Игра – путешествие по рассказам Н.И.Сладкова
Цели урока: расширить знания детей о жизни и творчестве Н.И. Сладкова;
показать роль леса, природы в нашей жизни;
привить любовь к природе, к чтению;
развить память, речь, мышление.
Бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, созданная в программе PowerPoint.
Подготовка к уроку: Учащимся предлагается список литературы рассказов Н.И.Сладкова; подготовить загадки о животных по темам – птицы, лес, животные леса, водоём, рыбы, пустыня.
Ход урока
1 слайд. Титульный лист.
СЛАДКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
05.01.2015г.-95 лет
2 слайд. Беседа о жизни и творчестве Николая Ивановича Сладкова:
Николай Иванович родился в 1920 году в Москве, рос и учился в Ленинграде (Санкт- Петербурге).
3 слайд. Школьником Николай Сладков занимался в кружке юных натуралистов при Ленинградском зоологическом институте, там он познакомился с Виталием Бианки, который стал его учителем и старшим другом на многие годы. Впоследствии Николай Сладков вместе с Виталием Бианки готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма слушателей.
4 слайд. Во время Великой Отечественной войны Николай Сладков был офицером-топографом, составлял планы и карты местности для военных действий. Он прошёл много военных путей-дорог, продолжал служить и в послевоенные годы. Но любовь к природе побудила его взяться за писательский труд. Появились книги «Серебряный хвост», «Птенцы-хитрецы» и другие. Постепенно литература становится для него самым важным и главным делом в его жизни, он уходит с военной службы и возвращается в Ленинград.
5 слайд. Николай Иванович много путешествовал, ему приходилось бывать и в горах, и в пустыне, спускаться на дно морей, пробираться сквозь лесные заросли. И везде он наблюдал природу, вёл записи в записных книжках, которые он называл «машинами времени» — «начинайте листать её от конца к началу: день назад, два назад, три назад. Пошло и поехало!».
6 слайд.
Из этих записей рождались потом новые книги: «Десять стреляных гильз», «Джейранчик», «Трясогузкины письма», «Волшебные пёрышки», «Планета чудес», «За птичьими голосами», «Смелый фотоохотник», «В лесах счастливой охоты», «За пером синей птицы», «Земля над облаками», «Земля солнечного огня», «В подводном лесу» и другие. Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Н.И. Сладков написал более 60 книг. Его книги полны открытий, интересных наблюдений и... загадок. А их немало нам преподносит природа. И далеко не все они разгаданы. Приводя разные свои догадки, Николай Иванович говорил: «Разузнайте лучше сами, не всё же готовенькое вам в рот класть», — и оставлял нам с вами свои неразгаданные загадки — загадки природы.
7 слайд.
Всё своё творчество посвятил Николай Иванович природе, но писатель не только рассказывал нам о ней, он, тревожась о её судьбе, призывал бережно относиться к животным и растениям. Именно поэтому Николай Иванович выступал против охоты на животных. Он говорил: «Мы ещё не убили зверя в себе — потому так легко убиваем зверей в лесу». Писатель предлагал всем любителям природы другой вид охоты — фотоохоту: ведь тут не надо убивать животных, а удовольствие наблюдения за ними нельзя сравнить ни с чем: «Напряжённость ожидания, когда ты сидишь в засаде, — это упоение победы собственной ловкости и точности, когда удалось заснять живое существо в природе». Так поступал и сам Николай Сладков, об этом он рассказал в своих книгах «Смелый фотоохотник», «Под шапкой-невидимкой».
В послесловии одной из своих книг Николай Иванович писал:
«Почему я пишу о природе?.. Первая, и главная, причина, почему я пишу о природе, это, конечно, потому, что я её очень люблю. А люблю я её за красоту, за загадки, которые она нам загадывает, за мудрость её, за её бесконечное разнообразие... А сколько в природе дел для любознательных и пытливых! Дел для рук и головы! Как много узнаёт человек о самом себе, общаясь с дикой природой! Потому я и пишу о природе... Мне хочется одного: оглянитесь вокруг, посмотрите под ноги — везде жизнь таинственная и Удивительная. Она служит нам, она радует нас, удивляет и просветляет. Но мы должны её уважать и беречь... Заставить любить природу нельзя. Но помочь полюбить — можно. И если книжки мои помогут вам полюбить природу, то общение с нею непременно сделает вас лучше, чище, терпимее... Природа — друг человека. А с другом надо дружить».
Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.
8 слайд.
Николай Сладков очень хотел узнать, о чем с ним говорит лес. Он стал читать разные книги о природе, а свои наблюдения записывал в «Тетрадь наблюдений».
9 слайд.
Конкурс «Собираем пословицы»
Задание: собрать пословицу.
Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.
Много леса не губи, мало леса - береги, нет леса — посади.
Лесная сторона — всему полю краса.
Больше леса - больше снега, больше снега больше хлеба.
