kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Справочно-поисковый аппарат библиотеки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

(7-8 классы)

Цель:

  • познакомить со справочно-поисковым аппаратом библиотеки и его ролью при поиске информации;
  •  формирование умений и навыков использования справочно-библиографического аппарата библиотеки как информационно-поискового инструмента;
  • воспитывать интерес к получению информации.

Основные  понятия:

справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА), библиотечно-библиографическая классификация (ББК), каталог, каталожная карточка, алфавитный каталог, систематический каталог

Оборудование:

библиотечные каталоги, образец каталожной карточки, распечатка основных отелов ББК

Тип урока: урок усвоения новых знаний

ХОД  УРОКА

I.     Организационный момент. Всеобуч

II.   Мотивация учебной деятельности

На Востоке есть такая легенда. Когда юный персидский шах Земир сменил на троне своего отца, он созвал всех мудрецов царства и сообщил им, что желает извлечь уроки из ошибок прошлого, а для этого повелел написать для него историю человечества.

Через 20 лет ученые явились перед шахом, а за ними – караван верблюдов, навьюченных сотнями фолиантов (книги большого объема) книг. Шах, поглощенный государственными делами, выразил благодарность, но сказал: «Доживи я до старости, мне не хватит времени, чтобы прочитать столь длинную историю. Сократите ее».

Потрудившись еще 15 лет, ученые вернулись. За ними шагали три верблюда, несшие каждый по 100 томов. Шах, старый и больной, отверг и этот труд и потребовал еще сократить его.

Спустя 10 лет мудрецы прибыли с огромным слоном, нагруженной уже одной сотней томов. «На этот раз мы были исключительно краткими», - сказали мудрецы. «Но недостаточно, - возразил им шах, - сократите еще и поторопитесь!»

Прошло 5 лет. На костылях приковылял единственный оставшийся в живых мудрец, а за ним еле плелся его осел, тащивший одну большую книгу. «Поспеши!- сказал часовой, стоявший на посту при входе, - Шах при смерти…». «Умираю! - воскликнул шах, - так я и не узнал всей истории людей». «О, нет, мой шах, - промолвил престарелый мудрец. – Я сокращу ее для тебя в три слова: они рождались, страдали и умирали».

О чем эта притча? Человек не может знать все, но он может научиться искать краткий путь к нужным ему книгам и знаниям, информации. Одним из важнейших шагов при самообразовании является поиск информации в различных информационных ресурсах, для успешности этого важно владеть инструментами информационного поиска.

Что же будет для него спасательным кругом? Конечно же – СПРАВОЧНО-ПОИСКОВЫЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ.

III.  Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке нам нужно рассмотреть несколько тем. Мы рассмотрим с вами, что такое Справочно-поисковый аппарат библиотеки. Вы узнаете, по какому принципу и с помощью чего можно искать информацию в библиотеке. Познакомитесь с классификацией, которая используется в библиотеках для облегчения поиска. А также научитесь читать каталожную карточку.

IV. Работа над темой урока

  1. Лекция с демонстрацией "Справочно-поисковый аппарат библиотеки"

Для облегчения поиска и доступа к информации в каждой библиотеке существует СПА - справочно-поисковый аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд, информационно-поисковые системы.

«Каталог» – слово греческое. Оно означает «список», «опись», «перечень».

История возникновения каталогов. Библиотечные каталоги возникли в глубокой древности. Библиотеки Древнего мира, как правило, имели в своих собраниях огромное количество документов, ориентироваться в них без каталогов было невозможно. Свидетельством наличия каталогов являются дошедшие до нас фрагменты каталогов (надписи на стенах древних храмовых библиотек, глиняные таблички с каталожными записями и др.).

Древнейший из известных каталогов – «Перечень ящиков, содержащих книги в больших свитках из кожи» (Эдфу, Египет, 18 в. до н.э.) содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене.

Библиотека Ашшурбанипала (Ниневия, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирана, 7 в. до н.э.) имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек. (среди элементов – сведения о названии документа, языке текста, количественная характеристика, «шифр хранения» и др.).

Большой известностью пользовался каталог Александрийской библиотеки, составленный её библиотекарем, выдающимся поэтом и учёным Каллимахом в 260-240 г.г. до н.э. «Таблицы» Каллимаха были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, имеющей до ста тысяч лучших произведений, и первым в истории сводным каталогом, т.к. содержали сведения об отсутствующих в фонде произведениях с указанием места их хранения, и древнейшей библиографической работой.

В средние века каталоги приобрели вид инвентарных описей (часто в виде книг, прикованных цепями к стеллажам библиотеки). Записи велись либо по мере приобретения, либо по авторскому признаку, либо на отдельных страницах, соответствующих библиотечным полкам (систематический каталог – по отраслям знания).

Карточный каталог возник в  послед, четверти 18 в. (первое  упоминание — во Франции у аббата Розьера в 1775) и получил широкое  распространение в университетских библиотеках.

Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определенной схеме. Каталоги составляют из карточек.

Самым простым и эффективным путем получения информации является обращение к справочному фонду: словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу. При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.

Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг.

Для того чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения (индекс ББК). Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д. Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела (ББК).

Это поможет сделать алфавитно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов или список (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. На каждой карточке написаны название темы и раздел каталога (индекс ББК) (например, «Звезды» - 22.6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.

Если интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.

Существует еще один из путей выбора литературы – поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, так и прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).

Сегодня все более прочно в обиход входит понятие «информационно-поисковая система» библиотеки. Информационно-поисковая система включает электронные каталоги, базы данных, электронные ресурсы.

Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами. Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности. При использовании электронного каталога главное правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.

Все большее распространение получают электронные ресурсы, которые включают:

- ресурсы локального доступа (мультимедиаресурсы);

- ресурсы удаленного доступа (Интернет).

На следующих занятиях мы поговорим о каждом элементе СПА более подробно.

2. Лекция «Библиотечная классификация»

К началу XIX века мир уже знал библиотеки, содержащие миллионы книг.

Отыскать в таком количестве нужное издание стало невероятно трудной проблемой. Ученые, библиографы разных стран ломают голову над созданием системы (классификации), распределяющей книги в определенном научно обоснованном порядке. К концу XIX века существовало более 200систем расстановки книг. Но мир еще не знал такой системы, которая бы удовлетворяла все библиотеки, независимо от состава фонда и принадлежности к той или иной стране.

И такая универсальная система была найдена. Американец Мелвиль Дьюи создал свою классификацию в 1886 г. Он условно поделил все накопленные знания человечества на 10 отделов–классов: от 0 до 9. Каждый отдел делится в свою очередь на еще на 10 подотделов, подотделы – еще на 10 новых и так далее по необходимости.

Прошло время, изменился мир, появились новые смежные науки: биотехнология, физическая химия и др. Возникла потребность доработки придуманной Дьюи системы (классификации).

В конце 70-х годов принята и действует до сих пор для библиотек разных уровней «Библиотечно-библиографическая классификация» (ББК).

Сегодня ББК — признанная зарубежными экспертами Национальная классификационная система России.

Основные разделы (индексы, шифры) ББК.

2 – Естественные науки

3 – Техника. Технические науки

4 – Сельское и лесное хозяйство

5 – Здравоохранение. Медицина

6/8 – Общественные и гуманитарные науки

9 – Литература универсального содержания

Список использованных источников

  1. Библиотечный каталог [Текст] // Библиотечная энциклопедия / сост.
    Ю.А. Гриханов. - М. : Издательство «Пашков дом», 2007. – С. 214-216.
  2. Каталожная карточка [Текст] // Библиотечная энциклопедия / сост.
    Ю.А. Гриханов. - М. : Издательство «Пашков дом», 2007. – С. 473.
  3. Основы информационной грамотности школьника [Текст] : программа, занятия
    / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 254 с.
  4. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2004. – 448 с.
  5. Сукиасян, Э.Р. Библиотечно-библиографическая классификация: современное состояние, перспективы развития. [Текст] / Э.Р. Сукиасян // Библиотековедение. - 2001. -№3. - С.33-38.
  6. Федоренко, В.В. Справочно-библиографический аппарат библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pandia.ru/text/77/427/11315.php.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Справочно-поисковый аппарат библиотеки »

Справочно-поисковый аппарат библиотеки.

Понятие о ББК. Библиографическое описание.

Шифр книги. Библиотечные каталоги.


Библиотечныйурок

(7-8 классы)


Цель:

  • познакомить со справочно-поисковым аппаратом библиотеки и его ролью при поиске информации;

  • формирование умений и навыков использования справочно-библиографического аппарата библиотеки как информационно-поискового инструмента;

  • воспитывать интерес к получению информации.

Основные понятия:

справочно-поисковый аппарат библиотеки (СПА), библиотечно-библиографическая классификация (ББК), каталог, каталожная карточка, алфавитный каталог, систематический каталог

Оборудование:

библиотечные каталоги, образец каталожной карточки, распечатка основных отелов ББК

Тип урока:

урок усвоения новых знаний



ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Всеобуч


II. Мотивация учебной деятельности


На Востоке есть такая легенда. Когда юный персидский шах Земир сменил на троне своего отца, он созвал всех мудрецов царства и сообщил им, что желает извлечь уроки из ошибок прошлого, а для этого повелел написать для него историю человечества.

Через 20 лет ученые явились перед шахом, а за ними – караван верблюдов, навьюченных сотнями фолиантов (книги большого объема) книг. Шах, поглощенный государственными делами, выразил благодарность, но сказал: «Доживи я до старости, мне не хватит времени, чтобы прочитать столь длинную историю. Сократите ее».

Потрудившись еще 15 лет, ученые вернулись. За ними шагали три верблюда, несшие каждый по 100 томов. Шах, старый и больной, отверг и этот труд и потребовал еще сократить его.

Спустя 10 лет мудрецы прибыли с огромным слоном, нагруженной уже одной сотней томов. «На этот раз мы были исключительно краткими», - сказали мудрецы. «Но недостаточно, - возразил им шах, - сократите еще и поторопитесь!»

Прошло 5 лет. На костылях приковылял единственный оставшийся в живых мудрец, а за ним еле плелся его осел, тащивший одну большую книгу. «Поспеши!- сказал часовой, стоявший на посту при входе, - Шах при смерти…». «Умираю! - воскликнул шах, - так я и не узнал всей истории людей». «О, нет, мой шах, - промолвил престарелый мудрец. – Я сокращу ее для тебя в три слова: они рождались, страдали и умирали».


О чем эта притча? Человек не может знать все, но он может научиться искать краткий путь к нужным ему книгам и знаниям, информации. Одним из важнейших шагов при самообразовании является поиск информации в различных информационных ресурсах, для успешности этого важно владеть инструментами информационного поиска.

Что же будет для него спасательным кругом? Конечно же – СПРАВОЧНО-ПОИСКОВЫЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ.


III. Сообщение темы и цели урока


Сегодня на уроке нам нужно рассмотреть несколько тем. Мы рассмотрим с вами, что такое Справочно-поисковый аппарат библиотеки. Вы узнаете, по какому принципу и с помощью чего можно искать информацию в библиотеке. Познакомитесь с классификацией, которая используется в библиотеках для облегчения поиска. А также научитесь читать каталожную карточку.



IV. Работа над темой урока


  1. Лекция с демонстрацией "Справочно-поисковый аппарат библиотеки"


Для облегчения поиска и доступа к информации в каждой библиотеке существует СПА - справочно-поисковый аппарат, который включает в себя каталоги, картотеки, библиографические указатели, базы данных, справочный фонд, информационно-поисковые системы.

«Каталог» – слово греческое. Оно означает «список», «опись», «перечень».

История возникновения каталогов. Библиотечные каталоги возникли в глубокой древности. Библиотеки Древнего мира, как правило, имели в своих собраниях огромное количество документов, ориентироваться в них без каталогов было невозможно. Свидетельством наличия каталогов являются дошедшие до нас фрагменты каталогов (надписи на стенах древних храмовых библиотек, глиняные таблички с каталожными записями и др.).

Древнейший из известных каталогов – «Перечень ящиков, содержащих книги в больших свитках из кожи» (Эдфу, Египет, 18 в. до н.э.) содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене.

Библиотека Ашшурбанипала (Ниневия, в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного Ирана, 7 в. до н.э.) имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек. (среди элементов – сведения о названии документа, языке текста, количественная характеристика, «шифр хранения» и др.).

Большой известностью пользовался каталог Александрийской библиотеки, составленный её библиотекарем, выдающимся поэтом и учёным Каллимахом в 260-240 г.г. до н.э. «Таблицы» Каллимаха были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, имеющей до ста тысяч лучших произведений, и первым в истории сводным каталогом, т.к. содержали сведения об отсутствующих в фонде произведениях с указанием места их хранения, и древнейшей библиографической работой.

