kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта занятия "Рассказ о добыче соли в Соликамске"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по курсу "Люблю тебя, мой Соликамск!" Формирует представления об историческом прошлом родного города.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Рассказ о добыче соли в Соликамске"»

Проблемная группа по реализации в образовательной деятельности учебного издания «Люблю тебя, мой Соликамск»







Соль. Добыча соли в Соликамске

(Технологическая карта занятия

по курсу «Люблю тебя, мой Соликамск!»)









Авторы:

Пантелеева Наталья Александровна,

Чебыкина Марина Ивановна,

учителя начальных классов

МАОУ «Гимназия №2»









Соликамск – 2021г.




Технологическая карта

занятия по курсу «Люблю тебя, мой Соликамск!» в 3 классе


ТЕМА 5. Рассказ о добыче соли в Соликамске.

Цель: формирование представлений об историческом прошлом родного города, воспитание патриотизма и гражданственности на основе изучения исторических событий малой родины.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с историей добычи соли в городе Соликамске;

  2. развивать умение работать с различными источниками краеведческой информации;

  3. расширять представления у обучающихся об истории родного города;

  4. развивать коммуникативные, регулятивные навыки учащихся через организацию работы в парах, группах;

  5. воспитывать уважительное отношения к родному краю, позитивного отношения к историческим событиям прошлого.

Планируемые результаты

Предметные: понимание краеведения как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

овладение элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием

элементарных краеведческих понятий;

Метапредметные:

Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно

\находить ее.

Регулятивные УУД: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, принимать и сохранять учебную задачу,

планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого

иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Умение работать с информацией:  использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Совместная деятельность: умение организовать сотрудничество и совместную деятельность




Ход урока.


Дидактическая

структура

занятия (этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности.

.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...


-Добрый день! Здравствуйте, милые дети!! – говорим мы вам и рады приветствовать вас нашей встрече.


- В разных странах приняты свои способы приветствия. Например, в России – рукопожатие, в Японии – поклоны, в Бразилии- хлопки по плечу, в Италии – горячие объятия….


- И мы вам предлагаем поприветствовать участников нашей встречи


Подготовка класса к работе.




Дети смотрят друг на друга, приветствуют друг друга разными способами.


II. Актуализация знаний.


Введение в тему. Выявляет уровень знаний. Нацеливает и подводит детей к необходимости дальнейшего изучения объекта. (На доске - гербы городов).

-Что вы видите перед собой?

-Прочитайте название городов на этих гербах.

-Это гербы городов: Соликамск, Солигорск, Сольвычегодск, Усолье – Сибирское.

Соль-Илецк, Усолье-Сибирское, Бурсоль, Соледар.

- А что общего в названиях городов?

- Это названия городов, где добывается соль.


Высказывания обучающихся.

Отвечают на вопросы учителя.




Ведут диалог с учителем.

Гербы городов.

Читают названия городов.

Во всех названиях есть общая одинаковая часть СОЛЬ.

III. Формулировка темы занятия.

Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

Организует обучающихся и подводит к формулировке задач урока.


Проблемная ситуация: 

- Что объединяет названия этих городов?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?


Постановка задач и целей урока.

-Узнать, почему именно соль послужила основанием для названия нашего города?

- Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия.

- Мы приглашаем вас в путешествие по родному краю, по родному городу, такому удивительному и неизведанному, хранящему так много тайн. Сегодня вместе мы откроем одну из тайн нашего города Соликамска.



Высказывания обучающихся.


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.



Высказывания обучающихся.

IV. Формирование новых

знаний.





 











- Город Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой.

- Город Соликамск считается соляной столицей России. Именно здесь, в северной части города сохранился комплекс Усть -Боровского солеваренного завода XIX – XX веков.

В наши дни на его территории работает Музей истории соли.

- Мы с вами сейчас побываем в нём. Предлагаем вам поработать в группах, поработать с информационными источниками и узнать о добыче соли.

1 группа - Александровская рассолоподъёмная башня (Приложение 1).

2 группа - Александровский соляной ларь (Приложение 2).

3 группа - Варница Усть - Боровского завода (Приложение 3).

4 группа – Соленосы (Приложение 4).













Работа обучающихся в группах.


V.Физминутка

- Вы отлично поработали в группах, давайте подведём итог вашей работы.

- В нашем зале появилось много разных слов.

- Найдите и прикрепите на доску только те слова, которые относятся к теме нашей встречи.


Выполняют физминутку.

Обучающиеся расходятся по классу и находят слова урока:

Амбар

Ларь

Соль

Братья Калинниковы

Купец Александр Васильевич Рязанцев

Рассолоподъёмная башня

Скважина

Цырена

Рассол

Полати

Выварка

Солевары

Башня


VI. Формирование новых

знаний.


- Вот сколько новых и знакомых слов вы нашли в зале!

- Среди этих слов видим слово Башня - это высокое столпообразное архитектурное сооружение.

- В музее истории соли есть Александровская рассолоподъёмная башня. О ней нам расскажет 1 группа.

- Ларь – это большой деревянный ящик с откидной крышкой, предназначенный для хранения предметов хозяйственного обихода. А про Александровский соляной ларь нам расскажут ребята 2 группы.

- Варница – это закрытое помещение, в котором вываривалась поваренная соль из её растворов.

3 группа откроет секреты варницы Усть – Боровского завода.

- А кто такие соленосы? О них вы узнаете, если внимательно послушаете ребят 4 группы.

- Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором. Дом украшен деревянной резьбой.

- Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д. Работают здесь и временные выставки.

- В музее вы узнаете, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег.

- Основные экспозиции музея расположены в бывшей двухэтажной конторе сользавода, построенной в 1884 году. Она же являлась загородной усадьбой Рязанцевых. Заводоуправление располагалось на первом этаже, а жилые апартаменты Рязанцевых – на втором. Дом украшен деревянной резьбой.

- Экспозиции музея рассказывают о самой соли и ее особенностях, об истории соляных промыслов, о солепромышленниках Рязанцевых и т.д. Работают здесь и временные выставки.

- В музее вы узнаете, что в прошлом соль ценилась куда больше, чем в настоящее время. Кое-где она даже служила заменой денег.

- На территории Музея истории соли сохранилось 10 объектов культурного наследия – памятников федерального значения деревянной промышленной архитектуры XIX века: две рассолоподъемные башни, два ларя, три варницы, амбар, изба и контора. Завод не имеет аналогов в России.

- Если вы еще не были в музее, то обязательно сходите.

Просмотр видеофильма «Рассказ о добыче соли в Соликамске»

- Сейчас на территории музея проходят различные праздники и фестивали: Огни Гефеста, Чистый четверг, семейный фестиваль Лада и многие другие.

Представляют итоги работы своей группы.



































Смотрят видеофильм «Рассказ о добыче соли в Соликамске»

(серия 7).

VII. Включение в

систему знаний и повторение.

- Громадное значение соли и та роль, которую она занимала в жизни людей, хорошо отражает «малая форма народного творчества» — пословицы и поговорки. Особенно сильно это проявляется у наших предков-славян, для которых соль считалась священной. Она являлась символом верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

- Вам необходимо в парах соединить части пословиц о соли.

Без соли невкусно, половина обеда.

Недосол на столе разбойников смиряет.

Без соли, без хлеба – а без хлеба не сытно.

Хлеб-соль и пересол на спине.

- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.

- А сейчас попробуем решить несколько задач.

- Варница – большая железная сковорода, которую обслуживало несколько человек. Давайте найдём, сколько человек.

Задача. Одну печь для выварки соли обслуживали 1 повар-солевар, 1 подварёнок, 6 рассололивов, 3 ездока, 1 мешкодёр, 1 соленос, 1 солевоз и 1 дрововоз. Сколько человек обслуживали одну печь?

- Соленосы - это профессия которая реально существовала несколько веков на сользаводах Прикамья. Это нелегкий труд, людей которые трудились на погрузке барж, переносе соли из варниц в амбары. Выполните следующее задание.

Задача. Мешок соли для мужчин весил 5 пудов, а мешок соли для женщин весил 3 пуда. Сколько килограммов переносили соленосы-мужчины и соленосы- женщины, если пуд равен 16 килограммам?










Работа в парах. Соединить начало пословицы и конец.


Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Недосол на столе, пересол на спине.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Хлеб-соль и разбойников смиряет.


Фронтальная работа. Решение задач.


15 человек.



5 х 16 = 80 кг

3 х 16 =48 кг

VІII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наша встреча подходит к завершению. Давайте подведём итог.

- Мы предлагаем из кристалликов соли сложить огромный кристалл.

Проанализируйте свою деятельность, оцените её и выберите нужный цвет.

Кристаллы:

Белый – … (мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу).


Синий – … (я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить).

Красная – мне было очень трудно, не смог ответить.


- Вот какой огромный кристалл соли у нас получился. Мы надеемся, что Вы много нового сегодня узнали о добыче соли в Соликамске и обязательно этой информацией поделитесь дома и с друзьями.

- За ваши старания нам захотелось подарить вам на память самый простой и доступный оберег - небольшой мешочек с солью. Мешочек обязательно всегда должен быть с собой.

- Соль, выступая в качестве оберега, отпугивает злые чары от вашего дома и от вас. Соль – уникальный продукт, который никогда не портится, не гниет, не пропадает. Таким образом, соль олицетворяет вечность.

- Такой оберег вы можете самостоятельно сделать дома для своих друзей. Для изготовления вам понадобится маленький мешочек из натуральной ткани, соль, нитка или тонкая лента.

