kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СПИД - болезнь XXI века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие направлено на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков и предполагает информирование учащихся о проблемах, связанных с ВИЧ/СПИДом, о путях передачи вируса, факторах, способствующих заражению, способах защиты. В результате подростки в той или иной степени усваивают, ЧТО МОЖНО ДЕЛАТЬ и ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СПИД - болезнь XXI века»

Разработка урока для воспитанников 9-11 классов

ТЕМА: СПИД – болезнь 21 века. 

Составитель урока социальный педагог

Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республиканский политехнический лицей-интернат

Кутлимбетова Гульфия Файзрахмановна


Цель: 
• сформировать представления о болезни века; 
• познакомить воспитанников с основными сведениями о болезни и опасными особенностями ВИЧ-инфекции; 
• сформировать понятие о личной ответственности за свое здоровье; 
• научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. 
Оформление доски: презентация 

ХОД УРОКА
 
I. Организационный момент 
Презентация открыта 
II. Объяснение нового материала 
1. Эпиграф 
На пороге тысячелетий наступает момент, когда 
Мы за все бываем в ответе, перелистывая года, 
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая, 
Приобщаясь к дурным привычкам о здоровье своем забывает. 
2. Когда появилось это заболевание? 
Впервые случай этого странного заболевания был зарегистрирован в 1978 г. Позже ученые дали ему название СПИД и обнаружили вирус (ВИЧ), который его вызывает. До сих пор неизвестно, откуда пришел ВИЧ/СПИД. Одни считают, что он появился сначала у обезьян, другие - что его искусственно создали люди. 
Точно известно одно: ВИЧ/СПИД - смертельное заболевание, от которого нет лекарства или вакцины. Эпидемия стремительно распространяется по всем странам и континентам. Больше всего от этого заболевания страдает молодежь в возрасте от 14 до 29 лет.

ВИЧ/СПИД: некоторые факты 
• Сегодня в мире ВИЧ/СПИДом больны более 40 млн человек. 
• Каждую минуту в мире примерно 11 человек заражаются ВИЧ. 
• В России официально зарегистрировано почти 300 тыс. ВИЧ-инфицированных, но предполагается, что их, по крайней мере, в три раза больше. 
• 80% ВИЧ-инфицированных в России - молодежь от 14 до 29 лет. 
Это данные официальной статистики. Но, скорее всего, ВИЧ-инфицированных гораздо больше. Многие живут с ВИЧ, даже не подозревая об этом. Они не сдавали анализы и, соответственно, нигде не зарегистрированы.

3. Что же это такое ВИЧ/СПИД?

ВИЧ - это Вирус Иммунодефицита Человека 
СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. 
ПОМНИ: ВИЧ и СПИД - разные вещи. 
ВИЧ - Вирус Иммунодефицита Человека. 
Он вызывает болезнь СПИД - Синдром Приобретенного Иммунодефицита. 
4. Почему СПИД?

СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. 
Синдром - потому что существует большое количество признаков, симптомов, осложнений, связанных с заболеванием. 
Приобретенный - заболевание не обусловлено генетической предрасположенностью, а приобретается специфическим образом. 
Иммунодефицит - иммунная система подавляется и теряет способность сопротивляться инфекциям. 
Таким образом, СПИД - не болезнь в собственном смысле этого слова, он лишь создает условия для других инфекционных заболеваний. 
5. как выглядит вирус? (слайд №4) 
Известно, что существуют две разновидности вируса иммунодефицита: ВИЧ-1 и ВИЧ-2. В большинстве стран распространен ВИЧ-1

6. Как работает иммунная система человека?

Иммунная система - это внутренняя «милиция» организма, охраняющая наше здоровье. Если в организм проникают «преступники» (болезнетворные бактерии и вирусы), иммунная система распознает их, изучает и уничтожает. Для уничтожения каждого вида болезнетворных микроорганизмов она готовит специальную «группу захвата» -антитела. 
Почему же иммунная система не справляется с ВИЧ? Дело в том, что ВИЧ - умный и хитрый враг. Попадая в организм, он проникает внутрь самих клеток иммунной системы и притворяется одним из «своих». Остальные клетки-«милиционеры» не видят «преступника» и не успевают подготовить нужные антитела, чтобы его уничтожить. Тем временем ВИЧ быстро размножается, делая новые и новые копии с самого себя. Когда антитела «группы захвата» появляются, бывает уже слишком поздно. 
Постепенно ВИЧ разрушает иммунную систему. Развивается иммунодефицит - недостаток защитных сил в организме. Последняя стадия этого состояния называется СПИД - синдром приобретенного иммунодефицита. 
Игра «Клетка»

Задачи; 
- показать, как ВИЧ проникает в человеческий организм и захватывает здоровую клетку; 
- объяснить, как работает иммунная система человека. 
Инструкция: 
1 двое учащих берутся за руки, образовав таким образом «клетку». 
2. Третьего ученика учитель берет за руку и водит вокруг клетки, рассказывая о том, как действует вирус. 
3. Еще несколько учеников должны стоять вокруг клетки - это «антитела». 
4. Ведущий рассказывает, что:

