kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тактический прием: Связка. Разновидности связки (абсолютная и неполная).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Будет полезна для учителей и тренеров - преподавателей, которые обучают детей игре в шахматы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тактический прием: Связка. Разновидности связки (абсолютная и неполная).»


Учебно-тренировочного занятия по шахматам.

Преподаватель: Строганов Андрей Викторович

Дата проведения: 10.11.16г.

Тема занятия:

Тактический прием: Связка. Разновидности связки (абсолютная и неполная).

Цель занятия: Познакомить с тактическим приемом связка и ее разновидностями на примере игровых позиций.



Задача урока:

Образовательные:

  1. Научить распознавать виды связок, создавать их в процессе игры вынуждая соперника переходить в позицию связывания.

  2. Развивать умения зрительно видеть доску и формировать навыки расчета вариантов в «уме» (в слепую)

  3. Закрепить умения разыгрывать точные ладейные позиции.

Оздоровительные:

  1. Формировать правильную осанку.

  2. Зрительно – моторную координацию

Воспитательные: 

  1. Воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах.

  2. Научить анализировать детей свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений – единственное, правильное.


Методы и приемы обучения:

  1. Наглядный метод (При знакомстве с новым материалом)

  2. Частично – продуктивный (Разыгрывание и отработка правильных ходов в ладейных окончаниях, в задачах на отработку построения связки, анализ и комментирование партии)

  3. Методы дифференцированного обучения (В течении всего занятия: разбитие детей на подгруппы, выдача и подача программного материала в соответствии с уровнем подготовленности и силы игры)

Образовательные технология: образовательная технология разноуровневого обучения (дифференцированного обучения), компоненты здоровьесберегающей технологии.

Формы и средства обучения:

  1. Практическая игра

  2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов

  3. Игра в «слепую»

  4. Теоретические занятия, шахматные игры


Ход занятия.


  1. Вводная часть. Беседа о правилах поведения на занятиях и во время игры в шахматы. Познакомить детей с темой и целью урока.


  1. Разминка. Самостоятельная работа обучающихся с диаграммами. Направлено на развитие тактического «зрения», закрепление постановки мата в 1,2,3 хода. Разбивка обучающихся на подгруппы – сила игры.(Технология разноуровневого обучения)


1 группа – мат в 1 ход

2 группа – мат в 2 ход

3 группа – мат в 3 ход

1.b8(К)х

1.Фg6 hg

2.Лh8x

1.Фg7 Фg7

2.fg Крg8

3.Кe7x

1.Кh4 x

1.Лg6 Фg6

2.Фh8x

1.Лh8 Крh8

2.Лh7 Крg8

3.Кe7х

1.F8(K) x

1.Фf7 Лf7

2.Лe8x

1.Фh7 Лh7

2.Лg8 Лg8

3.Лg8х

  1. Ладейные окончания. Проверка домашнего задание и закрепление пройденого материалла. Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа


1.Лa5

+- h4 2. Крс7 h3 3.Лa3 h2+-

1.ЛG7 Крf8 2.Лgf1 Крe8 3.Лfe7


1.Лh3+-

1.Крc1 Крa2

2.Лa8x

…b2 2.Крb1+-

  1. ОФП или Физ.минутка.

  • Комплекс упражнений для разминки мышц тела.

  • Разминка для глаз.

Использование компанентов здоровьесберегающих технологий.

  1. Новый материал. Связка

Теоретическая часть с использованием ИК технологий.

Связка – это нападение линейной фигуры (ферзем, ладьей, слоном) на фигуру или пешку противника, которая прикрывает собой другую фигуру (обычно более ценную) или какой – либо пункт.

Таким образом, механизм связки состоит, как правило, из трех фигур:

  1. Связывающей

  2. Связанной (заслоняющей)

  3. Прикрываемой

Причем две последние обязательно принадлежат одной из сторон. Если связанная фигура прикрывает собой какое – либо важное поле, то в таком случае в связке участвуют лишь две фигуры.

Связка бывает полной (когда защищается король) и неполной (когда прикрывается , скажем ферзь)

Когда прикрываемая фигура король, связка называется полной. При этом, если связанная не может сделать ни одного хода, такая связка считается абсолютно полной. В некоторых случаях заслоняющая короля фигура имеет возможность двигаться по линии связки, тогда говорят об относительно полой связке.

Диаграмма 1. Прикрывающая черного короля ладья b7 абсолютно связана неприятель­ским ферзем d5 и потому не может сдвину­ться с места. При ходе белых последует 1. Кра6, и черные гибнут: у них нет защиты от 2. Ф : Ь7х. Не спасаются они и при своем ходе:

1. . .КрЬ8 (освобождаясь от связки) из-за 2. Фd8Х; или 1. . Cb6+ 2. Кра6 и т. д.

Диаграмма 2. Здесь подобная же картина: чер­ный слон абсолютно связан, а король за­жат в углу. Попытка бежать 1. . .Kph7 не удается: 2. Фh5х . При своем ходе белые имеют возможность сохранить связку — 1. Фс8 (Ь8, а8)!, чтобы свести игру к тому же финалу или сыграть 1. Фg6, и 2. Фg7 X.


