Стеклянное чудо – история возникновения елочной игрушки. Серия «Хочу все знать»
Стеклянное чудо – история возникновения елочной игрушки. Серия «Хочу все знать»
«Библиотечный урок: 5класс.
Тема: Стеклянное чудо – история возникновения елочной игрушки.
Серия «Хочу все знать»
Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.
Форма проведения: Рассказ, стихи Алены Павловой «Про елку», мультимедиа, работа с каталожной карточкой, конкурс- игра.
Оборудование к уроку:
1. Картинки с изображением новогодних игрушек
2. Книги.
3. Новогодние игрушки (старые, новые);
4. Мультимедийная презентация.
5. Каталожные карточки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стеклянное чудо – история возникновения елочной игрушки. Серия «Хочу все знать» »
«Библиотечный урок: 5класс.
Тема: Стеклянное чудо – история возникновения елочной игрушки.
Серия «Хочу все знать»
Цель: Познакомить детей с историей появления елочной игрушки.
Форма проведения: Рассказ, стихи Алены Павловой «Про елку», мультимедиа, работа с каталожной карточкой, конкурс- игра.
Оборудование к уроку:
Картинки с изображением новогодних игрушек
2. Книги.
3. Новогодние игрушки (старые, новые);
4. Мультимедийная презентация.
5. Каталожные карточки..
Ход урока.
Библиотекарь: Приближается самый яркий и самый любимый у детей и взрослых праздник – Новый год! Совсем уже скоро лесная красавица елка по праву воцарится в нашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, но сколько радости и веселья с собой принесет.
Наряжать елку - одно удовольствие. Вот из коробок появляются всевозможные игрушки, и елочка протягивает ветки навстречу ярким украшениям.
Ученик: Игрушка – какое отличное слово!
Вы скажете – вот еще, что здесь такого?
Подумаешь, шарики, звездочка, маска…
Но елка в игрушках – зеленая сказка.
Библиотекарь: Игрушки бывают разные: из ваты, бумаги, стекла …. Стеклянные фигурки и шарики хоть и хрупкие, но самые привлекательные. Глядя на их блеск и радужные переливы, невольно задаешь себе вопрос «А как же их делают?».
А давайте отправимся в подмосковный город Клин, на фабрику елочных игрушек, которая так и называется «Елочка». О том как зародилась эта фабрика существует легенда, которую когда-то поведала нам писательница Ирина Никитина (прочитать отрывок из истории).
«Недалеко от города Клина, где деревни расположены как бы по кругу, был построен заводик. Назывался он стеклянным. И вовсе не оттого, что делали на том заводе стеклянные предметы: пузырьки, бусы и другие мелочи.
И работал на том заводе мастер по имени Григорий. Очень талантливый выдувальщик – умел такие бусы из стекла выдувать, какие никому не удавалось. Брал, бывало, Григорий свою кружку – горелку, стеклянную трубочку разогревал и начинал чудеса делать. Люди только дивились на его работу. Спрашивали частенько: «Что за хитрость такую знаешь?» Он только в ус улыбался да отмалчивался. А секрет был. Передал ему этот секрет отец. Позвал однажды к себе и говорит: «Гриша, поведаю я тебе свою тайну выдувания. Будешь лучшим мастером, коль все усвоишь». И стал Григорий делать, как отец научил. Выдует он пронизь (так бусы в народе называли), глаз не отвести. А все дело в том, что умел мастер с природой разговаривать. Если понадобится бусы из зеленого стекла выдуть, шел он собирать ароматы зеленого луга. Нужно янтарного цвета, добавит сияние солнечных лучей. Для серебристых бус наберет блестки снега, для прозрачных – сверкание утренней росы, а для разноцветных – радуги добавит. И не было ему в этом мастерстве равных.
И вот в одну предрождественскую ночь возвращался он домой. Вдруг слышит – всхлипывает кто-то тихонечко. Посмотрел, стоит мальчонка: шапка-ушанка, валенки не по размеру, тулупчик не по росту. А на глазах слезы.