• Вирус гриппа, попадая в организм человека, захватывает клетку (тут доброволец проникает в клетку, то есть становится между двух участников). 
• при этом вирус «видят» клетки-защитники - антитела (здесь, если нужно, можно еще раз повторить с классом, что такое иммунная система и как она работает). 
• Антитела уничтожают инфекцию вместе с поврежденной клеткой (участники разрушают клетку ударами рук). 
• Таким образом, вирус гриппа выводится из организма, не причинив ему большого вреда. 
5. Затем учитель создает другую «клетку». Он берет за руку другой «вирус» и говорит группе, что сейчас продемонстрирует, как ведет себя вирус иммунодефицита человека. 
• «Вирус» должен найти «клетку», на поверхности которой есть молекула CD-4 (один из участников, составляющих клетку). 
• Вирус плотно прикрепляется к этой молекуле («вирус» становится за спиной у «молекулы CD-4») и открывает клетку, как отмычкой (здесь «вирус» расцепляет руки «клетки») 
• При этом сам вирус быстро мутирует, как бы прячется у клетки за спиной и остается невидимым для антител. 
• Клетки-защитники чувствуют, что рядом находится враг (здесь ведущий просит «антитела» походить вокруг «клетки»), но не могут определить, какой именно. 
• ВИЧ за счет компонентов клетки начинает размножаться, и новые вирусы, появившись на свет, вбирают в себя компоненты клетки. 
• Клетка разрушается, но сам вирус остается в активном состоянии и может захватывать другие клетки. 
6. После завершения игры учитель благодарит актеров, снимает с них роли - например, просит назвать свое имя, похлопать в ладоши - и отпускает на места.

7. Как ВИЧ вызывает СПИД?

Развитие эпидемического процесса при ВИЧ-инфекции имеет свои закономерности, которые прослеживаются в различных странах мира, и его можно разделить на основные фазы:

Четыре периода: 
1. Период «окна»  (слайд № 9)
2. Период первичных проявлений 
3. Период развития вторичных заболеваний 
4. СПИД, или терминальная стадия

1. Период «окна»

• Длится около 6 месяцев с момента заражения. 
• ВИЧ уже попал в организм и активно размножается, но антитела к нему еще не выработаны. 
• Обычно никаких симптомов нет, лишь иногда может ненадолго повыситься температура. 
• В это время ВИЧ трудно определить с помощью анализа крови. 
• Человек еще не подозревает, что в его организм попал ВИЧ, но уже может передавать его другим людям.

2. Период первичных проявлений

• Начинается примерно через 6 месяцев после заражения и может длиться 6 и более лет. 
• Иногда наблюдается незначительное ухудшение самочувствия: повышение температуры, потливость, недомогание. 
• Иммунная система «увидела» ВИЧ и начала бороться с ним, вырабатывая антитела. Это держит ее в напряжении, она не справляется с другими защитными задачами. 
• Анализ крови на антитела уже позволяет поставить человеку диагноз «ВИЧ - инфекция»

3. Период развития вторичных заболеваний 
• Могут развиваться кожные и инфекционные заболевания, туберкулез, рак. 
• При правильном лечении современные препараты еще способны вернуть болезнь на уровень первичных проявлений. 
• Это состояние можно поддерживать достаточно долго, если человек старается вести разумный образ жизни. 
• Однако если человек употребляет наркотики, спиртное, не бережет себя от других инфекций, происходит дополнительное ослабление иммунитета и ВИЧ быстрее развивается в стадию СПИД 
• 
4. СПИД, или терминальная стадия.
• В организме почти не остается защитных клеток. 
• Системы и органы человека необратимо поражены. 
• Развиваются все новые заболевания, не поддающиеся эффективному лечению. 
• Одно заболевание сменяет другое, человек не успевает выздороветь и полностью восстановить силы. 
• Развитие болезни приводит к смерти.

Больные СПИДом умирают от сопутствующих заболеваний, которые развиваются в результате резкого снижения иммунитета. Эти заболевания, как правило, весьма специфичны. К ним относятся: пневмоцистная пневмония, саркома Капоши, грибковое поражение дыхательных путей и пищевода и некоторые другие.

8. Как передается ВИЧ? 
• Половой – при непостоянном половом партнере (пользоваться презервативами!) и гомосексуальных отношениях, при искусственном оплодотворении. 
• При использовании загрязненных медицинских инструментов, у наркоманов – одним шприцем .
• От матери- ребенку: внутриутробное, при родах, при кормлении грудным молоком .
• Через кровь: при переливании крови, пересадке органов и тканей.

