команда получает по 1 баллу. (Верный ответ загорается зеленым цветом, неверный - красным).
5 тур. Знаете ли вы…
Знаете ли вы
(врач)
(гувернант)
(ветеринар)
(врач скорой помощи)
(юрист)
(орнитолог)
6 тур. «Рекламщики»
Ребята, давайте вспомним, что такое реклама?
Реклама — оповещение различными способами для создания широкой известности чему-нибудь с целью привлечения потребителей, зрителей и т. п.
Сейчас вам необходимо будет нарисовать плакат-рекламу профессии
Учитель
Программист
Работы учащихся оцениваются в 5 баллов.
7 тур. Каждой профессии соответствует свой цветок.
На экране сейчас высветятся разнообразные цветы. И вы выбираете любой понравившийся цветок. Я буду зачитывать качества, которыми обладает человек данной профессии и вы должны угадать эту профессию. Угадав профессию, вы узнаете, какой цветок соответствует этой профессии.
Подведение итогов и награждение команд.
Пока жюри подводит итоги я зачитываю стихотворение и раздаю памятки профессионального самоопределения.
Закончить наш урок, мне хотелось бы притчей.
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее удовольствие.
Спасибо за внимание!
ПАМЯТКА профессионального самоопределения:
1. Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Ø Интересна и привлекательна.
Ø Доступна и посильна.
Ø Имеет спрос на рынке труда.
2. Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?
Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.
3. Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.