Сценарий занятия в системе ДО. Резьба по дереву как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы.
Сценарий занятия в системе ДО. Резьба по дереву как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы.
Занятие изучения нового материала с элементами проектной деятельности
Тема занятия: «Резьба как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы».
Цели:
Образовательные: создать условия для знакомства детей с некоторыми традиционными промыслами, резьбой по дереву как одним из промыслов родного края.
Развивающие: развивать познавательные интересы, способствовать развитию познавательного интереса к резьбе по дереву, развитию творчества и эстетического вкуса, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование активной позиции к результатам собственного труда и мастеров, способствовать формированию личностных качеств воспитанников: ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся.
Ожидаемый результат
Знать: Понятие об интерьере жилища, характеристики жилища, основы построения композиции, художественной обработке древесины. Инструменты для резьбы. Алгоритм самоконтроля качества выполнения работы.
Уметь: Выполнять резные работы простых элементов. Оформлять интерьер декоративными изделиями, в частности панно. Безопасные приёмы резных работ. Составлять несложную композицию из элементов различной фактуры.
Применять: знания и умения в подобной и частично новой ситуации.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. Инструменты (нож-резак, природный материал для декорирования, кисть №3, клей ПВА момент). Образцы качества резьбы элементов. Материалы (заготовки – основы для резьбы,). Музыка (диск с инструментальной музыкой).
Объект труда: оберёг для дома.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия в системе ДО. Резьба по дереву как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы. »
МБОУ КСОШ им. Героя Российской Федерации В.И. Шарпатова г. Новый Уренгой ЯНАО
Сценарий занятия с системе дополнительного образования
Авторская программа «Художественная обработка древесины» (экспертная оценка 2007 год г.Киров КПК и ПРО)
Воспитанники 2 года обучения
Аудитория: 7 класс, 12-14 лет (технический труд)
Время: 1 час
Изучаемый раздел «Художественная обработка древесины. Геометрическая резьба по дереву»
Занятие изучения нового материала с элементами проектной деятельности
Тема занятия: «Резьба как ремесло. Изготовление оберёга в технике геометрической резьбы».
Цели:
Образовательные: создать условия для знакомства детей с некоторыми традиционными промыслами, резьбой по дереву как одним из промыслов родного края.
Развивающие: развивать познавательные интересы, способствовать развитию познавательного интереса к резьбе по дереву, развитию творчества и эстетического вкуса, расширение кругозора.
Воспитательные: формирование активной позиции к результатам собственного труда и мастеров, способствовать формированию личностных качеств воспитанников: ответственность, трудолюбие, аккуратность.
Здоровьесберегающая: создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся.
Ожидаемый результат
Знать: Понятие об интерьере жилища, характеристики жилища, основы построения композиции, художественной обработке древесины. Инструменты для резьбы. Алгоритм самоконтроля качества выполнения работы.
Уметь: Выполнять резные работы простых элементов. Оформлять интерьер декоративными изделиями, в частности панно. Безопасные приёмы резных работ. Составлять несложную композицию из элементов различной фактуры.
Применять: знания и умения в подобной и частично новой ситуации.
Материально-техническое обеспечение урока:компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. Инструменты (нож-резак, природный материал для декорирования, кисть №3, клей ПВА момент). Образцы качества резьбы элементов. Материалы (заготовки – основы для резьбы,). Музыка (диск с инструментальной музыкой).
Объект труда: оберёг для дома.
Тип занятия: ознакомление с новым материалом.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, познавательно – творческая.
Методы:
практический
создание ситуации успеха
наглядный
словесный
частично – поисковый
рефлексивный
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационная часть (1мин)
Слайд №1
а) внешняя часть – приветствие (стихотворение).
б) внутренняя часть включает психологическую подготовку учащихся, настрой на активную работу.
Слайд №2
2.Мотивация (7мин)
Психологически настраиваю детей на занятие.
- Я очень рада видеть вас на своём занятии! Сегодня я вас приглашаю на занятие «Резьба по дереву». Я приготовила для вас выставку работ, сделанные руками ребят нашей школы (выставка работ учащихся в классе, выставка художественной литературы по резьбе по дереву). Предлагаю детям рассмотреть изделия.
- Интересные вещи, не правда ли?
_ Ребята, в начале занятия хочу вас пригласить на экскурсию к мастеру – резчику по дереву.
Смотрим фильм (3 мин) Приложение 1
УЧИТЕЛЬ: Вам понравилось? Хотелось бы сами жить в такой квартире? А научиться такому мастерству?
Изделия из древесины всегда ценились и ценны в настоящее время. Древесина самый безопасный материал с точки зрения экологии. Изделия из дерева способны хранить тепло рук мастера и их всегда приятно держать в руках.