«Игра с водой» 
Задачи: 
- дать понять, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция; 
- объяснить, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. 
Материалы: 
- стаканчики с водой по количеству учащихся; 
- крахмал; - йод. 
Инструкция: 
1. С самого начала упражнения все стаканчики ставятся на стол. В один из них добавляется крахмал. 
2. Класс не знает, в каком стаканчике крахмал, а учитель вообще не говорит, что стаканчики отличаются друг от друга. 
3. Учитель раздает всем участникам кружки с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ. 
4. Учитель предлагает всем на три минуты мысленно перенестись в другое пространство и стать участниками тусовки. «На тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно. Здесь считается нормой вступать в сексуальные отношения с людьми, которых вы только что узнали, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов - тем прочнее положение в тусовке (и, соответственно, больше шансов в игре)». 
5. Необходимо за три минуты вступить в «сексуальный контакт» с как можно большим количеством людей. 
6. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. 
7. Через три минуты «тусовка» заканчивается. 
8. После того как класс сел, учитель говорит, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчик был добавлен крахмал. 
9. учитель спрашивает всех участников, готовы ли они пройти тест на ВИЧ-инфекцию, и объясняет, как важно знать, заражен ты или нет. 
10. Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. 
11. класс сразу увидит наглядный результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь - почти во всех. 
12. Дальше учитель обсуждает с классом те эмоции, которые они испытали, увидев стаканчик с сине-фиолетовой водой, и что каждый из них мог сделать, чтобы этого не случилось.

9. ВИЧ не передается (слайд № 10)

• Через воздух. 
• При разговоре, кашле. 
• При пользовании общей посудой .
• Через рукопожатие .
• Через поцелуй .
• Через пищу. 
• При купании в бассейне, душе .
• Через спортивные предметы. 
• Через домашних животных .
• Через укусы насекомых .
• При уходе за больными.

10. Можно ли убить вирус? 
Болезнь не щадит никого, но есть поговорка “Береженого Бог бережет”. Как предохранить себя от заражения ВИЧ инфекцией? 
Заразиться ВИЧ не так уж легко. Вирус чрезвычайно чувствителен и сохраняет жизнеспособность вне человеческого тела лишь в стерильных условиях, например в колбе. Будучи помещенным в пространство без доступа воздуха, вирус погибает. Обычные гигиенические меры в быту и в больнице также быстро делают вирус безвредным. 

Использование любого инструментария, (шприцы, системы для переливания крови и т. д.) как в медицинских учреждениях, так и в быту (маникюр, педикюр, татуировки, бритье и т. п.), где может содержаться кровь человека, зараженного вирусом, требует их стерилизации. Этот вирус нестойкий, гибнет при кипячении. Могут быть применены и специальные дезинфицирующие растворы хлорсодержащих веществ, перекись водорода. Не рекомендуется для этой дели спирт. 
11. выводы: 
• СПИД – опасное и коварное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита 
• СПИД распространяется из-за нашего невежества, а также нежелания изменить нормы своего поведения 
• Лозунг « Всё в твоих руках!» должен стать нормой жизни для каждого человека!

Притча «Мудрец и юноша»

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить па любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: «Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони - и бабочка улетит». Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: Всё в твоих руках!

III. Закрепление изученного 
В завершение урока с воспитанникам предлагаю просмотр художественного фильма «Порыв» сценаристом которого является Дмитрий Никифоров он же автор проекта «Выше пояса» Республиканский проект «Выше пояса» посвящён пропаганде здоровых отношений среди молодёжи и профилактике заболеваемости ВИЧ.

IV. Анализ урока 
Учитель обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. 
V. Домашнее задание 
• Подберите вырезки из газет посвященные проблеме ВИЧ/СПИДа 
• Составить синквейн на тему СПИД 
Правила написания синквейна: 
В синквейне 5 строк: 
1. понятие (одно слово) 
2. прилагательные (два слова) 
3. глаголы (три слова) 
4. предложение (из четырех слов) 
5. существительное (одно слово) 
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
СПИД - болезнь XXI века

Автор: Кутлимбетова Гульфия Файзрахмановна

Дата: 01.12.2016

Номер свидетельства: 364503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Классный час "СПИД - болезнь века""
    ["seo_title"] => string(28) "klassnyichasspidbolieznvieka"
    ["file_id"] => string(6) "313063"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1459430635"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сценарий и презентация классного часа "СПИД - чума XXIвека""
    ["seo_title"] => string(58) "stsienariiipriezientatsiiaklassnoghochasaspidchumaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "272999"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452099348"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сценарий классного часа "СПИД - чума XXI века""
    ["seo_title"] => string(48) "stsienarii_klassnogho_chasa_spid_chuma_xxi_vieka"
    ["file_id"] => string(6) "449745"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1515849684"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Урок по биологии 10 класс " Вирусы - неклеточные формы жизни" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-po-biologhii-10-klass-virusy-nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "153605"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421052963"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Зрительный анализатор"  урок  по биологии. Задания по PISA "
    ["seo_title"] => string(57) "zritiel-nyi-analizator-urok-po-biologhii-zadaniia-po-pisa"
    ["file_id"] => string(6) "182468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425537477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства