Урок-концерт "Гитара: прошлое, нас тоящее и будущее"
Урок-концерт "Гитара: прошлое, нас тоящее и будущее"
Гитара - струнный щипковый инструмент, известный ещё в Средневековье. Гитара - самый массовый инструмент, распространенный на всех континентах, включая Антарктиду, даже в космосе она успела побывать. Сопровождение туристской и бардовской песни требует несложного аккомпанемента, а скажем русского романса или исполнение классического произведения требует владения инструментом профессионально. И это самостоятельное искусство.
Войти в мир искусства детям помогают, помимо музыкальных школ, внешкольные объединения по обучению игре на гитаре, где в процессе овладения техникой игры, обучающиеся знакомятся также с историей возникновения гитары, разновидностями гитары (7-струнная, 6-струнная, гавайская, 12-струнная, электрогитара, в том числе бас-гитара 4-струнная и др. щипковые инструменты). Обучающиеся знакомятся с творчеством великих мастеров-исполнителей разных стран и веков, а также с произведениями и композиторами современными. Узнают, как и где изготавливают гитары, познакомятся со строением, правилами хранения и эксплуатации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-концерт "Гитара: прошлое, нас тоящее и будущее" »
Управление образования исполкома Азнакаевского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества г. Азнакаево
План-конспект открытого занятия
в объединении художественной
направленности
«Пой, гитара»
на тему:
«Гитара: прошлое, настоящее, будущее»
Возраст обучающихся: 5-11кл
.
Разработала и провела:
педагог дополнительного
образования
Стрих Регина Расимовна
г. Азнакаево 2014 г.Пояснительная записка
Гитара - струнный щипковый инструмент, известный ещё в Средневековье. Гитара - самый массовый инструмент, распространенный на всех континентах, включая Антарктиду, даже в космосе она успела побывать. Сопровождение туристской и бардовской песни требует несложного аккомпанемента, а скажем русского романса или исполнение классического произведения требует владения инструментом профессионально. И это самостоятельное искусство.
Войти в мир искусства детям помогают, помимо музыкальных школ, внешкольные объединения по обучению игре на гитаре, где в процессе овладения техникой игры, обучающиеся знакомятся также с историей возникновения гитары, разновидностями гитары (7-струнная, 6-струнная, гавайская, 12-струнная, электрогитара, в том числе бас-гитара 4-струнная и др. щипковые инструменты). Обучающиеся знакомятся с творчеством великих мастеров-исполнителей разных стран и веков, а также с произведениями и композиторами современными. Узнают, как и где изготавливают гитары, познакомятся со строением, правилами хранения и эксплуатации.
Занятия музыкой имеют существенное значение в духовном развитии обучающихся, в их трудовом и эстетическом воспитании, в психологической и практической подготовке к труду и выбору профессии. Учебные задания носят главным образом творческий характер с общественно-полезной направленностью. Научившись играть на гитаре, ребята смогут в дальнейшем участвовать в конкурсах художественной самодеятельности школ, городских ДК, музыкальных конкурсах РТ и РФ, поступать в музыкальные училища, студии. Значительной будет помощь обучающихся в проведении праздничных вечеров и концертов в школе, Центре детского творчерства, пришкольных лагерях.
В объединении «Пой, гитара» проводятся вечера-встречи с профессиональными исполнителями-гитаристами, посещаются концерты инструментальной музыки, исполнителей бардовской песни. На занятиях объединения прослушиваются записи исполнения муз. произведений известными гитаристами (Ф.Гойя, Дидюля, Зинчук и др.), романсы и классические произведения под гитару. Организовываются объединением и ЦДТ концерты с участием обучающихся, на которые приглашаются родители, друзья, обучающиеся других объединений и др. Дети привлекаются на различные Фестивали бардовской и гитарной песни в других регионах. Стало уже традицией организовать майские походы на природу, где дети у костра могут проявить творческие способности и показать навыки игры на инструменте, что сплачивает коллектив и закрепляет интерес к музыке.
