1 | Организационно- подготовительный
| Добрый день! Эти слова мы произносим каждый день, желая тем, к кому обращаемся добра и радости. Я попрошу вас ответить на мои вопросы: Все в порядке на столе? Есть порядок в голове? Мы за парты сели ровно. И к работе все готово. - Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками (конверты с шаблонами). Давайте посмотрим, что в них. | Готовность к занятию
Да!
Дети делятся на 3 группы (по 4 человека), открывают конверты и выполняют задание. (Аппликация). | Личностные УУД: Положительная эмоциональная направленность На данном этапе занятия происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. |
2 | Актуализация опорных знаний | Формирование понятия «талант» Ребята, каким даром должен обладать человек, создающий то, что всем нравится? Откуда у человека талант? Открыть табличку на доске Запись в рабочий лист. Как вы думаете, где он скрыт, можно ли его увидеть? | Талантом
Дар Божий
В делах человека, в его поступках. Человек совершает добрые поступки. | Коммуникативные УУД : -ведут диалог с учителем, одноклассниками. Слушают ответы других, высказывают свою точку зрения. |
3 | Определение цели и темы занятия | Могли бы вы назвать имена святых, которые обладали талантом, особым божьим даром? Как вы думаете, какова цель нашего занятия? На доске тема занятия: Святые врачеватели Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеймон. Ребята, внимательно посмотрите на тему занятия. Объясните, пожалуйста, значение слова «врачеватель», «целитель» Слайд |
Ответы детей (затрудняются ответить)
Узнать имена этих святых мучеников, об их житие.
Они были врачами, лечили людей. | Коммуникативные УУД : -ведут диалог с учителем, одноклассниками. Слушают ответы других, высказывают свою точку зрения. Также на этапе идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Формируются регулятивные-УУД. |
4 | Открытие новых знаний | На ваших столах карточки с рассказом о святых врачевателях Косме и Дамиане. Прочитайте текст и восстановите его. (Текст разделен на 2 части. У каждого ребенка по одной. Дети, прочитав, соединяют текст, читают его еще раз полностью). Как прозвали Косму и Дамиана? - За что их так прозвали? - Найдите в словаре ( проговаривание в устной речи) и запишите в своих карточках значение слова «безмездные» (бескорыстные, не получающие плату Табличка на доске. - Православная церковь отмечает память святых безмездных целителей Космы и Дамиана 1 июля. (Запись в карточку). В истории православия было немало людей, которые за свою профессиональную деятельность не брали платы. Это подвиг. Найдите в своих словарях, как еще называют таких людей. (Добавить к табличке на доске. - Запишите в карточки. | Работа в парах. безмездными целителями Бессребреники | |
4 | Физминутка | Разговор мы ведём серьёзный. И чтобы его продолжить, нам надо немного отдохнуть. Встаньте. Представьте, что мы пойдём в лес. Неторопливым шагом мы выходим из школы (ходьба на месте), и углубляемся в лес. Перешагиваем через стволы упавших деревьев, отводим от лица свисающие ветки правой рукой, теперь левой; прогибаясь, пробираемся под низко склонённым деревом. Находим подходящее бревно, садимся, откидываемся на ствол дерева, расслабляемся, закрыв глаза. Прислушиваемся к звукам леса. (Включить аудиозапись звуков леса). Пока дети расслабляются, учитель раскладывает на столах карточки с текстом для самостоятельного чтения. | | Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни, формирование нравственности. |
5 | Самостоятельная работа | Текст «Святой великомученик и целитель Пантелеимон» Инструктаж: ребята, перед вами текст. Во время чтения делайте на полях пометки простым карандашом: + все понял; - не понял; ? возник вопрос. . | | -анализ, сравнение, обобщение (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - выполнение пробного учебного действия (Р); - фиксированные индивидуальные затруднения в пробном действии (Р); - выражение своих мыслей о достаточной полнотой и точностью (К); -аргументация своего мнения и позиция в коммуникации (К). |
6 | Закрепление полученных знаний | - Итак, ребята, все ли вам было понятно? Какие возникли вопросы? - Как звали святого, о котором вы читали рассказ? - Что означает его имя? - Где жил Пантелеимон? - Каким талантом он был одарен? - Из какой он был семьи? - Кого он лечил? Чем? - Какую плату он брал за исцеление? (Показывает икону.) Слайд - Обратите внимание, что он держит в руках? - Что это символизирует? - До сих пор православные молятся Святому Пантелеимону об избавлении от болезней. Его иконы есть во всех православных храмах. - Мы с вами говорим о людях, которые совершали добрые дела. Что в самом человеке подсказывает ему добрый выбор и предостерегает от злого? Открыть табличку на доске. Формирование понятия «совесть» Практическая работа по формированию понятия. Оборудование: 2 бутылочки с чистой водой, блюдце, 2 чашки, пипетка, камешки. Бутылки с водой символизируют совесть. - Случалось ли вам в жизни совершать добрые поступки? Что вы чувствовали, сделав доброе дело? (дети выходят по желанию и пипеткой капают в одну бутылку воду, называя добрые поступки) - Случалось ли вам совершать плохие поступки? - Что вы при этом чувствовали? (дети по желанию выходят и бросают камешек в бутылку, называя плохие поступки) - Итак, совесть может быть чистой и грязной. Мы все рождаемся с чистой совестью, но в течение жизни совершаем какие -то поступки загрязняющие нашу совесть. - А теперь я попрошу выйти ко мне трех желающих. (Учитель наливает воду из двух бутылок и просит детей попить водички. Вопрос: почему вы выбрали воду именно из этой бутылки?
- Как вы думаете, если постоянно пить вот такую грязную воду, что может произойти с человеком? - Что нужно сделать, чтобы очистить воду в бутылочке - А свою совесть?
- Как вы думаете, кому чаще всего приходится пить вот такую грязную воду? - Что нужно сделать, чтобы они пили только вот такую чистую водичку?
Толкование слова «совесть» - Ребята, совершая добрые, хорошие поступки ждали ли вы вознаграждения, похвалы? -А если человек ждет за свой поступок похвалы или вознаграждения, можем ли мы назвать его добрым? -Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды. | Ответы детей
коробочку с лекарствами и мерную ложечку
Совесть
Практическая работа
дети выбирают воду из чистой бутылки
потому что общаться с человеком, у которого чистая совесть - приятнее). Заболеет
Профильтровать
попросить прощения у того, кого ты обидел
нашим близким Нужно стараться совершать только добрые поступки
| Регулятивные: формируют способность к самооценке и взаимооценке контролю, коррекции и оценки результата деятельности. Коммуникативные : сотрудничают с учителем и одноклассниками. Личностные: адекватно судят о своих успехах и неуспехах |
| | - Сегодня у нас состоялся серьезный разговор. - Давайте вспомним, имена святых, о которых вы сегодня узнали. - Каким Божьим даром они были наделены? - Какие добрые дела они совершали? -Почему их называют бессребреники? - О чем вам захотелось сегодня рассказать дома? Проводится дидактическая игра по степени усвоения материала. (Если позволит время урока). (Детям раздаются карточки с основными понятиями занятия). - Предлагаю вам поиграть в игру. Я зачитываю начало предложения, а вы показываете карточкой окончание. Божий дар – Святые врачеватели, братья – Бескорыстный человек, не получающий плату за свою работу – Святой великомученик и целитель – Духовно-нравственное чутье, отвращающее человека от зла и побуждающее к добру – | Ответы
Талант Косма и Дамиан
бессребреник Пантелеимон
совесть | Личностные: осознают значимость темы Развитие рефлексивных умений и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Сформировать чувство самоконтроля. |