Просмотр содержимого документа
«Семь чудес Хабаровского края»
Конспект занятия
Для 2-4 классов (8-11 лет).
Тема: Семь чудес Хабаровского края.
Цель занятия: Побуждать чувство патриотизма учащихся через ознакомление с семью чудесами Хабаровского края.
Задачи занятия по формированию УУД:
ознакомить учащихся с особенностями семи чудес края;
2) продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.
3) формировать у учащихся чувства патриотизма к малой родине.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).
План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход мероприятия.
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с темой занятия. Педагог делит учащихся на три группы («Оформители», «Эксперты», «Редакторы»)
2. Рефлексия. Перед началом занятия педагог проверяет настроение учащихся и их настрой на продуктивную работу. Педагог предлагает учащимся показать свое настроение при помощи стикеров, которые лежат у каждого на столе. На первом стикере (синего цвета) учащиеся пишут свою настроение на начало занятия (сранивая свое настроение с явлением природы). И вывесить свой стикер с настроением на доску (стикеры не подписываются).
3. Актуализация знаний.
Педагог: Ребята! Дальневосточная телерадиокомпания (ДВТРК) проводила голосование среди жителей Хабаровсого края на тему « Чудеса Хабаровского края». В ходе голосования было выявлено 7 чудес края. Давайте с ними познакомимся!
Слайд № 5
1. Первое чудо Х.к.
Это что за зверь лесной
Встал скульптурой под сосной?
Ему выжить помоги,
Он король нашей тайги!
(Амурский тигр)
Слайд № 6. Это самый крупный хищник семейства кошачьих. Он был на грани вымирания еще в конце 19 века: ежегодно охотники убивали по 100 тигров - не столько из-за красивого меха, сколько из-за мистических свойств, которые приписывала тигриному мясу и даже костям китайская медицина. Тигр как мог оборонялся: установлено, что во время строительства Уссурийской железной дороги на многонациональные бригады рабочих регулярно нападали тигры, но русских не трогали- доставалось только тем, кто употребляет собачье мясо. Полосатого хищника спасла Советская власть: в 40-х охота на тигра была строжайше запрещена.
Слайд «№ 7
2. Второе чудо Х.к. Горный хребет Дуссэ-Алинь - это “затерянный мир” посреди Хабаровского края. Так же, как в романе Конан Дойля, это район представляет собой труднодоступное горное плато, на котором скрыта от человеческих глаз горная страна: чистейшие озера, красивейшие водопады, уникальные животные. Так называемый “ленок пучеглазый” водится только там, в озере ледникового происхождения Карбахон. Как и книжный “затерянный мир”, Дуссэ-Алинь покоряется только самым отважным. Путь туда далек, труден и опасен, но тот, кто все-таки доберется до горного плато, будет вознагражден зрелищем сказочной красоты.
Слайд № 8
3. Третье чудо Х. к. Шантарские острова. Это - один из самых труднодоступных уголков Хабаровского края. Добираться туда очень трудно и долго, путешествовать по Шантарам - просто опасно для жизни, но сотни хабаровчан ежегодно отправляются на далекие острова, потому что, по их же словам, только там живут по-настоящему. Это - кусочек дикой природы, не испорченной человеком. Оказавшись на Шантарах, человек живет так, как жили его предки - охотники, путешественники, первооткрыватели земель. Это настоящая драгоценность (в буквальном смысле): некоторые скалы на Шантарах - из полудрагоценных камней (например, из яшмы).
4. Динамическая пауза
(Смотри электронное приложение)
Слайд № 9
4. Четвертое чудо Х. к. Озеро Амут. Это- уникальное горное озеро в Солнечном районе. Уникальность его прежде всего в том, что оно как бы «появилось ниоткуда»: озеро неожиданно заметили и описали во время экспедиции, возможно, что оно образовалось совсем недавно, а может- миллионы лет назад (как озеро возникло, ученые не выяснили). Амут очень глубокий и напоминает Байкал в миниатюре. Вокруг озера уникальный микроклимат, туда приезжают лечиться, отдыхать, тренироваться (зимой там готовятся лыжники) и даже молиться (для представителей самых разных конфессий Амут- объект паломничества, они утверждают, что там невероятная концентрация благодати). Дно озера пока не изучено, и там может оказаться все что угодно.
Слайд № 10
5. Пятое чудо Х. к. Амурский мост. Его конструкция получила золотую медаль Парижской выставки одновременно с конструкцией Эйфелевой башни. Его построили в рекордно-короткие сроки, всего за 4 года (причем в условиях Первой мировой войны, когда германский флот топил пароходы, на которых пролетные строения сплавляли из Европы на Дальний Восток). Во время его строительства клепальщики получали по рублю золотом (бешеные деньги в то время) за каждую клепку. Его взрывали во время гражданской войны (два восстановленных пролета потом отличались от остальных). Его сбросили с опор, чтобы построить заново, и одна из его старых полукруглых ферм теперь- самый крупный в мире экспонат музея. Его и называли всегда так- Амурское чудо.
Слайд № 11
6. Шестое чудо Х. к. Лотосы. Этот уникальный цветок растет на нескольких озерах юга Хабаровского края и цветет всего несколько дней. Чтобы увидеть цветение лотоса, туристы забираются в глухомань и идут по колено в воде. Даже если по дороге они простынут- не беда: тот, кто видел цветение лотоса, будет счастлив и удачлив целый год. Лотос- предмет культа нескольких религий, именно его выбрал когда-то для просветления Будда. И, кстати, лотос- одно из древнейших растений планеты: он цвел еще 100 миллионов лет назад. Семена лотоса необыкновенно живучи: были случаи, когда прорастали семена, хранившиеся в музее несколько сотен лет. Но сам цветок очень нежный и недолговечный: если его сорвать, он завянет через пару часов, даже если держать в воде. Любоваться лотосом можно только на озере, по колено в воде.
Слайд № 12
7. Седмое чудо Х. к. Петроглифы Сикачи-Аляна. Когда-то вся Земля была очень горячая, и камни плавились от жары. Боги забавлялись этим и рисовали пальцами на расплавленных камнях забавные рожицы. Потом великий охотник спас Землю от нестерпимого жара, а рисунки богов так и остались. Так гласит нанайская легенда. На самом деле никто не знает, как появились рисунки на камнях- они гораздо более древние, чем самая старая нанайская сказка. Петроглифы Сикачи-Аляна появились в то же время, что и древнейшие египетские пирамиды, и они еще более загадочные.
5. Закрепление материала.
Педагог предлагает учащимся для закрепления полученного материала сделать фотоальбом «7 чудес Хабаровского края». Для этого педагог раздает учащимся фотографии семи чудес Хабаровского края+лист формата А3+клей+цветные карандаши, фломастеры. Сначала в работу вступают «Оформители», в их задачу входит наклеить фотографии чудес Х. к. на ватман; после ватман передается «Экспертам», они должны по памяти подписать каждое из чудес и завершают работу «Редакторы», она художественно офрмляют фотоальбом и представляют его у доски.
Слайд № 13
Педагог: В заключении хочу вам предложить выбрать из «7 чудес Хабаровского края» самое чудное! Для этого один изучащихся проходит по классу и собирает голоса своих одноклассников и подсчитывает их.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Педагог: Ребята, давайте проверим изменилось ли ваше настроение в течение нашего занятия. Для этого вам необходимо взять оставшиеся стикеры (розового цвета) и описать на них свое настроение (также сравнивая его с явлением природы) на конец занятия.