Задания на занятиях даются как коллективные, так и индивидуальные в зависимости от сложности произведения, способностей и талантов обучающихся. Также работа может выполняться дуэтом, трио и ансамблем. Пению обучаются с разложением на голосовые партии (многоголосье).
Программа объединения составлена мною лично. От программ музыкальных школ отличается сроком обучения (в муз.школах – 5 лет), более простым способом игры (поверхностное изучение нотной грамоты). Но зато акцентируется внимание на подготовку не просто играющих гитаристов, а именно поющих, выступающих на сцене. Отсюда большее количество часов на изучение и исполнение песен с использованием на занятиях распевок, упражнений на дыхание, артикуляцию, дикцию (в т.ч. скороговорки), на постановку голоса (в т.ч. упр. и песни с разложением на две и более голосовые партии).
1. Цель обучающая: научить технике игры на гитаре.
Задачи курса обучения.
Ознакомить с начальным курсом нотной грамоты, пользоваться специальными брошюрами по аккомпанированию, песенниками с нотами. Научить правильно держать гитару (постановка руки, пальцев, посадка).
Научить владеть инструментом, свободно аккомпанировать «боем» и «перебором», самостоятельно подбирать песни на слух, соло-партии, используя метод импровизации, а также каденцию - аккордовое заключение к песне.
Научить самостоятельно настраивать гитару.
Ознакомить с направлениями и стилями музыки. Познакомить с творчеством известных музыкантов, певцов, композиторов, старинной музыкой 16-18 век, современными течениями инструментальной музыки.
2. Цель воспитательная: повысить эстетический уровень обучающихся.
Задачи курса обучения.
Научить слушать музыку, привить вкус и желание слушать классическую и разножанровую музыку, повысить музыкально-культурный уровень,
Воспитать культуру поведения при посещении концертов, театров и просто слушая товарищей по группе.
Воспитать чувство коллективизма, взаимопонимания, ответственности за общее дело.
3. Цель развивающая: комплексное развитие музыкальных способностей.
Задачи курса обучения:
Развить целеустремленность, трудолюбие, т.к. игра на гитаре - это не развлечение, а упорный труд, способствующий развитию силы воли.
Развить умение играть в дуэте, трио, ансамбле (распределение партий, задач). Совместная работа способствует развитию чувства радости от общего труда, умению устанавливать дружеские взаимоотношения.
Развить слух, голосовые данные, риторику (хорошую дикцию), технику пальцев при игре на гитаре.
В психологическом аспекте: избавить от комплексов замкнутости в коллективе, «страха сцены», помочь приобрести уверенность в себе, умение общения, как со сверстниками, так и ребятами другого возраста (группа предполагает возраст 10-18 лет). Развить артистические качества, умение держаться на сцене, «завлечь» зрителей.
Объединение комплектуется из учащихся 5-11 классов.
Программа 1-го года обучения рассчитана на 4-часовые занятия в неделю: 2 дня в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 15 чел.
Если учащиеся заинтересованы развиваться дальше, желают участвовать в конкурсах, концертах, фестивалях, совершенствовать технику игры на гитаре, то они идут на второй год обучения. Программа 2-го года обучения рассчитана на 6-часовые занятия в неделю: 3 дня в неделю по 2 часа. Наполняемость группы 12 чел.
Сегодня наш урок-концерт пройдет в 2 частях. Сначала мы покажем мастер-класс с распевкой, с работой над артикуляцией и дикцией. Покажем, как мы дружно можем исполнять изученные музыкальные произведения. А затем будет самый настоящий концерт, с участием ребят и приглашенных гостей-исполнителей.
В объединении «Пой, гитара» занимаются учащиеся с 5 по 11 класс. Учитывая возраст, а также то, что у всех разные способности: кто-то быстрее усваивает, кто-то дольше, у кого-то до сих пор нет дома гитары тренироваться, применяется индивидуальный подход к каждому.
Во-первых: это очень больно зажимать струны. Это как в спорте: у кого есть терпение, сильное желание и сила воли – тот остается, а слабые уходят через несколько занятий-мучений.
Во-вторых: музыкант – только играет на каком-нибудь инструменте, вокалист – только поет, под готовую музыку. А гитарист делает сразу 2 дела: и играет, и поет. Это большое напряжение: надо не только не ошибиться в игре, но и следить за голосом, да и слова не забыть. А когда трясутся руки и не попадаешь по струнам, слова тем более забываются. И тем не менее они это уже могут: и играть, и петь.
Конспект занятия педагога дополнительного образования МБОУДОД
Центра детского творчества г. Азнакаево
Стрих Регины Расимовны
Ф.И.О. педагога: Стрих Регина Расимовна
УДО: муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр детского творчества г.Азнакаево
Азнакаевского муниципального района РТ
Программа: Обучение игре на гитаре «Пой, гитара»
Тема занятия: Гитара: прошлое, настоящее, будущее
Возраст обучающихся: 5-11 кл.
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
ознакомление с направлениями и стилями музыки
закрепление пройденного материала
Задачи:
Обучающие:
- ознакомление с направлениями и стилями музыки; освещение в историческом ракурсе развитие музыки и жанров в гитарном исполнении;
- ознакомление с творчеством профессиональных музыкантов, исполнителей и композиторов;
- закрепление пройденного материала (аккорды, частушки, песни);
Развивающие:
- развитие умения играть в дуэте, трио, ансамбле.
- развитие логического мышления, памяти (викторина)
- развитие артистических качеств, умения держаться на сцене;
Воспитательные:
- повышение музыкально-культурного уровня.
- воспитание чувства коллективизма, взаимопонимания, ответственности за общее дело.
Форма занятия: групповая
Методы: словесные (рассказ, объяснение), наглядные (показ иллюстраций), наглядно-звуковые (демонстрация видов стилей на гитаре), практические (упражнения по распевке, дикции, артикуляции, исполнение песен и музыкальных произведений), репродуктивный (повтор за педагогом), контрольно-коррекционные (коррекция ответов на викторине), игровые (упр. по артикуляции, физ.минутка).
Дидактические средства и оборудование: картинки по тематике, гитары, маракасы, бубен, цыганский костюм, памятные сувениры исполнителям.
ТСО: музыкальный центр, CD-диск
Использованная литература: С.Газарян «Рассказ о гитаре» г.Москва 1987г., Ю.Н.Бабина «Музыкальный конкурс» г.Кунгур 2010г., интернет-ресурсы, песни разных композиторов и исполнителей, авторский опыт (разложение текстов и музыки песен на партии и аккорды для гитары, распевки, упр. на дикцию и артикуляцию, текст занятия ).
Этапы занятия:
1. Организационный этап.
1. Цель для учащихся:
Дорогие мальчишки и девчонки, а также их родители! Сегодня у нас занятие состоит из двух частей: новая тема и закрепление пройденного.
А начнем мы занятие с работы над голосом, дикцией и артикуляцией, распевок.
2. Цель для педагога: мобилизация внимания, подготовка детей к исполнению музыкальных произведений.
3. Критерии: активное включение обучающихся в процесс занятия.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Сейчас мы с вами поработаем над дикцией. Я предлагаю присоединиться к нам всем присутствующим и попробовать делать, как мы.
Сели ровно, чтоб живот не впадал.
Упр. 1. Произносим по алфавиту согласные звуки (12 раз каждую букву) с ударением на первый звук. Не забываем о дыхании после каждой буквы, будто нюхаем цветок, вдохнули носом резко и коротко. Начали.
Б В Г Д Ж З К Л М Н П Р С
Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Упр.2.Произносим только гласные звуки:
губы вытягиваем будто произносим о, но говорим, а, как будто хотите зевнуть
теперь е ,
улыбнулись и сказали и,
удивились и сказали о ,
объединим 2 звука: подтверждаем по-английски о е ,
возмутились и сказали у ,
как-бы спрашиваем друг друга ы
зовем кого-то э
вытягиваем губки вперед и просительно говорим ю
гладим себя любимого по груди и говорим я
Распевка
Распеваемся, озвучивая ноты (3 четвертных, 2 восьмых), повышаясь на тон.:
ДО-ДО-ДО до-до, РЕ-РЕ-РЕ ре-ре и т.д.