И рассказал мастеру мальчик, что сын местного барина дал ему новые заморские стеклянные шары подержать, хвастался, что привезены они для елки из самой Германии. А шары чудесные : посеребренные и позолоченные. Засмотрелся парнишка и выронил один шар. Что началось! Слуги забегали, хозяева заохали, все стали кричать на мальчонку. А тот от страха и другие шары разбил. Одни кусочки на полу остались. Прогнали, да еще пригрозили, что его батьку в тюрьму повезут. Сказал так и залился слезами.
Послушал эту историю Григорий и говорит:
- Иди, малец, домой. Поздно уже, спать пора.
А об отце не тревожься. Придумаем, как твоему несчастью помочь.
Попрощался Григорий, а сам пошел в мастерскую. Достал горелку, стеклянную трубочку, с помощью которой бусы выдувал, и стал работать. Решил он на этот раз сделать бусинки такие же большие, как и шары елочные, которые мальчонка разбил. Добавил в стекло дыхания морозной ночи, тепло мерцающей в печи огня и сверкание рождественских звезд. А к этому еще прибавил мастер свою доброту. Всю ночь работал, а утром завернул готовые игрушки в тряпицу и отнес барину вместо тех, что разбились. Там ткань развернули и ахнули. Не шары, а чудо чудесное сверкало. С заморскими не сравнить.
С тех самых пор стали в тех местах мастера игрушки елочные выдувать: Григорий научил. А маленькая мастерская превратилась в большую фабрику.
Такая вот история. А сейчас посмотрим , как в наше время делают игрушки. (Слайды)
Оказалось, что почти как в старину. Только старые газовые гарелки, раздуваемые мехами, заменили на современные. Все так же мастер, с любовью трудясь над фигуркой, вместе с воздухом как бы вдувает в игрушку частичку своей души. Поэтому до сих пор славятся клинские мастера выдумщики своим умением. А игрушки у них чудесными получаются.
Из стеклянных трубочек выдувают заготовки. В следующем цехе художники каждую игрушку вручную расписывают. Красота! А потом в специальной печке закаливают. Потом их красиво упаковывают.
Есть при фабрике музей. Сколько интересных игрушек в нем собрано: снежинки, зверюшки, звездочки, человечки и самолетики… Разглядывая их, можно изучать историю и быт времен.
(Слайды)
Конкурс: «Клинские мастера» - Каждый ребенок получает по одному шарику. Эти шарики должны быстро надуть, а потом раскрасить. Раскрашивать можно любым способом: красками с помощью кисточки или пальца, фломастером. Кто сделает это очень аккуратно и красиво, тот лучший клинский мастер елочных игрушек.
Библиотекарь: Ребята в нашей библиотеке есть книги про Новый год, про игрушки, про ремесла, про праздники народов мира, новогодние сказки. Сейчас все вместе мы их посмотрим. Перед вами каталожные карточки , найдите по ним нужную вам книгу на полке. (Перед каждым учеником лежит карточка с названием книги).
Библиотекарь: Ребята, все эти книги вы можете взять в библиотеке. Жду вас. Приходите!
2.Бредихина ,В. Рождество и пасха в детской литературе / В.Бредихина // «Пушкинская библиотека». –ООО АСТ.-2005. 349 с.
3.Багрова, Л.А. Страны и народы. / Л.А.Багрова // Я познаю мир.- ООО АСТ, 2000. 448с.
4.Полянская, И., Ионина, Н. Праздники народов мира / И.Полянская, Н. Ионина // Я познаю мир: Детская энциклопедия. – ООО АСТ.- 1999. 512 с.
5. Юрина, Н.Г. Игрушки / Н.Г.Юрина // Я познаю мир: Детская энциклопедия. – ООО АСТ. – 1999. 496с.
5.Ликум, А. Как выдувают стекло? / А. Ликум // Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – Изд-во АСТ. – 1995. 542с. Т.3.
6.Ликум, А. Почему мы празднуем Новый год? / А. Ликум // Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – Изд-во АСТ. – 1995. 542с. Т. 3.
7.Ликум, А. Одинаково ли празднуется Новый год во всем мире? / А. Ликум // Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – Изд-во АСТ.- 1994.- 479с. Т.4.