Организация. Добрый день, ребята, поприветствуйте наших гостей
Введение, актуализация имеющихся знаний.
Наш классный час я бы хотела начать с одной притчи.
(Звучит музыка, рассказывается притча.)
- Жила-была одна семья. Более 100 человек насчитывалось в этой семье и занимала она целое село. Вы скажете: ну и что – мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была необычная: мир и лад царили в той семье, а следовательно во всем селе. Ни ссор, ни ругани, ни раздоров, ни, Боже упаси, драк. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. Решил он проверить: правду ли молвят люди. Прибыл он в село и возрадовалс: ругом чистота, красота, достаток и мир.Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать , как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи. Расскажи мол, как вы добиваетесь такого согласия и мира в вашей семье.Погладил седой старец свою бороду и сказал, чтобы все люди были счастливы, необходимо попасть в мир доброты, а чтобы в него попасть, нужно, чтобы в душе каждого человека расцвел цветок толерантности…
- Что же такое толерантность? Как добиться того, чтобы в душе людей расцветали цветы толерантности
- Сегодня на уроке мы попробуем раскрыть составляющие этого понятия и, сделаете, вы это, ребята, сами Слушая, анализируя, фантазируя.делая выводы и открывая лепестки цветка толерантности. Предлагаю идти дорогою добра… ( звучит музыкальная заставка «Дорогою добра»
В нашей школе учаться разные ребята: толстые, тонкие, большие, маленькие, в очках и без очков, разных национальностей, девочки и мальчики. Почему мы иногда посмеиваимся друг над другом? Вы скажете: мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим.(слайд № 3)
Задание: вставьте на слайде пропущенные слова
Быть толерантным - значит … других со всеми их физическими и религиозными различиями. Это означает быть внимательными к другим
– Какое очень важное слово пропущено в этом высказывании. Какое очень важное качество личности должно быть у толерантного человека? (уважение)
Открываем первый лепесток цветка толерантности и делаем вывод: быть толерантным – значит уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, независимо от цвета кожи и глаз.
- Молодцы, ребята, справились с этим заданием. И в связи с этим давайте поиграем в игру. Каждый из вас встает и говорит свою отличительную черту, начиная со слов: «Я отличаюсь от других людей тем, что я...» (Проводится игра.)
- Действительно, ребята, какие мы разные. Каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер и темперамент. Хорошо это или плохо? (рассуждения детей)
Все–все, все на свете,
На свете нужны,
И Мошки не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, – злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед. И кто делает яд.
Плохие дела у Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки не лучше делишки.
И если мы с кем–то не очень дружны,
Мы все–таки очень друг другу нужны!
А если нам кто–нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Идем дальше дорогою добра… (звучит музыка)
– Я предлагаю вспомнить вам произведение В.Катаева, откуда взяты эти строки:
Лети, лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы…
- Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».
- Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)
- Что необычного удалось приобрести девочке?
- Что попросила Женя у последнего лепестка? (помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно) (слайд №4)
- Эта девочка проявила чувство сострадания и м … (милосердия)
- Давайте откроем следующий лепесток цветка толерантности.
- Доводилось ли вам встречать на своем жизненном пути людей, которым нужна чья – то помощь или поддержка?
Встречаются люди с физическими недостатками или с обиженной судьбой, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым тяжело и без дополнительной обиды, которую вольно или невольно можем нанести мы своим словом или действием.
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу.
От доброго - добро,
От злого зло родится.
Идем дальше «дорогою добра» (музыка)
Определить следующее качество толерантной личности нам помогут ребята нашего класса ( чтение стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе»)
– Это дружба. Открываем следующий лепесток.
- Можно ли дружить девочке с мальчиком? (рассуждения детей0
6. отправляемся дальше (муз сопровождение «дорогою добра»)
Ведущий. Ребята, давайте поиграем.
Задание: заменить все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу:
- грубость (вежливость);
- ненависть (любовь);
- обман (доверие);
- злость (доброжелательность);
- унижение (уважение);
- равнодушие (внимательность).
Молодцы, справились с этим заданием.
- Хотите прямо сейчас, здесь сделать кому-нибудь приятное?
Стань добрым волшебником,
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого -
Одно удовольствие, честное слово!
Упражнение «Волшебный стул».
- Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека. (Ответы детей.)
(После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает, что дети почувствовали во время упражнения.)
- Вам понравилось это упражнение?
7. Послушайте, ребята,
Зелёный медведь
Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и он стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:
- Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме.
Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:
- Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олегатерпимости.
- Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности сестрёнки?
- Какого качества не хватало Люде?
Все–все, все на свете,
На свете нужны,
И Мошки не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, – злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мед. И кто делает яд.
Плохие дела у Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки не лучше делишки.
И если мы с кем–то не очень дружны,
Мы все–таки очень друг другу нужны!
А если нам кто–нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!
Творческая работа. «Дерево Толерантности»
Дети выбирают на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева те качества, которые характерны для толерантной личности .Прикрепляют их к заранее приготовленному макету дерева.
Милосердие
Уважение человеческого достоинства
Уважение прав других
Терпимость к чужому мнению
Сотрудничество
Сострадание
- Сегодня вы узнали о качествах человека как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, мы говорим – это толерантный человек.
Итог
«В добрый путь», ребята, в мир добра, в мир толерантности.
- Ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.
Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
(песня Дорогою добра)
Воспитатель: Давайте одним словом охарактеризуем, что такое
« толерантность»?
- Толерантность - это милосердие.
- Толерантность - это сострадание.
- Толерантность - это уважение.
- Толерантность - это доброта души.
- Толерантность - это терпение.
- Толерантность - это дружба.
Мои пожелания:
-Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
-Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Итог урока
Чтение стихотворения учащимся:
Ребята! Обратите внимание! На каждой парте лежит текст со стихотворением. Сейчас у нас будет импровизированный монтаж. Вы должны по очереди читать четверостишье.