В средние века каталоги приобрели вид инвентарных описей (часто в виде книг, прикованных цепями к стеллажам библиотеки). Записи велись либо по мере приобретения, либо по авторскому признаку, либо на отдельных страницах, соответствующих библиотечным полкам (систематический каталог – по отраслям знания).

Карточный каталог возник в послед, четверти 18 в. (первое упоминание — во Франции у аббата Розьера в 1775) и получил широкое распространение в университетских библиотеках.

Библиотечный каталог – это перечень имеющихся в библиотеке печатных изданий, составленных по определенной схеме. Каталоги составляют из карточек.

Самым простым и эффективным путем получения информации является обращение к справочному фонду: словарям, справочникам и энциклопедиям. Здесь можно найти характеристику любой темы или предмета, и, возможно, список литературы по данному вопросу. При наличии списка литературы можно сразу отправляться к алфавитному каталогу.

Алфавитный каталог отражает имеющийся в библиотеке фонд в алфавитном порядке фамилий авторов и названий книг.

Для того чтобы отыскать книги по какой-то определенной теме, следует обратиться к систематическому каталогу, который раскрывает содержание фондов библиотеки по отраслям знаний. Систематический каталог разбит на отдельные части, которые представляют отдельные отрасли знания и имеют индексы - условные цифровые обозначения (индекс ББК). Научиться пользоваться систематическим каталогом поможет знание основных разделов, т.к. в систематическом каталоге карточки расставлены по отраслям знания, т.е. по отделам. Познакомившись с перечнем разделов каталога, можно выяснить, в каком отделе каталога можно найти книги об автомобилях, о балете, о спорте и т. д. Чтобы узнать, в каком отделе искать интересующие нас книги, нужно выяснить индекс отдела (ББК).

Это поможет сделать алфавитно-предметный указатель (АПУ), представляющий собой массив карточек с перечнем наименований предметов или список (отраслей знаний, явлений, тем, имен и т.д.), литература о которых расположена в каталоге. На каждой карточке написаны название темы и раздел каталога (индекс ББК) (например, «Звезды» - 22.6). Карточки в алфавитно-предметном указателе расположены в порядке алфавита наименования предметов.

Если интересуют статьи в журналах, газетах, сборниках, нужно обратиться к систематической картотеке статей, которая построена по схеме систематического каталога, то есть отражает статьи по отраслям знаний.

Существует еще один из путей выбора литературы – поиск с помощью библиографических указателей. Библиографические указатели - это аннотированные списки литературы, подобранные по какой-то определенной теме или ряду близких тем. Существуют библиографические указатели как самостоятельные издания, так и прикнижные (пристатейные) библиографические списки литературы (т.е. списки литературы в книгах или статьях).

Сегодня все более прочно в обиход входит понятие «информационно-поисковая система» библиотеки. Информационно-поисковая система включает электронные каталоги, базы данных, электронные ресурсы.

Сегодня многие библиотеки располагают электронными каталогами. Электронные каталоги позволяют искать документ по любому признаку: по автору, по названию, по ключевому слову, по предмету в одной базе данных. Разные электронные каталоги имеют свои особенности. При использовании электронного каталога главное правильно подобрать ключевое слово, которое является важнейшим фактором при предметном поиске в электронных каталогах.

Все большее распространение получают электронные ресурсы, которые включают:

- ресурсы локального доступа (мультимедиаресурсы);

- ресурсы удаленного доступа (Интернет).

На следующих занятиях мы поговорим о каждом элементе СПА более подробно.

  1. Лекция «Библиотечная классификация»


К началу XIX века мир уже знал библиотеки, содержащие миллионы книг.

Отыскать в таком количестве нужное издание стало невероятно трудной проблемой. Ученые, библиографы разных стран ломают голову над созданием системы (классификации), распределяющей книги в определенном научно обоснованном порядке. К концу XIX века существовало более 200систем расстановки книг. Но мир еще не знал такой системы, которая бы удовлетворяла все библиотеки, независимо от состава фонда и принадлежности к той или иной стране.

И такая универсальная система была найдена. Американец Мелвиль Дьюи создал свою классификацию в 1886 г. Он условно поделил все накопленные знания человечества на 10 отделов–классов: от 0 до 9. Каждый отдел делится в свою очередь на еще на 10 подотделов, подотделы – еще на 10 новых и так далее по необходимости.

Прошло время, изменился мир, появились новые смежные науки: биотехнология, физическая химия и др. Возникла потребность доработки придуманной Дьюи системы (классификации).

В конце 70-х годов принята и действует до сих пор для библиотек разных уровней «Библиотечно-библиографическая классификация» (ББК).

Сегодня ББК — признанная зарубежными экспертами Национальная классификационная система России.


Основные разделы (индексы, шифры) ББК.

2 – Естественные науки

3 – Техника. Технические науки

4 – Сельское и лесное хозяйство

5 – Здравоохранение. Медицина

6/8 – Общественные и гуманитарные науки

9 – Литература универсального содержания


  1. Лекция с демонстрацией «Каталожная карточка»


На столах у учащихся находятся образцы каталожной карточки.


Каждая книга, поступившая в библиотеку, проходит специальную обработку: ей присваивают номер, заносят ее в особую книгу учета и заводят на нее паспорт – каталожную карточку.

Каталожная карточка имеет строго установленную форму с обязательным набором элементов. Она позволяет узнать о книге все, что необходимо:

  • Шифр книги,

  • Фамилия, имя, отчество автора,

  • Название книги,

  • Место издания,

  • Издательство,

  • Год издания,

  • Число страниц,

  • Стоимость

  • Краткая аннотация

Из подобных карточек и состоит каталог.

На карточке в левом верхнем углу библиографической записи помещен шифр книги – место книги на полке. Он состоит из полочного индекса, в соответствии с принятой в библиотеке таблицей полочных индексов (это часть индекса ББК) и авторского знака из «Таблицы авторских знаков».

Авторский знак – это условное понятие для обозначения первого элемента библиографической записи. Он состоит из начальной буквы первого элемента Б З и цифры, соответствующей первому слогу первого слова.

Полочный классификационный индекс указывается в числителе шифра книги, а авторский знак в знаменателе. Всё это составляет шифр книги и является для библиотекаря ориентиром для поиска документа, т. к. полочный индекс это классификационный индекс, определяет место издания на полке при систематической расстановке фонда по ББК.


В правом нижнем углу каталожной карточки алфавитного и систематического каталогов указывается полный классификационный индекс. Полный индекс состоит из одного или нескольких классификационных индексов и указывает, в каких делениях СК отражается издание. При многократном отражении издания в каталоге полный индекс состоит из основного индекса (первый из классификационных индексов, входящих в состав полного индекса) и одного или нескольких дополнительных индексов (второй и последующие из классификационных индексов, входящих в состав полного индекса).

Если вы научились работать с каталогами в своей библиотеке, то и в любой другой библиотеке вы быстро сумеете отыскать нужную литературу.


  1. Работа с образцом каталожной карточки.


  1. Беседа на закрепление

  • Что включает в себя справочно-поисковый аппарат библиотеки?

  • Для чего нужна библиотечно-библиографическая классификация?

  • Что является паспортом книги?

  • Какие данные занесены в каталожную карточку?

V. Итоги урока.

VI. Домашнее задание. Повторить алфавит.

Список использованных источников


  1. Библиотечный каталог [Текст] // Библиотечная энциклопедия / сост.
    Ю.А. Гриханов. - М. : Издательство «Пашков дом», 2007. – С. 214-216.

  2. Каталожная карточка [Текст] // Библиотечная энциклопедия / сост.
    Ю.А. Гриханов. - М. : Издательство «Пашков дом», 2007. – С. 473.

  3. Основы информационной грамотности школьника [Текст] : программа, занятия
    / авт.-сост. И.Б. Горшкова, Л.Н. Захарова, Г.В. Ежова. – Волгоград : Учитель, 2014. – 254 с.

  4. Справочник библиотекаря [Текст] / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб. : Профессия, 2004. – 448 с.

  5. Сукиасян, Э.Р. Библиотечно-библиографическая классификация: современное состояние, перспективы развития. [Текст] / Э.Р. Сукиасян // Библиотековедение. - 2001. -№3. - С.33-38.

  6. Федоренко, В.В. Справочно-библиографический аппарат библиотеки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pandia.ru/text/77/427/11315.php.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Справочно-поисковый аппарат библиотеки

Автор: Евдокимова Ирина Анатольевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства