kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие художественного мышления через портретную съемку

Нажмите, чтобы узнать подробности

В конспекте мастер-класса показано создание условий для развития у учащихся художественного мышления через портретную съемку с последующим применением знаний на практике. В конкретном примере было использовано применение творческих ассоциативных карт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественного мышления через портретную съемку»

Областной этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства

работников сферы дополнительного образования

«СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ».

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Матвеево-Курганского района.







Мастер-класс

«Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»

(«Развитие художественного мышления через портретную съемку»)






Участник конкурса:

Молчанов Андрей Константинович.

Номинация:

Педагог дополнительного образования

по социально-гуманитарной направленности.











г. Ростов-на-Дону

25 октября 2022 г.


План мастер-класса.


Тема мастер-класса: «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании» («Развитие художественного мышления через портретную съемку»).


Цель мастер-класса:

Создание условий для развития у учащихся художественного мышления через портретную съемку с последующим применением знаний на практике.


Задачи мастер-класса:

- Познакомить учащихся с особенностями мышления профессиональных фотографов.

- Сформировать активную заинтересованность в овладении новыми, более глубокими знаниями по портретной съемке.

- Сформировать у учащихся устойчивый познавательный интерес к портретной съемке.

- Создать условия для проявления и дальнейшего развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей каждого учащегося.

- Создать условия для развития эстетического восприятия окружающего мира.

- Организовать плодотворное сотрудничество, взаимное уважение друг к другу участников совместной деятельности.

- Расширить применение творческих ассоциативных карт в работе с детьми, как метода арт-терапии на занятиях фототворчеством.


Методы и формы проведения: словесный, наглядный, практический, индивидуальная работа, групповая работа.


Оборудование: стулья для участников, стол для педагога, ноутбук, проектор, экран, набор творческих ассоциативных карт, набор карт для рефлексии, раздаточный материал для самостоятельного использования, блок для записей, шариковые ручки по количеству участников.


Методическое сопровождение: презентация выступления, материалы для работы, раздаточные материалы.


Структура мастер-класса.

1. Организационный момент – сообщение актуальности данной темы, целей мастер-класса.

2. Основная часть – рассмотрение ключевых моментов темы, выполнение практических заданий на закрепление темы.

3. Рефлексия – обобщение и конкретизация результатов работы, обмен личным опытом от освоения темы и выполнения заданий, мотивирование на дальнейшие занятия фототворчеством.

4. Заключительная часть – подведение итогов мастер-класса преподавателем.


Ход мастер-класса.

1. Вступительное слово преподавателя.

Задумывались ли вы над тем, почему одни фотографии притягивают взгляд зрителя, а другие оставляют его равнодушным? Почему одни фотографы становятся победителями конкурсов, а другие так никогда и не обретут известность?

В чем кроется причина того, что небольшой процент из начинающих фотографов (их называют талантливыми) очень быстро показывают высокие результаты в обучении?

У любого фотографа существует, как минимум, 3 ступени развития:

1 ступень – добиться технического качества снимков.

2 ступень роста – это композиция. Здесь фотограф обычно очень много внимания уделяет построению кадра, вымеряет все по правилам, учится красиво передавать на снимок окружающую реальность.

3 ступень роста – это когда идея значит больше, чем техника. На этом этапе почти всё внимание фотографа направлено на сюжет, снимаемый материал. Здесь наступает активное творчество, которое определено особым способом мышления. Мышления, которое есть далеко не у всех людей.


Вы, наверное, уже догадались, о чем сегодня пойдет речь?


Да, именно развитию этого особого мышления фотографов и будет посвящён наш мастер-класс.


Психологи уже установили, что около 75% людей во всём мире смотрят, но не видят. И вовсе не потому, что у них плохое зрение. Это всего лишь ограниченные возможности мозга. Профессиональный же фотограф способен увидеть даже самые мелкие детали на общем фоне. Проникнуть в суть и глубину объекта, будь то предмет или человек, передать его настроение и подчеркнуть отличительные особенности.


Принято считать, что некоторые люди рождаются с подобными природными способностями, а некоторые думают, что у них вовсе нет творческого видения. Однако это в большей части заблуждение. Творческого видения можно добиться любому, главное развивать в себе этот навык, как любой другой.


Художественное мышление это чувственное познание, единство рационального и эмоционального восприятия мира.


Художественное мышление фотографа, его творческое воображение, затрагивает весь процесс создания фотопроекта, начиная от общего замысла, создания идеи, поиска визуальных образов, выбора локаций, организации фотосъемки и последующей коррекции в графических редакторах.


Для успешного функционирования данного процесса фотографу необходимы следующие навыки художественно мышления:

- развитая интуиция,

- воображение,

- фантазия,

- ассоциативность

- наблюдательность,

- эстетическая восприимчивость,

- эмоциональная отзывчивость.


Художественное мышление характерно для различных видов искусства.


Сегодня, мы с вами рассмотрим особенности художественного мышления на примере работы с портретной фотографией.


Вам уже известно, что портрет, это изображение человека со всеми его индивидуальными особенностями, единство его внешних черт и черт характера. Портрет как никто позволяет раскрыть душевный мир человека.


Необходимым требованием, предъявляемым ко всякому портрету, является передача индивидуального сходства. Но сходство это не должно ограничиваться внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность его характера посредством вдумчивого психологического анализа изображаемого лица. При изучении личных свойств изображаемого на портрете человека, мы проникаем в его мысли и чувства, в его отношение к окружающему, в его сущность.

Прежде чем проводить съемку портрета, необходимо сравнивать состояния людей, выбрать, какое из них наиболее полно отражает характер человека.


Правдивость в портрете заключается в том, что внутреннее и внешнее движение должны совпадать.


Кроме того, должны совпадать человек и атмосфера, в которую он помещен. То, что мы называем фоном.


Фон должен рассматриваться в единстве с фигурой, лицом и освещением. Фон не должен рассматриваться как украшение в портрете.


Так, например, съемка в интерьере красноречиво рассказывает о человеке в окружении присущей ему обстановки, особенно если это человек творческий (скульптор, художник, писатель, учитель и т. д.). Задача фотографа познать его сущность.


Чтобы развить в себе художественное мышление, наблюдательность фотопортретиста, необходимо выполнить разные практические упражнения по съемке различных творческих сюжетов.


А сейчас, я предлагаю вам выполнить ряд творческих заданий, которые позволят вам убедиться в том, что художественное мышление доступно всем и помогут раскрыть в себе его особенности.


Как всегда, мы будем работать с творческими ассоциативными картами, которые, как вы уже убедились, позволяют в легкой игровой форме вывести вашу креативность и воображение на новый уровень.


2. Практическая часть.

Профессия фотографа не мыслима без фотосессий и работы с клиентами. Постоянные фотосъемки сопряжены с общением с огромным количеством людей, совершенно разных и не похожих друг на друга.

Фотограф и модель, диалог между ними, поведение человека перед камерой – загадочный, полный эмоций мир. И гармония и психологический комфорт в их отношениях – залог плодотворной работы.

Ваше первое задание будет посвящено составлению психологического портрета вашего клиента. Так как от этого умения будет завесить художественное качество выполненной вами работы. Правильно переданный образ – залог успеха любого фотографа.

«Считать» человека, подметить его скрытые особенности, передать его настроение и характер, отличительные черты – это и есть одна из особенностей художественного мышления.

Итак, вашим заданием будет, как можно более подробнее рассказать мне о персонажах, которые я вам покажу. Это необычные персонажи, так что в ваших ответах приветствуется такая же необычность, богатая фантазия и креативность.

Начнем. Я показываю вам персонаж, а вы отвечаете на поставленный вопрос об этом персонаже.

Задание № 1:

1. Кто этот персонаж?

2. Его характер?

3. Чем он занимается?

4. Его увлечения?


Группа выполняет задание.


Задание 2.

Теперь немного усложним наше задание. Мы с вами говорили о важности фона в портретной съемке. Предлагаю вам сосредоточиться на среде обитания этого персонажа. При ее описании постарайтесь отметить какие-то мелкие, но очень интересные и важные детали.


Группа выполняет задание.


Задание № 3.

А теперь самое сложное, но и более интересное задание. Для его выполнения вам необходимо разделиться на две группы, и по результатам задания представить небольшой «творческий проект», как итог всей той информации, которую вы сегодня получили. Кроме того, двое из вас будут выполнять роль независимого жюри, которое даст оценку вашим «проектам» по итогам их выполнения.


Участники с помощью карточек делятся на две группы.


Очень часто фотограф вынужден снимать в определенных местах, совершенно незнакомых ему людей. И очень важно, увидев локацию, правильно угадать образ ее героя. И времени для составления правильного психологического портрета бывает очень мало.

В этом задании мы пойдем от обратного. Если в прошлый раз, вы придумывали среду обитания персонажа, то сейчас вам необходимо не просто придумать персонаж, исходя из его среды обитания, но и показать, как бы вы изобразили его на фото, используя кого-то из участников группы. Главное условие – вы не ограничены в средствах передачи его изображения. Оно может быть любым. Одно «но»! Образ должен соответствовать заданному фону. На подготовку задания я даю вам ____ минут. И ____ для защиты вашего «проекта».


Группы выполняют задание и защищают «проекты».


А теперь, наше независимое жюри, после минутного совещания, решит, какой образ наиболее точно соответствовал фону.


Оценка жюри.


Молодцы! Вы отлично справились с поставленной задачей. Проявили себя как настоящие фотографы.


3. Рефлексия.

Подводя итоги нашего мастер-класса, я хотел бы, чтобы каждый из вас выразил свое мнение по результатам нашей сегодняшней работы.


Я предлагаю вам вытянуть карточку-помощницу и коротко закончить фразу, написанную на ней.


Вопросы для рефлексии:

1. Для хороших снимков нужны…

2. Творческий подход в работе важен, потому что…

3. Залог отличной работы с клиентом…

4. Креативный фотограф это…

5. Важное в работе фотографа, это…

6. Важное в образе клиента это…

7. Залог успешной фотосессии…

8. Умение составить психологический портрет клиента позволяет…



4. Заключительная часть.

Ну что ж, дорогие друзья, в очередной раз, выполняя подобные задания, вы убедились, что художественное мышление – процесс творческий, а творчество не терпит спешки, напряжения, серьезности и следования существующим правилам. Творчество – это про свободу, яркость, нарушение границ, некоторый бунт против рамок и стереотипов.

А чтобы вы могли самостоятельно оттачивать свою креативность и художественное мышление, я приготовил для вас «шпаргалки», которые позволят вам заниматься самостоятельно.


Раздача материалов для самостоятельной работы.


В завершении нашей встречи, позвольте мне выразить огромную благодарность за нашу совместную, плодотворную работу и пожелать вам дальнейших успехов. Но!

В конце нашего мастер-класса, небольшой сюрприз. Возьмите листок и ручку, и напишите то, что вы пожелали бы себе, в достижении поставленной цели стать известным фотографом. Напишите, что бы вы пожелали себе. Одно слово, но очень важное. Написали. А теперь сложите листочки в несколько раз и обменяйтесь ими. Разверните и прочтите. Это и есть то, на чем вам необходимо сосредоточиться в ближайшее время.


Группа выполняет задание.


Дорогие друзья! Спасибо за участие. Всего вам хорошего!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие художественного мышления через портретную съемку

Автор: Чучалова Елена Анатольевна

Дата: 30.11.2022

Номер свидетельства: 618850


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства