2
| Определение темы и цели занятия | На прошлом занятии мы говорили об ордене, который назвали в честь гениальнейшего русского полководцы и награждали им военачальников и командиров, осуществивших разгром превосходящих сил противника в наступлении. Назовите имя этого полководца. Совершенно правы те из вас, кто назвал имя Александра Васильевича Суворова. Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Слайд 1 Какова цель нашего занятия? Слайд 2 Творчество Суворова по праву считается наиболее ярким и глубоким выражением самобытной силы русского военного искусства. На предприятия вроде штурма Измаила или Швейцарского похода можно решаться только тогда, когда львиными сердцами обладают все подчиненные, до последнего рядового включительно. В воспитании таких львиных сердец Суворов умел достигать результатов ни с чем не сравнимых, и потому его приемы обучения и воспитания войск и его способы воздействия на войсковые массы в бою представляют не только глубочайший исторический интерес, но сохраняют всю свою чрезвычайную важность и для воспитания нашей армии в настоящее время. Если материальная сторона боя благодаря новейшим техническим средствам изменилась до неузнаваемости, то духовная, самая главная сторона военного дела, осталась неизмененною, ибо основана на неизмененных законах духовной жизни человека. Может меняться оружие, а вместе с ним и формы действия, но руки, которые действуют оружием, и сердце, которое приводит эти руки в движение, вечно остаются одними и теми же. |
Ответы учащихся
Увидеть истинный смысл воинского служения в защите своего Отечества | Коммуникативные УУД : -ведут диалог с учителем, однок-лассниками. Слушают ответы других, высказывают свою точку зрения. Также на этапе идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Учитель использует побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Формируются регулятивные-УУД. |
3 | Усвоение новых знаний | Во все времена для воинства существуют неписанные правила. Все они составляют особую традицию Отечества — воинскую. Уже при жизни Александра Васильевича Суворова самые проницательные современники смогли узреть в его делах и мыслях «Науку побеждать» — на многие века вперед. Впоследствии лучшие военные умы России указали на суворовское наследие как на первоисточник русской национальной военной доктрины. С некоторыми заповедями, выражающими смысл воинского служения, мы сегодня познакомимся и попытаемся их понять. Слово учителя. Слайд 3 Определяя, что такое воинское искусство, Суворов в своей «Науке побеждать» говорит: «Два воинские искусства. Первое, глазомер, как в лагерь стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе, быстрота». Главнейшие воинские заповеди — глазомер, быстрота, натиск. · Глазомер. Данное качество Суворов почитал одним из важнейших, как для своих офицеров, так и для солдат. Суть глазомера заключается в умении адекватно оценить ситуацию — умение чрезвычайно важное как в бою, так и при принятии решений в бизнесе, поскольку времени на детальное изучение ситуации часто не остается вовсе. · Быстрота. «Одна минута решает исход баталии, — говорил Суворов, — один час – успех компании, один день — судьбы Империи». В сегодняшнем мире, где теории умирают, не успев родиться, Суворовские слова приходятся как нельзя кстати. Суворов сам как человек был чрезвычайно быстр. По воспитаниям современников, он часто не ходил, а бегал, даже когда ему было за 60 лет. Также быстро передвигались и вверенные ему войска, появление которых почти всегда оказывалось для противника полной неожиданностью. За счет чего подобная быстрота достигалась? — С одной стороны, это постоянная тренировка физической выносливости. С другой — тщательное продумывание малейших деталей как на пути, так и в ходе самого боя. Инструкции давались им всегда очень подробно, живо и эмоционально, сопровождаясь репликами типа: «Богатыри, неприятель от нас дрожит!» · Натиск. «Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет. В пальбе много людей гибнет. У неприятеля те же руки, да русского штыка не знает! Вытяни линию, тотчас атакуй холодным ружьем! Недосуг вытягивать линии — подвиг из закрытого, из тесного места. Коли, пехота, — в штыки! Конница тут и есть. Ущелья на версту нет, картечи через голову — пушки твои! Обыкновенно конница врубается прежде, пехота за ней бежит — только везде строй! Конница должна действовать всюду, как пехота, исключая зыби; там кони на подводах! Казаки везде пролезут. В окончательной победе, конница, гони, руби! Конница займется, пехота не отстает. В двух шеренгах сила, в трех полторы силы: передняя рвет, вторая валит, третья довершает». Огромное значение Суворов придавал развитию национального достоинства русского человека, которое базировалось у него на чувстве человеческого достоинства. «Кто любит свое Отечество, — говорил он, — тот подает лучший пример любви к человечеству». Суворов безгранично верил в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова, демонстрирующих эту веру: · Мы русские, мы все одолеем. · От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может. · Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. · Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать. · Покажи на деле, что ты русский! · Россиянин отличается верой, верностью и рассудком. · Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат. Эта вера удесятеряла его собственные силы и силы его солдат, позволяя молниеносно разбивать иногда в несколько раз превосходящие силы противника. |
Работа с текстом Учащиеся знакомятся с воинскими заповедями из «Науки побеждать» генералиссимуса А.В.Суворова и пытаются объяснить, как они их поняли. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные: сравнивают образы, извлекают информацию, делают выводы, осуществляют процесс анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют учебные действия согласно поставленной задаче |
| | Суворова также стал предметом всевозможных легенд. Австрийцы говорили о нем как о своего рода талисмане, который можно просто возить и показывать войскам и победа будет обеспечена. И это было правдой. Только одно присутствие Суворова удваивало и утраивало силы его солдат, который бросались на врага с невиданной отвагой. В чем же заключался секрет его личного воздействия? Суворов никогда в жизни не терял присутствия духа. Будучи предельно честен и требователен к себе, и не испытывая угрызений совести, великий полководец не боялся смерти. Отсутствие страха позволяло ему даже в самые критические моменты адекватно оценивать ситуацию и безошибочно находить самое верное, а порою даже единственно возможное решение. Например, в один из критических моментов швейцарского похода Суворов появился среди бегущих солдат, и тут же крикнул им: «Молодцы ребята, заманивай противника, заманивай!». Это высказывание подействовало на них отрезвляюще, — они стали отступать более упорядоченно. Суворов скомандовал «Стой, кругом!» и сам повел их в атаку. Противник был опрокинут и разбит. В самые критические минуты, например, при штурме Измаила и Чертова моста, Суворов первым поднимался в атаку, показывая своим солдатам должный пример. Он был с ними рядом в бою и в походе, ел из одного котла, спал на сене, часто носил простой солдатский мундир. Вставал раньше всех в 2 часа ночи, неизменно обливаясь холодной водой, никогда не одевал теплой шинели, пока в зимнюю форму не переодевался последний солдат. Конечно та планка, которую поставил себе Суворов, и которую он выдержал, очень высока и не каждому под силу. Но быть вместе с подчиненными, не на словах, а на деле, делить с ними радость и печаль, быть с ними честным и показывать им пример вовлеченности в работу, возможно, каждому, для этого совсем не обязательно иметь гений и силу духа Суворова. Ресурсный круг «Воинские заповеди» 1) Подготовительный этап Учитель предлагает еще раз вспомнить воинские заповеди. 2) Основной этап Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Почему следование воинской традиции дело чести каждого воина?» Есть ли взаимосвязь между воинскими заповедями и нравственными правилами? Какой личный опыт и нравственные качества необходимо приобрести будущему защитнику Отечества? Из чего же рождалась эта любовь солдат к своему руководителю? Слайд 4 Простота обращения Суворова, опять же, как с солдатами, так и с офицерами, просто удивительна. К князю Багратиону он обращался «Петра», или «князь Петра», к старому ветерану — «Платоныч». Почти всех своих ветеранов он знал по имени и всегда использовал любую возможность для того, чтобы лично к ним обратиться и подбодрить, вспоминая их заслуги во время прошлых военных компаний. Однако эта простота ни в коем случае не означала фамильярности, Суворов всегда чувствовал тонкую грань между простотой и фамильярностью, и никогда ее не переходил. Признание заслуг. В умении давать признание отличившимся, Суворову не было равных среди наших военноначальников. «Чудо-богатыри, герои, слава вам!», «Богатыри, неприятель от нас дрожит!», «Хват, орел!», «Спасибо за героя, Платоныч». «Кавалерии русской слава!», «Господа офицеры, какой восторг!». Очень трогателен момент прощания Суворова с солдатами и офицерами перед отставкой и ссылкой в Кончанское. Полководец перечисляет сражения и ордена, которые он за них получил. Затем снимает их, кладет на стол и говорит: «С вами заслужил, вам и оставляю». Чудачества. Чудачества Суворова делали его образ в глазах солдат более обаятельным и привлекательным, и, если можно так выразиться, более живым и родным. Например, получив за взятие Варшавы чин фельдмаршала, Суворов, радуясь по-детски, прыгал через стулья, каждый раз приговаривая: «этого обошел, этого обошел, этого обошел». Когда Екатерина хотела отблагодарить его за образцовые маневры, проси, мол, чего хочешь, Суворов сказал, что ему ничего не надо, а у нее и так попрошаек много, императрица настаивала, тогда Суворов сдался и попросил 3 рубля с полтиной, дескать, промотался, за квартиру нечем платить. Подобных случаев можно привести великое множество. Именно Суворов точно и понятно сформулировал истинный смысл воинского служения. Воинское служение многогранно. Каждый несет его на своем месте и выполняет то, к чему он призван Отечеством. |
Ответы детей
Прежде всего, это честность. Суворов был предельно честен по отношению к самому себе и к своей профессии. |
. Коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками. Личностные: адекватно судят о своих успехах и неуспехах, осознают значимость темы |
5 | Закрепление полученных знаний | Почему важно, чтобы «каждый воин знал свой маневр», то есть безупречно владел своим воинским мастерством? В чем смысл воинского служения? Какой вывод можно сделать? Слайд 5 | Ответы
На какой бы должности не находился воин, какой бы воинский чин не носил, общим для всех было и остается одно: за их спиной Отечество, отчий край и родной очаг. А бывает, что в руках воинства оказываются и судьбы всего мира.
| Регулятивные: формируют способность к самооценке и взаимооценке, контролю, коррекции и оценки результата деятельности |