- Закончить нашу встречу хотелось бы словами из стихотворения Владимира Спиридонова «О Соликамске»

…Соликамск, Соликамск,
Город  наш соляной...
Ты красавец у нас,
И нам самый родной!
Издавна здесь соль земли  добывали.
Сушей везли, и по Каме сплавляли...
Солью своей конечно известен на мир,
Понятно, ведь соль на любой нужна пир! …


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке и раскрашивают свои кристаллы соли, прикрепляют их на доску.





















Приложение 1.


Александровская рассолоподъёмная башня


Александровская рассолоподъёмная башня. Скважина в этой башне уходит на глубину 191 метра, а бурили её с помощью парового бура 4 месяца. Обустройство рассолоподъёмной трубы было самым дорогим и длительным процессом в солеваренном производстве. Через трубу с помощью насосов рассол выкачивали и подавали в соляной ларь.



















Приложение 2.


Александровский соляной ларь

Александровский соляной ларь. Это сооружение представляло собой деревянную ванну, в которой хранилось огромное количество рассола. Чтобы рассол не протекал, ларь укреплялся горизонтальной рамой, сжимался брёвнами и специальным клином для подтяжки. Пол в нём делался двойным. В ларе рассол не только хранился, но и отстаивался, при этом испарялась часть воды. Лари были связаны с варницами подземными деревянными трубами, по которым рассол подавался в сковороду- цырен.





Приложение 3.

Варница Усть - Боровского завода

Следующим этапом добычи соли была выварка. Варка соли – тонкое искусство, которым владели лишь опытные мастера-солевары. Свои секреты они передавали по наследству от одного поколения к другому. Рассол подавался непосредственно во время варки. Выварка соли происходила при поддержании равномерного тихого жара в печах. В результате медленного кипения рассол превращался в кристаллы соли. Её собирали специальными скребками и забрасывали деревянными лопатами на полати. В варнице было очень жарко: на сковороде температура достигала 100 градусов, а на полатях 40 градусов.

Рассказ корреспондента газеты «Екатеринбургская неделя»

(№ 8, 12.09.1879) из Соликамска:

«Труд рабочего обусловливается 7-10 часами самой каторжной работы. Тяжёлый воздух, удушливый, страшный жар настолько ослабляют рабочего, что он не может вынести более одного часа постоянной работы. Быстро теряя здоровье, он приобретает расстройство желудка, грудную боль и, предаваясь пьянству, как единственному утешению в безотрадной жизни, уже в 40 лет делается никуда негодным, отжившим человеком… Кроме полного отсутствия гигиенических условий жизни рабочих, значительной смертности их способствует как само свойство работ, так и качество пищи… Сам вид соляных варниц наводит уныние: это что-то вечно тёмное, пропитанное насквозь сыростью, с вечными непроглядными облаками пара и дыма, – всё это носит на себе отпечаток чего-то порабощённого, безропотно повинующегося бедности и природе».










Приложение 4.

Соленосы

После сушки соль собиралась в мешки и доставлялась на хранение в амбары. Это самые большие сооружения сользавода, высотой с четырехэтажный дом. Соль с помощью специальных лифтов-солеподъёмников поднималась на уровень крыши и засыпалась сверху в амбарные закрома.

Выгрузка соли на баржи производилась непосредственно из амбаров, когда воды Камы весной подходили к ним вплотную. Соль снова складывали в мешки, взвешивали и загружали в баржи. Работу эту производили соленосы. Их труд был очень тяжёлым. За год соленосы получали 11-13 рублей, а на самую дешёвую одежду требовалось 1 руб. 50 коп. Поскольку мешки с солью поддерживали головой, соль разъедала веки и уши соленосов так, что веки у них открывались с трудом, а уши висели, как груши. Отсюда и пошло прозвище соленосов – «пермяк – соленые уши». Перевозилась соль, как и в древности, исключительно водным путём по Каме и Волге.



















Библиографический список


  1. Люблю тебя, мой Соликамск: учебное издание для учащихся начальных классов общеобразовательных организаций Соликамского городского округа/ Составители: Денисова М.А., Савенкова Н.М., Фисюк Л.В. – Соликамск, 2020 – 136 с.

  2. Поморский город Соликамск: 580-летию соляной столицы России посвящается/Авторский коллектив:Опутин О.Ю.,Павлова И.В., Хоробрых С.В. – Соликамск, 2010 – 208с.

  3. Соликамские были/ Бирюков В.П. – Пермь, Книжное издательство, 1976 – 172с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта занятия "Рассказ о добыче соли в Соликамске"

Автор: Пантелеева Наталья Александровна, Чебыкина Марина Ивановна

Дата: 01.11.2021

Номер свидетельства: 590197


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства