Занятие на тему "Техника лоскутного шитья "Ляпочиха". Изготовление сумки" для занятий в объединении или кружке художественно-эстетического направления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Научить работать в технике лоскутного шитья “Ляпочиха” через знакомство с отличительными особенностями техники, технологической последовательностью изготовления сумки.
Воспитывать уважение к традициям народного искусства; интерес к лоскутному шитью, аккуратность, усидчивость, бережное отношение человеческому труду и вещам.
Тип занятия: изучение нового материала и систематизация знаний и имений. Формы работы:индивидуальная, групповая.
1.1 Приветствие. Проверка готовности рабочего места. Отметить отсутствующих..
1.2.Знакомство с темой и целями занятия.
1.3 Объявление темы.
Тема нашего занятия: «Техника лоскутного шитья “Ляпочиха”. Изготовление сумки».Сумка у нас будет с геометрическим рисунком. Мы повторим что такое симметрия и геометрический рисунок в орнаменте.
II.Вводная беседа.
Осевая симметрия в орнаменте. Геометрический рисунок в орнаменте.
Известно, что слово орнамент означает «украшение» и что люди издавна украшают орнаментами различные вещи. На предыдущих занятиях мы познакомились с растительным орнаментом (изображения растений и животных, их стилизованные формы).
Но есть и другой вид орнамента, состоящий из кругов, треугольников, квадратов или разных линий. Как называется такой орнамент?(Ответы детей)
Такой орнамент называется геометрическим.
Живший постоянно среди природы, человек уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми выражал свое восприятие мира и отношение к явлениям природы.
Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения:
- прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли;
- горизонтальной волнистой линией – воду;
- вертикальной волнистой – дождь;
- треугольником – горы;
- скрещивающимися линиями – огонь и молнию.
Какая фигура была основным символом? (Ответы детей)
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб является символом солнца и огня, плодородия, возрождения жизни. Некоторые орнаментальные знаки отражали роль талисмана, их наносили на одежду и предметы быта.
Орнаменты бывают разные, но есть и общее правило – повторение одинакового рисунка на одинаковом расстоянии – ритмическое чередование элементов. Современные художники, изучая народное искусство, создают такие узоры, которыми можно украсить и различные предметы интерьера, и одежду, и различные аксессуары.
Геометрический орнамент наиболее легкий, композиционно он составляется из простого чередования фигур и рядов, размещенных по горизонтали, вертикали, диагонали. Здесь могут преобладать ромбы, квадраты, треугольники, прямые и ломанные линии, зигзаги, точки, крестики. Самая распространенная фигура – ромб с различными вариациями: удлиненные стороны, перекрещивание диагоналей, присоединение к вершине большого ромба – маленьких или рожкоподобных фигур. Наиболее часто ромб составляет основу композиции, но может быть дополнением к другим мотивам.
Основной орнаментальный мотив могут дополнять линии – прямые, ломанные скрещенные. Довольно часто промежутки между отдельными фигурами одного орнамента заполняют другими фигурами, которые составляют не только фон, но и новый узор.
Геометрический орнамент, так же как и растительный, по расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, бывает:
- ленточный – в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы;
- сетчатый – при котором вся поверхность заполнена узором;
- центрический или розеточный – в котором отдельные элементы вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник.
Современные варианты расположения орнаментов на изделии зависят от назначения, размеров и формы, вкуса и чувства меры мастерицы.
III. Изучение нового материала.
Техника “Ляпочиха” очень проста и интересна. Что же такое “Ляпочиха”?
Ляпочиха – это пришивание мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”.
Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок”
В технике “Ляпочиха” существует несколько вариантов пришивания лоскутков на основу.
1вариант – полоски ткани пришиваются рядами. Каждую полоску выкладывают и посередине прокладывают машинную строчку. Затем отгибают верхнюю часть лоскутка вниз и т. д. , и получаются вот такие интересные работы.
2 вариант – полоски пришиваются по разметке.
Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. По разметке полоски пришиваются от центра к краям изделия, ряд за рядом.
Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.
Существуют способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе.
Получаются вот такие красивые изделия.
Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они несыпучие и придают объёмность изделию.
В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный.
Сейчас мы будем изготавливать в технике “Ляпочиха” – сумку.
В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовую или длинноворсовую сумку.
Мы будем изготавливать длинноворсную сумку.
IV. Практическая работа.
Сейчас подберем геометрический орнамент для оформления сумочки, ткань для орнамента и изделия в целом. Затем изготовим сумочку и украсим ее отделочным элементом.
Общий порядок выполнения сумочки.
Внимательно рассмотреть и выбрать рисунки.
Подобрать ткань для сумочки и для отделочных элементов по цвету и по размеру.
На листе начертить выкройку для сумочки с учетом припусков на соединение.
Пришить отделочную деталь на основу, нанести дополнительно украшающие элементы отделки. Сложить основу сумочки вдвое, соединить боковые швы и вставить декоративный шнурок.
4.1. Инструктаж по технике безопасности.
Но перед началом работы повторим правила техники безопасности.
Вначале вы назовете правила ТБ при работе с иглой и булавками.
А теперь назовите правила ТБ при работе с ножницами.
А теперь назовите правила ТБ при работе на швейной машине.
Проверяем, все ли вы назвали.
4.2. Организация рабочего места.
Какие материалы и инструменты нам понадобятся для работы?
Материалы и инструменты:
Деталь основы;
Полоски ткани разного цвета;
Нитки;
Ножницы;
Игольница с иглой и булавками;
Деталь подкладки;
Косая бейка для обработки края изделия.
Швейная машина.
Возьмите всё необходимое для работы и подготовьте свои рабочие места.
V. Анализ работ.
При анализе детских работ отмечается:
Аккуратность работы;
Правильность пришивания лоскутков или завязывание.
VI. Итог занятия.
С какой техникой лоскутного шитья вы познакомились?
Что означает слово “Ляпочиха”?
Учащиеся делятся впечатлениями: каждая группа рассказывает о своем способе.
Сегодня мы с вами познакомились с техникой лоскутного шитья “Ляпочиха”, начали работу над изготовлением ковриков в технике “Ляпочиха”. На следующих занятиях мы продолжим их изготовление. Коврики могут служить теплым покрывальцем на стул или половичком у кровати. Такие сумки будут интересным и оригинальным подарком к празднику вашим родным и близким людям. А знания, полученные на занятии, вам пригодятся: вы можете научить изготавливать такие сумки для своих родных, подруг или друзей. Я благодарю вас всех за работу. Вы хорошо потрудились и увидели первые результаты своего труда.