1.Образовательная: научить пониманию основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности.
2.Развивающая: развивать такие качества личности, как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки.
3.Воспитательная: воспитывать нравственно-этическое отношение к людям.
Этапы занятия | Содержание занятия (деятельность учителя/деятельность учащихся) | Планируемые результаты |
I. Мотивация познавательной деятельности. | Здравствуйте – желаю Вам здоровья! В слове этом – мудрость, доброта, Что всегда соседствуют с любовью, И души славянской красота! - Протяните, пожалуйста, свои ладони, я положу в них горошины. Давайте обменяемся горошинами друг с другом. Если у вас есть горошина и у меня есть горошина, и если мы обменяемся ими, то у меня и у вас останется только по одной горошине. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Я очень надеюсь, что идей у нас сегодня будет много, и мы их подарим друг другу. | Личностные результаты: как понимание и сопереживание чувствам других людей, умение слушать и слышать одноклассников. |
II. Актуализация необходимых знаний. | - Скажите, на что похожи эти горошины? (ответы). - Горошина похожа на нашу планету Земля, именно такой она видится из космоса. - Посмотрите на карту нашей страны («Карта России). Вот в этом уголке нашей страны живу –Я. - А кто знает, сколько таких «Я» живет на Земле? (высказывают свои предположения). - На нашей планете пять миллиардов жителей. Это очень много. Но каждый человек – это целый мир. Всем людям хватает места на земле, солнца, воздуха, воды, пищи. И вроде бы делить нечего, но люди постоянно находятся в состоянии войны. Почему это происходит, как вы думаете? (ответы). - На Земле существует два мира: мир добра, и мир зла. И каждый человек должен решить сам, в каком мире ему жить, какой мир строить. Добро и зло — извечный выбор, важнейший выбор человека, Судьбы его первопричина и смысл его земного века. - Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, справедливость, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость... | Личностные результаты: формирование уважительного отношения к мнению другого человека. Коммуникативные УУД: овладение вербальными средствами общения, взаимопомощь по ходу выполнения задания. Познавательные УУД: овладение логическими действиями обобщения, построения рассуждений. |
III. Формулирование темы и целей занятия. Открытие нового. | ( Беру в руки стакан молока) - Кто знает, какова цена стакану молока? (ответы) - Всем известно, что молоко – это ценный продукт питания для нашего здоровья. Но иногда даже обычный стакан молока, может стать ценной жизни. (Просмотр ролика « Стакан молока») - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? (Ответы). - Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она – тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку….. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания. |
IV. Первичное закрепление (применяем новые знания). | 1. К сожалению, часто добру, счастью, успеху противопоставляется зло, неудачи. Давайте докажем это. Я буду помещать на доску слава, а вы должны найти к нему антоним (т.е. слово, с противоположным значением). война | мир | грубость | вежливость | ложь | правда | болезнь | здоровье | победа | поражение | - Всё это составляет нашу ЖИЗНЬ (табличку « жизнь» поверх слов). Жизнь - это пианино: клавиша черная, клавиша белая и каждая звучит по- своему. Человек должен стремиться к тому, чтобы черных клавиш, у него и окружающих его людей, было как можно меньше. - Как вы думаете, что для этого нужно делать? (Быть добрым по отношению к себе и к окружающим). 2. А теперь проведём небольшой эксперимент. - Сейчас мы будем делать то, чего никогда делать не позволительно. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает куклу, вырезанную из бумаги). Сейчас мы ее начнем обижать. Я думаю, всем известно, что обижая даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль и загибать при этом край бумаги. Начнём с меня. Хотя мы и взрослые, но иногда тоже ненароком обижаем людей (я проговариваю плохое слово и передаю куклу другим, другие выполняют работу и кукла по кругу доходит до меня). - Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале? Что в ней изменилось и почему? - Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать что-то приятное). - Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили. - А сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале? Нет. Почему? - Подтверждение нашего эксперимента, вы увидите в мультфильме. (Просмотр мультфильма «Гвозди») - Причинённая нами боль кукле, причинённая боль юношей людям остаётся в душе ещё очень долго и никакие комплименты и извинения не могут её разгладить. | Личностные результаты: формирование уважительного отношения к мнению другого человека. Регулятивные УУД: принятие учебной задачи. Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать. Познавательные УУД: построение речевого высказывание. |
V. Систематизация и повторение | Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Проведем еще один эксперимент. Перед вами весы, на одну чашу весов я поместила зло. (ненависть, вражда, неуважение и т.д.) - Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, всё доброе, и по капельке положим его на чашу весов. - Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. | Регулятивные УУД: формирование волевой саморегуляции, принятие учебной задачи. Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и слышать. Познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей. |
VII. Итог занятия. Рефлексия деятельности. | Сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают. Дышится легко, ровно, глубоко. Подумайте о вашей внутренней энергии, которая теплом разливается по телу. А энергия тепла обладает световым потоком. Представьте в себе этот свет – добра и любви… Усильте его. Вспомните о тех людях, которые сегодня с вами рядом, они тоже нуждаются в вас, в вашем участии, поддержке. Конечно же, в нашей жизни есть и неприятности. Но не ищите виноватых, а просто зажгите свечу. Направьте свой огонёк туда, где темно. Подержите свечу, чтобы стало теплее… Помните притчу о рыбаках, которые попали в шторм ночью, но сумели выбраться, увидев пламя костра». Видите темнота растаяла…и кто- то увидев ваш свет, зажёг свою свечу. Значит, на земле стало больше любви, тепла и доброты… Выдохните. Возвращайтесь. Откройте глаза. (Учитель держит зажжённую свечу). Вот он ваш тёпленький огонёк свечечки - он живой. Ближних бойся осуждать, Лучистое солнце не дели на части – Ведь вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья ты можешь, Ты должен, людям земли подарить! Действительно, искорку счастья, а может и целый огонёк, мы обязательно подарим другим, потому что он есть в нас. - А теперь еще раз посмотрите на свою горошину. Сумели ли вы ее сохранить? Это было сложно. Она могла потеряться, разломиться на части. Также трудно сохранить мир, в котором мы живем. Нужно жить в согласии с собой и с другими, видеть добро и ценить его. - На память о нашей встрече, я хочу вам подарить воздушные шарики. И хочу попросить вас надуть их, т.е. наполнить воздухом добра нашей с вами встречи. Пусть также как шарик наполнится воздухом, ваши сердца наполняются улыбкой, добром и милосердием. (Фоном звучит песня М. Пляцковского «Если добрый ты») | Личностные результаты: формирование адекватной самооценки учащегося. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, оценивание правильности выполненных действий. |