Лес не школа, а всему учит.
9 слайд. «Вспоминаем названия»
С произведениями Н.И.Сладкова вы встречались на уроках природоведения и чтения. Вспомните полное название рассказов.
«За птичьими … (голосами)»
« Страшный … (невидимка)»
«Медвежья… (горка)»
«Почему год… (круглый)»
«Ивовый… (пир)»
«Синичий… (запас)»
«Скатерть… (самобранка)»
«Поющий … (бархан)»
«Ондатровая… (вентиляция)»
«Подводная… (газета) »
11 слайд. «Пятиминутка отдыха»
1. Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
2. Птички кушать захотели,
Поискали зернышек.
То присели, то взлетели.
Все клевали и клевали,
Пока сильно не устали,
Улеглись на солнышке.
3. Из воды лягушка всплыла,
Вылезла на кучку ила.
Прыгала и так резвилась,
Что в болото провалилась!
12-48 слайды. Выбираем маршрут – отправляемся в путешествие.
Птицы.
1.Назовите птицу, которая самая быстрая, самая тяжелая, ростом выше людей, а летать не может. (Страус)
2.Как называют розовых цапель? (Фламинго)
3.Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри)
4.О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?»
(Павлин).
5.Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зерна прячет в трещинах коры деревьев).
6.Какие загадки о птицах вы знаете? (Привести 1 – 2 примера)
Лес.
Когда шумит дождь? (Осенью).
Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево? (Береза).
Любимые места этого дерева – берега рек, озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его? (Ива).
Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр).
У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница).
Знаете ли вы загадки о деревьях? (Привести 1 – 2 примера).
Животные леса.
Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса)
Какую дорожку Н.И.Сладков называет «скатертью – самобранкой»? (Дорожку из муравьев).
Назовите животного, у которого «мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь).
Многие животные любят кору деревьев, грибы, шишки, корешки. Поэтому их зовут грызунами. Назовите одного грызуна. (Заяц, белка, мышь.)
Животные, такие, как рысь, волк, лиса, охотятся на себя подобных. Как их называют? (Хищники).
Знаете ли вы загадки о диких животных? (Привести 1 – 2 примера).
Водоем (река, озеро, пруд).
Каких водоплавающих животных вы знаете? (Привести 1-2 примера).
(Бобр, ондатр, выдра.)
2.Что такое «зимняя засуха»? Чем она опасна? (Промерзание водоема до дна, при этом погибают все жители водоема.)
3. Почему рыбы не задыхаются зимой в водоеме, в котором живут ондатры? (Лед как решето, везде из-подо льда ондатровые хатки торчат).
4. Чья следы можно увидеть у кромки воды весной? (утки, ондатры, вороны, лисы).
5. Назовите дерево, из которого бобры и хатки строят, и еду готовят. (Осина).
6. Знаете ли вы загадки о водоемах и их жителях? ( Привести 1-2 примера).
Рыбы.
1.Какую речную рыбу называли санитаром? (Щука).
2. Есть ли под водой ежи? (Ерш).
3.Какую рыбу называют подводной ласточкой? (Плотва).
4. Загар у рыб особый, не такой, как у людей. Что происходит с рыбой на солнце? ( Рыба светлеет).
5. Рыбу поймали, а она вся в лохмотьях, которые твердеют, шелушатся и отпадают. Что это за рыба? (Линь).
6.Какие загадки о рыбах вы знаете? (Привести 1 – 2 примера).
Пустыня.
1.В пустыне кругом песок, сугробы песка… Как их называют? (Барханы, дюны).
2. Как называются болота, засыпанные белой солью? (Солончаки).
3. В чем основное отличие растений леса? (Корень уходит вглубь на 20 – 30 м.)
4. Среди песков иногда встречаются колодцы с водой, окруженные растительностью. Как называется такое место? (Оазис).
5. В пустыне перед вами может неожиданно появиться изображение чего – либо. Как называется такое явление? (Мираж).
6. Знаете ли вы загадки о явлениях, растениях или животных пустыни? (Привести 1 – 2 примера).
49 слайд. Просмотр мультфильма.
- Вот и закончилось наше путешествие в знакомый мир природы. Я надеюсь, что вы сегодня многое вспомнили и узнали что-то новое. Читайте книги и путешествуйте.
- Какие основные правила запомнили? (Выслушав ответы детей, ведущий дополняет, выделяет главное: первое правило, которое надо выполнять, приходя в лес «на учебу»: «хочешь увидеть - стань невидим. Хочешь услышать — стань неслышим. Хочешь узнать — затаись». Каждый человек должен научится: уважать, беречь родную природу, знать ее, ничего не делать сгоряча, второпях, «не долго думая...» Это второе правило, которое не следует забывать ни в лесу, ни в школе, ни дома, ни на улице...)
Вручаются маленькие призы – буклет «Правила поведения на природе».