2. Изучение нового материала
1. Цель для учащихся:
Ну, а сейчас сядьте поудобнее, начинается самая интересная часть нашего занятия. Для этого мы попутешествуем во времени. Вы узнаете много нового о развитии музыкальных жанров и стилей в гитарном исполнении. Будет звучать только «живая музыка».
2. Цель для педагога: ознакомление с направлениями и стилями музыки; освещение в историческом ракурсе развитие музыки и жанров в гитарном исполнении; ознакомление с творчеством профессиональных музыкантов, исполнителей и композиторов; развитие логического мышления, сообразительности, памяти во время викторины.
3. План 2 этапа урока: 1.История появления гитары. 2. Фламенко. 3. Цыганочка. 4. Классика. 5. Романс. 6. Гитара в революционные годы и годы ВОвойны. 7. 50-80 годы, электрогитара. 8. Современная песня. 9. Физкультминутка. 10. Музыкальная викторина.
4. Формы и методы изложения: словесные (изложение материала), наглядно-звуковой (исполнение примеров на гитаре, прослушивание произведения с СD-диска), использование муз инструментов (гитары, маракасы, бубен).
5. Формы и методы организации деятельности учащихся: учащиеся прослушивают текстовое изложение материала о направлениях, стилях и жанрах музыки в историческом ракурсе, тут же на примере прослушивая это в исполнении самих же учащихся или приглашенных гостей – профессиональных исполнителей, авторов-исполнителей своих песен, так же исполняется цыганский танец.
6. Критерии определения уровня внимания и интереса: быстросменяющиеся информация и музыка с интересом воспринимаются учащимися, тем более что они сами участники процесса. Каждый обучающийся задействован и может показать свои умения и артистизм.
7. Методы стимулирования учебной активности учащихся: занимательность, прослушивании и исполнение красивых музыкальных произведение стимулирует желание научиться этому каждого учащегося.
Сегодня в зале много приглашенных гостей, которые будут не просто смотреть, но и участвовать.
Представление гостей в зале.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
1. Гитара – самый массовый и самый распространенный музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре, пусть хотя бы на уровне нескольких аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. Гитара распространена на всех континентах мира, включая Антарктиду. И даже побывала в космосе.
Происхождение гитары теряется во тьме веков. Известно только, что уже в 13 веке гитара была широко распространена в Испании.
Достоверно одно: гитара уже была 700 лет назад!
2. Испанская музыка на гитаре – это фламенко: мелодии, чередующиеся аккордами. Порой они чередуются так быстро, что их невозможно сыграть на других инструментах.
(ученик исполняет один из вариантов)
3. Странствующие цыгане-гитаристы издавна бродили по дорогам европейских стран. Темп цыганской музыки своеобразен – вначале он очень медленный, но постепенно ускоряется. Затем следует резкая остановка и всё начинается сначала. Сейчас ансамбль гитаристов вам исполнит традиционную Цыганочку». Здесь используется игра перебором, т.е. щипком отдельных струн, где работают все пальцы. Сложность исполнения в том, что в дуэте, ансамбле, где каждый исполняет свою партию, музыканты должны слышать друг друга, подстраиваться. А учитывая, что «Цыганочка» с ускорением, это еще сложнее.
(ансамбль исполняет «Цыганочку», ученица исполняет танец).
4. Классическая гитара. Та, которая может всё. Для исполнения на гитаре переложены произведения великих композиторов: Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена… Для неё написано огромное количество специальных произведений, вплоть до концертов с симфоническим оркестром. Как красиво это звучит, мы сейчас послушаем в исполнении нашего гостя Изимова Расима.
(Исполняется классическое произведение)
5. В Россию гитара попала поздно: во второй трети 18-го века, благодаря итальянским музыкантам. Итальянцы пытались обрабатывать для гитары русские песни, но шестиструнная гитара не была приспособлена к строю русской народной музыки. Именно поэтому появляется русская семиструнная гитара. Играется на семиструнке иначе, чем на шести: другие аккорды, другой нотный стан. В наше время такую гитару встретить практически невозможно.
Именно на таких гитарах исполнялись русские городские романсы. Очень красивые романсы звучат в фильме «Жестокий романс». Романс – это как художественное произведение, только музыкальное, но всегда о любви, о чувствах. Романс живет и в наше время. Один из них я вам исполню.
(педагог исполняет романс «Только раз»)
6. После революции 1917 г. гитара – редкий благородный инструмент, т.к. в обиходе народа гармошка и балалайка. Но вспомните фильм «Белое солнце пустыни», где начальник таможни исполняет именно на гитаре песню «Ваше благородие, госпожа удача».
Великая Отечественная война…. Наряду с гармошкой, на фронтах и гитара. Поппури из военных песен исполняют учащиеся 5-го класса.
(исполняются по 1 куплету из песен «Последний бой», «Катюша», «Алеша»)
7. Послевоенные годы: 50-60-е. Гитара становится народным инструментом: доступна по цене, легка на подъем, не трудна и в плане обучения. Её вы встретите у студентов, геологов, туристов, рабочих заводов. Парня с гитарой можно было встретить везде, в том числе в парках, во дворах. Даже в фильмах тех годов, она чуть ли не обязательно висела на стене.
Но в 60-е годы на западе, а в 70-е годы и в нашей стране большую популярность приобретают электрогитары. Самое интересное, что первая электрогитара запатентована в Аргентине в 1927г. - был приделан звукосниматель под струнами и провод, идущий к усилителю. А вот усовершенствовал её наш советский конструктор муз. инструментов А.Иванов, сняв с гитары деку и дно, т.е. не стало резонансного отверстия. Гитара делается только из цельной доски. А далее электрогитары разделили на 3 вида: акустическая гитара (задает ритм), соло-гитара (ведет мелодию) и бас-гитара (играет только бас).
(продемонстрировал учащийся).
Разделение гитары на 3 амплуа значительно облегчило освоение инструмента. И как грибы стали появляться ансамбли из самодеятельных, непрофессиональных музыкантов: на заводах, в институтах, школах, ПТУ, в клубах и Домах Культуры. На западе огромную мировую популярность приобретают группы «Битлз», «Ренбоу», «Лед Зепелен», «Роллингз Стоун» и многие другие.
Звучит запись песни одной из рок-групп на СD-диске.
А вступление к песне «Дым над водой» группы «Дипп Перрпол» знает любой гитарист. (учащимся исполняется вступление)
Кстати, из четверки «Битлз» (а это: Джон Леннон, Ринго Стар, Пол Маккартни, Джордж Харрисон) только один имел музыкальное образование - Харрисон. Но вместе они сделали, можно сказать, переворот в музыке. Одно из произведений этой группы исполнит наш следующий гость – Данбаев Максим.
(Исполняется песня Джона Леннона)
Внешний вид музыкантов, совпавший с движением хиппи, манера исполнения, да и сама музыка очень отличались от привычных в нашей стране музыкантов и певцов. Подражая им, наши исполнители обретали отрицательную славу и даже гонение. Парень с гитарой в клёшах и цветном батнике, с волосами длиннее обычного или несоветской прической назывался стилягой, хиппаном, битлофаном.
И вот парадокс! Парень с гитарой во дворе стал называться именно хулиганом. И это обиднее всего. А ведь большей частью эти ребята всего лишь переделывали на русский язык английские песни.
80-е годы, рок набирает обороты и уже никуда от него не деться. Записи групп «Кино», «ДДТ», «Аквариум», «Урфин Джус», «Ария» и другие, записанные чуть ли не подпольно, т.к. их пластинок и кассет-бабин не выпускают, распространяются через знакомых. Одна из официально разрешенных и показываемых по телевизору групп – «Машина времени». Очень известную песню из их репертуара я приглашаю исполнить нам своим чудесным голосом нашего директора Центра детского творчества Рушанию Миннахматовну, которая тоже много лет вела кружок гитары. Песня «Костер».
(Исполняется песня «Костер»).
В начале 80-х в г.Уфе Юрий Шевчук организовывает в пед.институте, где я чуть позже училась, группу «ДДТ»,но после разгромной статьи, ему пришлось уехать из Уфы в Ленинград, где он становится известным на всю страну. И следующим номером нашего концерта будет песня из репертуара Юрия Шевчука и группы «ДДТ» «Это всё» в исполнении учащегося объединения.
(Исполняется песня)
8. Современная песня – это песня в любом жанре. Она может быть лирически-грустной, душевно-нежной, торжественной или просто веселой. И сейчас прозвучит песня на английском языке из репертуара Парамо «Те онли эксепшен» в исполнении учащейся объединения.
(Исполняется песня)
Но вернемся к нашей обычной деревянной гитаре и скажем ещё об одном её ценнейшем качестве. Она умеет быть самым интимным и душевным музыкальным инструментом. Именно поэтому так велико число желающих освоить гитару для себя, или для узкого круга друзей или родственников. На ней хочется порой поиграть, уединившись, мырлыча что-то под нос. И именно так начинают сочинять свои песни. И сегодня у нас в гостях автор и исполнитель Ахтямова Ильмира. Она исполнит свою песню на татарском языке «Азнакаем».
(Исполняется песня)
9. Физкультминутка. «Остров».
Корабль терпит кораблекрушение. К счастью, у нас есть лодка. Но мы не знаем, куда плыть. Бинокль. Впереди мы видим остров, гребем к нему. Но что это, лодка наполнилась водой. Мы в воде. На дне мы видим морскую звезду.
Звезда открылась, закрылась. Но некогда смотреть на неё. Придется плыть самим. Плывем к острову.
На острове нас встречают животные. Мартышки: взялись за уши друг друга и строим рожи, Буйволы: поставили рога сбоку, бодаем друг друга и мычим. Пантеры: делаем танцевальное движение - касаемся головой плеча соседа и говорим «мур».
10. Музыкальная викторина
Сейчас мы немного отдохнем. Я хочу привлечь всех родителей и гостей. И для этого я проведу музыкальную викторину. Мы узнаем, кто больше знает слова песен, дети или взрослые.
Спеть строчки из песен по предложенной картинке (слову)
Малина Огурец Картошка Яблоко Лимон Клён
«калинка-малинка моя»; «ягода-малина нас к себе манила»; «малиновый сироп»; «не нужна мне малина, нестрашна мне ангина»-песня Пьеро
«я зеленый огуречик не боюсь глубоких речек…»; «а я сажаю алюминиевые огурцы» -Цой; «палка-палка-огуречик»- песня осьминожек, «в траве сидел кузнечик, совсем как огуречик»
«Антошка, пошли копать картошку»; «ах, картошка-картошка в кожуре уголек»
«Эх, яблочко»; «яблоки на снегу»;
«Страна Лимония»
«Клен ты мой упавший»; «там, где клен шумит»; «кленовый лист ты мне приснись» (Боярский), «у холма за поворотом пятерню протянет клен» (Малежек), «листья желтые над городом кружатся» и др.
Спеть песню по подсказке
Песня о длительном путешествии маленькой девочки в яркой шапочке. («Если долго-долго».)
Песня о содержимом головы, которая для маленького медвежонка не представляет особой ценности. («Если я чешу в затылке».)
Песня по слогам о деревянном человечке. («Кто с доброй сказкой…Бу-ра-ти-но»...)
Песня о животных, благодаря которым наша планета совершает движение вокруг своей оси. («Где-то на белом свете»...)
Аукцион песен с именами
Вспомните песни, где присутствуют имена. Кто будет последним, тот получает приз. (Буратино; Мальвина; Дельфин и Русалка; Олеся; Алеша; «Ах, Алиса, как бы нам встретиться»; Ксюша-юбочка из плюша»; «я люблю тебя, Дима»; «Маргарита, ведь ты не забыла» и др.).
3. Закрепление
1. Цель для учащихся: Сегодня вы узнали много нового, услышали интересные и красивые произведения не гитаре, сами выступали. И как закрепление, мы с вами сейчас вспомним и исполним уже пройденные ранее музыкальные произведения. Выступать будут все.
2. Цель для педагога: добиться от учащихся четкого одновременного исполнения музыкальных произведений всеми 25 учащимися.
3. Формы и методы закрепления материала: исполнениепесен методом синхронной игры одновременно 25 учащихся с использованием ими маракасов и бубна.
4. Критерии усвоения: выступление перед родителями и гостями на хорошем уровне.
Музыкант – только играет на каком-нибудь инструменте, вокалист – только поет, под готовую музыку. А гитарист делает сразу 2 дела: и играет, и поет. Это большое напряжение: надо не только не ошибиться в игре, но и следить за голосом, да и слова не забыть. И это мы умеем. Сейчас мы исполним
Частушки. Наверное, первое, что появилось на Руси – это частушки. Самая легкая и веселая песня, порой сопровождаемая танцем. Простой гитарный бой и 3 простых аккорда. Их у нас умеют играть все: от мала до велика. Это их первое муз. произведение. Повторяется один и то же круг аккордов /Am Em H7 Em /
(Все исполняют частушки)
- Как называется песня, если нет конкретного автора и композитора, а песня передается из уст в уста?
Дети: народная песня.
- Можно ли определить её историческое время появления?
Дети: нет, она могла исполняться очень давно, а может и сейчас, т.к. время и автор не известны. Это народный фольклор.
А сейчас мы исполним для зрителей наши любимые песни.
«Песня про овечку»
Одна из любимых и легких песен – детская шуточная «Песня про овечку». Уже с более сложным боем и аккордами. Прозвучит так же в исполнении всех детей (Все исполняют песню)
«Песня о дружбе»
Далее количество аккордов увеличивается, песня усложняется.
Сейчас все исполнят песню о дружбе «Ты, да я, да мы с тобой».
Песня «В тесном кругу» Ильназа Сафиуллина
Старшеклассники группы исполнят песнюИльназа Сафиуллина «В тесном кругу» (исполняется песня)
Последним номером нашего концерта прозвучит песня из репертуара группы «Танцы минус» - «Десять капель дождя». Её мы выучили недавно, и исполнят все вместе. (Исполняется песня)
- Как мы можем назвать эти песни, учитывая историческое их место?
Дети: Современная песня.
Итог:
Что ждет гитару в будущем? Какие видоизменения она претерпит? Какую еще музыку на ней будут исполнять? Этого пока никто не может сказать. Но ясно одно: гитара будет всегда.
«А напоследок я скажу….» Скажу, что мечтаю, чтобы гитара вновь стала действительно народным инструментом. Чтоб, пусть не все, но каждый второй умел на гитаре играть, петь и доставлять этим радость другим. Ведь гитару можно взять и на природу, и в гости, и посидеть под гитару с друзьями во дворе, в парке, и вот так исполнять песни и произведения на концертах и конкурсах. Чтобы проходящие мимо вас во дворе люди не ворчали и не ругали вас, а останавливались, слушали, восхищались и присоединялись. А чтобы не называли хулиганами, есть простой секрет: пусть рядом с вами никогда не будет на скамейке бутылки водки, вина или пива, а только лимонад. И чтобы в ваших песнях не звучала ругань и плохие слова, а при пении не торчала из зубов сигарета, как у Волка из мультфильма «Ну, погоди». И чтобы с гитарой в руках не совершались плохие поступки. Чтобы к вам было только уважение и восторг.
А теперь давайте поаплодируем друг другу и всем, кто сегодня выступал!