3.Усвоение нового материала (10мин)
Слайд №3, №4
УЧИТЕЛЬ: Ребята, вы все хорошо представляете в своём воображении деревянные русские избы, дома. Посмотрите на слайд.
Вам нравиться этот дом? Почему?
Вот ещё изделия представленные на слайде.
Слайд №5,6
А теперь посмотрите, я показываю вам изделия подобные. Чем они отличаются?
В качестве подарка, какое лучше подарить изделие?
_ Почему вы выбрали эти изделия?
_ А вы хотите научиться делать такие же вещи?
_ Что для этого нужно?
_ Все изделия, которые вы видели, украшены геометрической резьбой.
Оказывается резьба по дереву зародилась очень давно, в глубокой древности. С тех самых пор как человек научился обрабатывать древесину.
Слайд №7
И на нашей земле резьба - это один из ремёсел - (слово выносится на доску)
Слайд №8
- Кто – ни будь, знает, что обозначает это слово?
УЧАЩИЕСЯ: отвечают на вопрос, обсуждают ответы…
УЧИТЕЛЬ: А в словаре Даля есть такое определение …..
Даю определении слову «ремесло» по словарю Даля (слайд)
_ Какие ещё ремёсла вы знаете?
Слайды №9-16
Дети называют ремёсла, идёт обсуждение ремёсел. Чем занимаются люди данного ремесла, особенности ремесла….
УЧИТЕЛЬ: показывает на слайдах примеры некоторых ремёсел. Идёт их обсуждение. Показ слайдов с основными ремёслами ЯНАО.
Я хочу привести примеры некоторых пословиц о ремесле.
Слайд №17
И я думаю, они точно говорят о значимости владения ремеслом.
Как вы считаете, в современной жизни это важно (владеть ремеслом)?
_ Для чего, как вы думаете, мы сейчас украшаем резьбой изделия?
_ А в старину резные элементы носили мифическое значение. На деревянных вещах изображались оберёги.
Слайд №18,19
_ Что обозначает слово «оберёг», смысл этого слова?
Считалось, если на каком – либо предмете изображено сияние, то оно оберегает дом от дурного, приносит удачу. Такие изделия называли оберёгами (слово выносится на доску). Считалось очень престижным, если дом украшен резьбой, это могли позволить себе только богатые люди.
_ Мы сегодня будем мастерами – резчиками. Я предлагаю вам украсить геометрической резьбой изделие. Как вы думаете, что это?
_ Сувенир. Оберег.
_ Как вы считаете нужная вещь в дома. Для чего? Как ещё можно использовать?
УЧАЩИЕСЯ: оберёг можно использовать в качестве подарка, украшения.
4.Практическая работа (20мин из них 2 мин на физмин)
Учитель:
Рассказывает о рабочем месте резчика, инструменте.
Техника безопасности.
Инструменты для резных работ.
Объясняет правильный хват ножа.
Показ приёмов резьбы.
Работу начинаем с пробников.
Показ приёмов для всех в группе (дети встают рядом с учителем и наблюдают работу).
Работа на местах. Все вместе (взяли правильно нож в руку, накалываем, накалываем, подрезаем).
Выполните первую полосу, сравните с образцами, если у вас получается, можно переходить на работу с изделием. У кого ещё недостаточно чистая резьба, то тренируемся на пробниках).
(у детей алгоритм самоконтроля качества резьбы, и образцы)
Проводит текущий инструктаж. Поддерживает, хвалит. Создаёт ситуацию успеха.
Приложение №6
Слайд №20- 22
УЧИТЕЛЬ: Заканчиваем работу. Давайте посмотрим, что получилось. Вы очень постарались, изготовили хорошие сувениры и полезные в хозяйстве вещи.
Слайд №23
5.Рефлексия урока(3мин)
Что получилось у вас на занятии?
Было ли полезно для вас занятие?
Вы бы хотели продолжить работу?
Вы остались довольны своей работой?
Подводя итоги занятия, мне хочется отметить, что вы сегодня молодцы, отлично потрудились.
А теперь возьмите ваши изделия в руки, закройте глаза и загадайте желание, самое сокровенное. Ведь у вас в руках оберёг, который приносит удачу хозяину и непременно исполнит мечту.
Слайд №24
Занятие хотелось бы закончить стихами
Я боюсь не уметь,
Ремесла не иметь.
Не кроить и не шить,
И стога не вершить.
Не работать резцом,
И не быть кузнецом.
Ничего не уметь,
Как души не иметь!
Я думаю, вы согласитесь с автором стихотворения.
6. Домашнее задание (1мин)
В качестве домашнего задания учащимся предлагается решить кроссворд, связанный с темой занятия.
Приложение №3
Приложение №4 Фотографии с урока
Приложение №5 Видео с урока
Приложение №6 Алгоритм самоконтроля для резных работ