Диаграмма 3. Абсолютно полная связка коня ферзем.

Диаграмма 4. Абсолютно полная связка слона ладьей. Возможное продолжение игры: 1. Kph2 Kpf2! 2. Ch3 (2. КрhЗ Л : g2) 2. . . Jlh4 3. Kphl Л : h3X.

Примеры 358—359 также демонстри­руют абсолютно полные связки. Разберите их самостоятельно.


  1. Связанная полностью фигура или пешка обладает лишь мнимой ударной силой. При ходе черных может последовать 1. . .Л : аЗ+, и нельзя играть 2. bа, так как пешка Ь2 связана слоном d4.


  1. Пример относительно полной связ­ки. Ферзь g2 не может двигаться ни по вертикали «g», ни по второй горизонтали, ни по диагонали f1—h3, но он имеет ход по линии связки: 1. Ф : f3. Из этого приме­ра нетрудно сделать вывод, что ферзь никогда не может быть абсолютно связан.




























  1. Относительно полная связка (вза­имная!).

  2. Черный слон g7 связан полностью. Поэтому возможно 1. Л : h6+ (1. Кр : h6 противоречило бы правилам игры, так как король не может стать под шах, хотя слом g7 и связан) 1. . .Kpg8 2. Лg6 (новая, решающая связка), и белые выигрывают слона и партию.

  3. Пример неполной (частичной) связ­ки. Конь прикрывает собой более ценную фигуру — ладью, но при желании играю­щего белыми возможны ходы 1. КаЗ, 1. КсЗ, 1. Kd2, хотя при этом и гибнет ладья al.

  4. Черный ферзь осуществляет две связки: по диагонали el—h4— абсолютно полную, а по вертикали «h» — неполную. Пешка прикована к полю f2, а конь в слу­чае, если белые согласны принести в жерт­ву ладью h1, может покинуть стоянку на h3.


  1. Черный конь b7 хотя и не прикры­вает собой более ценной фигуры, тем не менее связан, так как заслоняет важное поле b8. После его отхода следует Лb5— b8х:





366








  1. Здесь белые осуществили сложную связку по диагонали h5—е8: на линию атаки их слона попали три черные фигуры. Конь пока связан частично: при желании он может покинуть поле g6, но тогда под связкой окажется ферзь. В случае ухода ферзя с поля f7 под абсолютно полную связку попадает конь.




  1. При своем ходе черные могут осу­ществить относительно полную связку двумя способами: 1. . .СbЗ или 1. . .Ла1 + 2. Kpd2 Ла2. Предлагается читателям решить самим, какой из них более выгоден для черных.



Практическая часть. Работа по карточкам и на компьютере.

Закрепление нового материала. Ученики снова делятся на 3 группы, каждая из которых получает свои карточки с заданиями. По ходу выполнения задания детьми педагог отвечает на вопросы детей.

1 группа. Ход белых +-


2 группа. Ход белых +-


3 группа. Ход белых +-


Послушайте высказывание гроссмейстера А. Нимцовича «… Связывание (или даже только угроза его) уже может вызвать у противника ходы, ослабляющие его позицию, и оказать таким образом влияние на развитие всей партии, вплоть до конечной стадии ее».

- Вы согласны с высказыванием гроссмейстера? Почему?


  1. Упражнения нацеленные на зрительное (образное) видение доски и формирование навыков расчета вариантов, расчитаны на 15 мин. Дети работают в «слепую» без зрительного ориентира, без доски. Получая задания, по памяти воспроизводят шахматную доску и записывают свои ответы.


1 группа

  1. Назовите цвет следующих полей: а3, с2, е4, а6, h1.

  2. Назовите все поля на диагонали а6 – f1

  3. Может ли Сb3 попасть на поле g7?


2группа

  1. За сколько ходов Кd1 съест неподвижную пешку а6?

  2. Белые. Крс3, Лd3 Черные. Крa1

  3. Белые. Крb3, Ce3? Cf3 Черные. Крb1


3группа

  1. Белые. Крg6, Лe1 Черные. Крf8

  2. Белые. Крa3, Ke3, b6 Черные. Крa8,Лb8 Cc8,b7.

  3. Разыграйте партию, не глядя на доску: 1.f4 e6 2.g4 ?? Ход черных - ?


  1. Анализ и коментирование партии. Задание выполняется следующим образом:

Одна партия предоставляется всем 3 группам, каждый пишит свои коментарии. Коментирование у даски начинает 1 группа, что они не увидели или пропустили дополняет 2 группа и 3 группа. Таким образом выстраиваетсядерево расчета.

  1. Групповой темпо турнир.

  1. Домашнее задание.

1 группа


2 группа


3 группа


  1. Подведение итогов.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тактический прием: Связка. Разновидности связки (абсолютная и неполная).

Автор: Строганов Андрей Викторович

Дата: 05.04.2017

Номер свидетельства: 406897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства