Просмотр содержимого документа
«"Цыганский танец" для учащихся 6-7 классов»
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ
Г.Саранск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №1»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
На тему:
«Цыганский танец»
Для учащихся 6-7 классов
Утверждено Подготовила:
Решением Методического Совета Сяфукова И.В.
Протокол № от 20г Педагог дополнительного
образования
г.о. Саранск
Тема: «Цыганский танец»
Цель занятия: Познакомить учащихся с культурой цыганского народа, его традициями и костюмом.
Задачи занятия: Развить художественный вкус, путём изучения основных танцевальных элементов цыганской пластики.
Реквизит для занятия: Магнитофон, фонограмма, наглядное пособие для зрительного восприятия цыганского материала.
Для учащихся: Цыганская юбка и туфли.
План занятия:
1.Теоретическая часть занятия.
2. Изучение основных элементов цыганского танца.
- техника рук,
- разновидность дробей,
-повороты.
3. Подведение итогов занятия.
Список источников
Ход занятия:
Педагог: Кочевая жизнь цыган в прошлом со своеобразными традициями, обрядами и семейными праздниками – отразилась в народных песнях и плясках. Переходя из одного места в другое, цыгане воспринимали наиболее типичные движения разных народов, придавая им свой колорит и особый характер исполнения. В тоже время танцевальное творчество цыган частично влияло на танцы тех народов, через страны которых они проходили или в которых вели осёдлый образ жизни. В России цыганские танцы развивались на своей подлинной основе.
Основная особенность цыганского танца – это гордая осанка, сочетание выразительной пластики рук со сложными дробными выстукиваниями, множество красивых и завораживающих движений.
Дроби – ещё один характерный признак этого танца. Они используются и мужчинами, и женщинами, хотя долгое время считалось, что резкие удары об пол не могут исполняться танцовщицами, так как они на прямую ассоциируются с мужской силой и удалью.
Педагог: Как вы думаете, чем отличаются мужские цыганские танцы от женских?
Ответы учащихся:
Педагог: Правильно, для женского танца характерны различные чечёточные движения, соединённые с «голубцом» и ударами полупальцев об пол. Лёгкие еле заметные «припадания», повороты стопы во внутрь, перемежаются мягкими «перекрещивающими» шагами. Подтянутый корпус как бы играет, поворачивается то правым то левым плечом вперёд, свободные произвольные движения рук переходят в точно фиксированное положение с опущенным вниз локтем и вибрирующей кистью руки. Вихревые лёгкие движения по кругу и повороты сменяются внезапной остановкой, в течение которой танцующие исполняют специфические движения плеч. Затем танец продолжается.
Очень часто в движениях цыганского женского танца используются; юбка, бубен, шаль – с которыми играет танцовщица.
Мужские пляски с их многочисленными чечёточными движениями, различными притопами, разнообразятся прыжками с поджатыми и вытянутыми ногами и откинутым назад корпусом. Прыжки сопровождаются различными хлопками по плечам, ногам и по полу, в разных ритмах и темпах, что является одной из особенностей мужских цыганских плясок. Разнообразие танцевальных движений, сменяющийся ритм пляски от сдержанного до огненно - вихревого, отражает темперамент и вольный нрав народа.
Такие движения требуют большого опыта, их не учат за один день. Сначала необходимо разучить отдельные, базовые движения рук и ног, отработать их, а затем уже применять в различных связках и комбинациях.
Техника рук.
Педагог: Давайте и сами попробуем на одно занятие стать цыганками. Когда наблюдаешь со стороны за движениями танцующей цыганки, то в первую очередь восхищают и приковывают взгляд, её руки. Это похоже на колдовство: не останавливаясь не на секунду, они изгибаются как змеи и плетут чудесные узоры. Руки кажутся бескостными, настолько гибки и пластичны их движения, где одновременно участвуют и плечевой сустав, кисть и все пальцы.
Педагог: Но всё же можно выделить несколько основных базовых позиций, повторяем за мной и запоминаем:
Круговые вращения, которые в целом можно разделить на перевороты «на себя» и «от себя».
«Раз» - руки разведены в стороны, на месте делают перевороты кистями. «И» - правая рука поднимается наверх, а левая рука вытягивается вперёд,
«Два» - делают перевороты левой и правой рукой,
«И» - меняем руки.
Плавные тянущиеся движения кистями (опускают вниз кисть и тянут наверх).
«Рисуют» перед собой кистями восьмёрку.
«Раз» - правая рука тянется наверх.
«Два» - левая рука рисует восьмёрку.
«Три» - повторяется всё с другой руки.
Руки перед грудью, ладони смотрят вверх.
«Раз», «И» - начиная от мизинца, загибают поочерёдно палец за пальцем, приближая их к запястью.
«Два», «И» - руки разводят в стороны и поднимают наверх.
«Три», «И» - кистью делают переворот и раскрывают «веер».
Выполняя движения, нужно постепенно увеличивать темп, добиваясь эффекта веера.
Педагог: Переходим к следующей основе женского цыганского танца Движения плеч.
Исходное положение. Девочки держат руки вверх впереди корпуса согнутые в локтях и ладонях. Локти приближенные к корпусу и находятся на уровне талии. Корпус и грудь должны быть неподвижны. Двигаются только плечи.
«Раз» - правое плечо подаётся вперёд и сразу убирается назад.
«И» - одновременно подаётся вперёд левое плечо.
«Два» - движения повторяются.
Разучивать движение следует в медленном темпе, а затем постепенно убыстрять, добиваясь лёгких движений плеч.
При выполнении любого из этих движений действуют следующие принципы:
Голова реагирует на движение рук, если руки поднимаются вверх, то подбородок тоже приподнимается, если рука уходит в сторону, то взгляд следует за рукой и т.д.
Движения кистей и пальцев должны быть выразительными, а не механическими. Нельзя «склеивать» пальцы, между ними должно быть ощущение воздуха.
Педагог: Наконец мы постепенно подошли к разновидности основных дробей.
Дробь – своего рода трюк, который всегда привлекает внимание зрителя и говорит о высоком мастерстве исполнителя. Особая сложность состоит в том, что руки при этом тоже танцуют, плетут узоры, двигаясь в своём режиме. Единственное и главное условие – наличие чувства ритма.
Дробушка:
Затакт «И» - приподнимают правую ногу,
«Раз» - делают удар ногой вперёд об пол и убирают ногу назад.
«И» - приподнимают левую ногу,
«Два» - делают удар ногой вперёд об пол и убирают ногу назад.
«И» - приподнимают правую ногу и так далее.
Перестук:
Затакт «И» - приподнимают правую ногу.
«Раз» - удары ногами - правая, левая, правая.
Затакт «И» - приподнимают левую ногу.
«Два» - удары ногами - левая, правая, левая. И т.д.
Дробный ход:
Затакт «И» - слегка проскальзывая на левой ноге, правая нога согнута в колене, которая направлена вперёд, приподнимается до уровня щиколотки левой ноги.
«Раз» - с лёгким ударом опускается правая нога полупальцами на пол немного впереди левой ноги.
«И» - с лёгким ударом опускается левая нога полупальцами на пол немного впереди правой ноги.
«Два» - с лёгким ударом опускается правая нога всей стопой возле левой ноги в I прямую позицию. Стопу левой ноги слегка приподнимают.
«И» следующий такт - повтор движения проскальзывают на правой ноге.
«Два» - делают правой ногой шаг вперёд на всю стопу. Левая нога остаётся позади, слегка согнутая в колене, пятка отделена от пола.
«И» - левую ногу подтягивают к правой ноге по I прямой позиции и не задерживаясь поводят её вперёд, начиная на новый такт движение с левой ноги. Положение рук, головы и наклоны корпуса при этом соответственно меняются.
Педагог: Красивые и грамотные повороты – украшение любого танца. В цыганском танце используются самые различные вращения, замедленные и стремительные, на месте и в пространстве. Для придания необходимой выразительности при поворотах используются разнообразные движения рук и юбок.
Кружась, нужно стараться не блуждать взглядом по залу, а максимально возможное количество времени удерживать голову в одной точке движения.
Совершенно не обязательно уметь делать повороты в обе стороны: в силу индивидуальных психофизических данных.
Поворот на месте:
Затакт «И» - переносим вес тела на левую ногу, одновременно снимаем руки с бёдер, приоткрываем правую ногу,
«Раз» - ставим правую ногу за опорную, выполняем плавный поворот на двух ногах. Левая рука на верху, правая перед грудью.
«И» - Докручиваемся в исходную позицию, закрываем руки на бёдра.
И т.д.
Педагог: Сейчас мы закрепим весь танцевальный материал самостоятельно под музыку.
Педагог: Молодцы, справились, а теперь ответьте мне, что нового узнали сегодня на занятие.
Ответы учащихся:
Педагог: Встали все на поклон.
Список источников:
Брон Л. Цыганский танец / Л. Брон.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005.-157с., ил.
Мажарцева Л. А. Народный танец/ Л. А. Мажарцева. – Саранск. – методическая разработка, 1997.- 60с.
Шляпникова М. И. Танцы народов мира/ М. И. Шляпникова.- М.: Искусство, 1989.- 635с., ил.