Урок по теме: "ЭТУ БОЙНЮ ЗАТЕЯЛ НЕ БОГ – ЧЕЛОВЕК…"
Урок по теме: "ЭТУ БОЙНЮ ЗАТЕЯЛ НЕ БОГ – ЧЕЛОВЕК…"
Интегрированный урок (биология, речь и культура общения).Цели урока: формировать у учащихся духовные ценности; воспитывать в них стремление к доброте и чуткости; развивать навыки работы с художественной литературой; расширять кругозор обучающихся, а также установить межпредметные связи биологии с литературой и русским языком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "ЭТУ БОЙНЮ ЗАТЕЯЛ НЕ БОГ – ЧЕЛОВЕК…" »
ГАОУ СПО СО «Кировградский техникум ПТС»
ЭТУ БОЙНЮ ЗАТЕЯЛ НЕ БОГ – ЧЕЛОВЕК…
Интегрированный урок (биология, речь и культура общения)
Разработали: преподаватель биологии
первой квалификационной категории
А.С. Астанкина;
преподаватель русского языка и литера-
туры первой квалификационной категории
Л.А. Крашенинникова
Цели урока: формировать у учащихся духовные ценности; воспитывать в них стремление к доброте и чуткости; развивать навыки работы с художественной литературой; расширять кругозор учащихся, а также установить межпредметные связи биологии с литературой и русским языком.
Оборудование: компьютер, мультимедийное сопровождение, записи песен.
Используемая литература: БСЭ Т.5,с.307; Акимушкин И. «Мир животных», с. 70; Альманах №41 «Охотничьи просторы» с. 16; Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»,
с.112.
Ход урока
Вед.1 Рассказ «Лобо»- одно из лучших произведений Э. Сетон-Томпсона. Его герой – умный, бесстрашный, благородный волк-великан. Волкам посвящено много научно-популярных книг, статей и дневниковых заметок. Это позволяет рассмотреть его с разных сторон. Поэтому урок станет и научным поиском, и исследованием, и творческим анализом одновременно. Но все это отталкивается от эмоционального начала, сопереживания судьбе дикого зверя. Иначе любые поиски и исследования не имеют смысла.
Скажите, какие ассоциации вызывает у вас слово «волк»?
Сейчас посмотрим, как знаете пословицы и поговорки, связанные с волками, Нужно подобрать правильно продолжение поговорки.
Вед.2 Волки – хищные млекопитающие, которые обитают в Евразии, Африке, Северной и Центральной Америке, Гренландии. Они живут парами, образуемыми на всю жизнь.
Иногда собираются в стаи. Наиболее многочисленны волки в степи, в районах вольного выпаса скота, потому что для них главный объект питания – копытные животные, хотя охотятся они и на сурков, зайцев, барсуков, лисиц и мелких грызунов. Так как волки обладают большой выносливостью и очень хорошо бегают, то добычу они чаще всего загоняют. Летом и осенью, когда много плодов и ягод, волки питаются ими и охотятся мало. Поедают они также павших и заболевших животных, выполняя роль санитаров в природе, а уничтожая других животных, регулируют их численность в определенной местности. Волки , при слишком большом их количестве, могут наносить ущерб животноводческому и охотничьему хозяйствам. Этим объясняется то, что охота на волков разрешена в любое время года.
Отсутствие ограничений на охоту привело к тому, что волки истреблены в ряде стран Европы, в Японии, почти на всей территории США, в южных районах Канады и Мексике, в ряде областей Европейской части СНГ.
Вед.1 Именно этим хищникам, повсеместно и беспощадно истребляемым, посвятил Сетон-Томпсон свой рассказ «Лобо». К волкам он питал особое пристрастие. В письмах к друзьям он часто вместо подписи рисовал след волка. Индейцы, с которыми писатель был очень дружен, называли его Черный волк, а волк пользовался у них особым уважением. Волкам посвящены не только рассказы, но и картины писателя-художника.
Взгляните на этого героя. Как вы думаете, в какой момент изображен Лобо? (Волк будто приготовился к прыжку на врага, готовый разом покончит с ним. Создается ощущение, что злоба волка обращена прежде всего к человеку, который смотрит на него.)
Мы понимаем, как опасен зверь в такой момент, но не можем не восхититься его готовностью к битве, силой и отвагой. Не случайно Сетон-Томпсон назвал его «королем волков». Таким мы и видим Лобо в рассказе.
Обратимся к рассказу. Почему люди так стремились уничтожить Лобо и его стаю? Были ли у них основания для этого?
Учащиеся находят ответ в рассказе, с. 113 со слов «в течение пяти…»
Ведущий 2. Волк- хищник, таким он создан, он – неотъемлемая часть природы и следует, как все в природе, своему назначению. Лани, косули, олени, кабаны- в лесу, коровы, овцы, козы, лошади – на пастбищах… Волк, как любой представитель дикой природы, охотится, чтобы выжить и продолжить свой род.
Вед.1 Давайте проведем небольшую исследовательскую работу – посмотрим соответствует ли история, поведанная в рассказе научным статьям?
Описание Лобо и его воя. С. 112 со слов «Старый Лобо был гигантским вожаком…»
Вед.2 Посмотрим как Акимушкин в научно-популярной книге «Мир животных» описывает вой волков. С. 74 со слов «Они начинают выть…»
Вед.1 Нападают ли волки на людей? Что об этом говорится в рассказе? Учащиеся зачитывают с. 113 со слов «Зная, что все жители…»
Вед.2 А как об этом пишут в научно-популярной литературе? Альманах №41 с. 16 со слов «А волки нападают?...»
О ненападении на человека говорится как в рассказе, так и в научной статье.
Вед.1 Из рассказа мы узнаем, что волки выбирали самых лучших из стада, а как же в жизни?
Акимушкин с.76 со слов «Волк – главный куратор…»
Вед.2 Окрас у волков, как мы узнали из энциклопедии – серый, тундровые – серовато-рыжие, у Акимушкина прочитаем с. 70 со слов «Он, как известно, сер…»
А в рассказе?
Учащиеся отвечают, что Бланка была белой, другой волк – желтым.
Вед.1 Сопоставляя приведенные фрагменты, можно сделать вывод, что автор в рассказе создает художественное повествование, в центре которого животное, обладающее выдающимися способностями. И потому это не просто «огромный волк необычайной силы и ума», а «властелин», «гигантский волк», «волк-великан», опустошающий со своей стаей долину Куррумпо.
Но, оказывается, волк не только умен и находчив, он к тому же обладает верным, любящим сердцем, тоскует по убитой подруге. Чтобы читатели могли почувствовать боль этого благородного зверя, его неутешное горе, автор подробно повествует о смерти Бланки, о том, как звал ее Лобо и как беззащитна и беспомощна была красавица волчица. Он не переставал искать свою любимую и, когда нашел след, проложенный ее телом, безрассудно бросился по этому следу и попал в ловушку. Заметьте, Сетон-Томпсон называет Бланку не волчицей, а любимой – так, как мы говорим о людях. А до этого Лобо был очень осторожен и хитер.
Итак, мы видим, что Сетон-Томпсон отбирает для рассказа только те детали, подробности и художественные средства, которые укрепляют драму серого хищника, помогают почувствовать его боль, тоску, отчаяние.
Вед.2 В жизни волки тоже чувствительны. Вот какой случай описывает нам Акимушкин с. 74 со слов «Случилось горе…»
Вед.1 Рассказ «Лобо» вызвал много нареканий критиков. Вот что писал Сетон-Томпсон: «Меня осыпали горькими упреками за то, что я убил Лобо, а главное, за то, что я – к великому горю мягкосердечных читателей – подробно рассказал об этом.
На эти упреки я отвечу следующими вопросами:
«Какое настроение вызвал у читателей рассказ о Лобо?
На чьей стороне их симпатии – на стороне человека, убившего Лобо, или на стороне этого благородного четвероногого, окончившего свои дни так же, как прожил их: с полным достоинством, безбоязненно, мужественно?»
Мы с вами уже отвечали на эти вопросы, жалели Лобо и не разделяли торжества человека, уничтожившего матерого хищника, а значит, писатель выполнил свою задачу: вызвал сочувствие читателей к гонимому и преследуемому зверю.
Вед.2 Это заставляет нас задуматься о тех, на кого человек легко поднимает руку, считая себя властелином природы, имеющим право распоряжаться жизнями «меньших братьев», которые тоже хотят жить и продолжать свой род, способны к глубоким привязанностям и жертвам. Не случайно в песне В. Высоцкого об охоте на волков поется: «Эту бойню затеял не Бог – человек…» (Включается фонограмма).
Этап рефлексии,
Какая черта характера волков вас удивила?
Изменилось ли ваше отношение к волкам после этого урока? Имеем ли мы, люди, право распоряжаться судьбой братьев наших меньших?