kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в России существует проблема одиночества, трудность выбора своей половины. И именно на этом этапе выбора  екредко совершаются ошибки. Необходимо воспитание ответственного отношения к созданию семьи на основе осознанного восприятия ценностей семейной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию»

Учебный предмет (курс), класс

ДУХОВНО-РАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, 10 класс

УМК

Нравственные основы семейной жизни; Хрестоматия для педагогов, (авторы составители: Моисеев Д.А, Крыгина Н.Н. Благотворительный фонд «Просветитель», 2016 г.

Учитель

Каргалова В.Д, педагог-психолог, учитель рисования, МОАУ СОШ № 1п. Новоорск, Новоорский р-н ,

Тема занятия


«Испытание чувств»

Цель занятия

формирование представления об особенностях предбрачного периода, помочь осознать, что условием успешного создания семьи является традиционный духовный выбор партнера.

Задачи урока

воспитательные

развивающие

обучающие

- воспитывать ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного восприятия ценностей семейной жизни



- формировать умение самостоятельного выделения и формулирования познавательной цели;

- формировать умение анализа, синтеза и построения логической цепочки рассуждений;

- формировать умение осуществлять рефлексию способов и условий действия;


- познакомить с понятием «предбрачное ухаживание» как важного периода при подготовке к браку и выборе супруга.

- раскрыть сущность понятий «стереотипы мужественности и женственности», « образ идеального мужа или жены»


Планируемые результаты урока

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


Регулятивные УУД:

- определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД:;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

- использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей





- знание сущности понятий «предбрачного периода», «Психологическая готовность к браку»

Методическое обоснование занятия

Исходя из общей структуры учебной деятельности, занятие построено таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя и при этом своем здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой Л.Г.Петерсон— это урок открытия нового знания(ОНЗ).

Во время занятия использовались следующие методы и технологии: метод демонстрации, метод иллюстрации, метод беседы, метод рассказа, эвристический метод обучения, ИКТ, технология коллективного взаимодействия (А.Г. Ривин). диалог

форма внеурочной деятельности:

час общения

ИОС занятия

Учебно-методическое обеспечение, оборудование

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)


  • Хрестоматия для педагогов, (авторы составители: Моисеев Д.А, Крыгина Н.Н

  • плакаты с основными понятиями для закрепления материала и высказывания (цитаты);

дидактический материал для работы в группах

Презентация PowerPoint, иллюстрации

  • мультимедийный компьютер;



Организационная структура занятия

 Название этапа

 

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


В настоящее время в России существует проблема одиночества. Около одной седьмой части жителей страны, находящихся в брачном возрасте, не состоят в браке. основная причина, которую называют люди, столкнувшись с этой проблемой, - трудность в выборе своей второй половины. Именно на этом этапе выбора супруга или супруги нередко совершаются ошибки, которые в дальнейшем самым негативным образом начинают сказываться на семейных отношениях. Но при всем при этом каждый хочет быть счастливым и обрести свою вторую половину.

слушают учителя

2. Целеполагание 

Определение цели : Сегодня мы с вам поговорим об особенностях предбрачного периода.

совместно с учителем определяют цель занятия

5. Добывание (сообщение) нового знания


М. Скюдери писал: «Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми – после».
В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с будущим супругом (или супругой) до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание. Психолог Л.Б. Шнейдер, проанализировала исследования по предбрачному знакомству.
Психолог Л.Б. Шнейдер утверждает, что преобладающее число знакомств происходит в местах досуга и отдыха. В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Молодые люди стараются выглядеть лучше. Это касается как внешнего вида, так и повествования о себе и рассуждений о жизни. Анализ брачных объявлений также подтверждает такой расклад: только 2% брачных объявлений содержит намеки на некоторые недостатки. При этом А.Н. Обозова, Н.Н. Обозов и другие исследователи семьи советуют не закрывать глаза на недостатки партнера до брака, не надеяться на перевоспитание его «потом». Предбрачное ухаживание – э то важный период при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого периода претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно).


С.В. Ковалев выделил 3 важнейших функции предбрачного периода: \1) накопление совместных переживаний и впечатлений; 2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения;3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь. Ключевым моментом выступают здесь доверие друг к другу и проговаривание своих ожиданий. В предбрачном ухаживании большое значение имеет выбранный стиль взаимоотношений и продолжительность предбрачного знакомства. Слишком короткий период добрачных отношений - от нескольких дней до нескольких месяцев - приводит к так называемому «скороспелому браку». Такой брак чаще всего заканчивается разводом.

Справка.

Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска (факторов, способствующих разводу). К ним относятся (по Л.Б. Шнейдер):ранний возраст брачующихся (в России такой возраст считают - для мужчин до 20 лет, для женщин – до 18 лет); поздний возраст (в России такой возраст: для мужчин - 30-32 года, для женщин – 25-27; на Западе: для мужчин - 40-45 года, для женщин – 30-35 лет); превышение возраста жены относительно возраста мужа; наличие у жены более высокого образования; социально-демографическая разница в происхождении; отсутствие братьев и сестер у жены; отсутствие сестер у мужа; слишком короткий или слишком длинный период знакомства; добрачная беременность; отрицательное отношение родителей к браку (по данным Т.В. Андреевой, не получили одобрения при вступлении в брак 43% тех, кто развелся, и лишь 13% живущих в стабильном браке) и другие факторы. В России к факторам риска относится и заключение брака до армии (по данным В.А. Гаспарян, 1999).Кроме того, выделяют группу позитивных факторов (факторов, способствующих укреплению семейных отношений), наличие которых повышает вероятность успешных отношений в браке. К ним относят (по Шнейдер Л.Б.):

оптимальная длительность предбрачных отношений; «теплые» отношения до брака; сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); согласованность ролевых ожиданий (муж-жена, мать-отец и др.); согласие родителей на брак и их положительная оценка намеченного союза. Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающий человека вступить в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он, в частности, относит: обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли; общность интересов и увлечений, которое воспринимается как родство душ; уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь заветного любой ценой; жалость; выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие; месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершается «назло обидчику»; боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни; другие мотивы. С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере 5 типов: - любовь; духовную близость; материальный расчет; психологическое соответствие;моральные соображения. В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку» (чаще всего используется термин «психологическая готовность к браку»), предполагающее следующие слагаемые:способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть понимать радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение со своей «второй половиной»; способность к сотрудничеству, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

отвечают на вопрос:
Как вы понимаете данный эпиграф?












отвечают на вопрос: Как вы считаете, где чаще всего происходит знакомство?
















отвечают на вопрос: Как вы считаете, зачем нужен предбрачный период и что происходит в этот период?










Выполняют задание: Из перечисленных добрачных факторов риска отметьте те, которые, по вашему мнению, приводят к отрицательному результату.



















отвечают на вопрос: Ваши мотивы, побуждающие к вступлению в брак?

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.



Сейчас мы попробуем сформулировать некоторые правила, которые помогут вам правильно выйти замуж или жениться.

Что нужно делать в предбрачный период?

Нужно постараться, как можно больше узнать об этом человеке, и здесь могут помочь определенные правила:

1.Обращать внимание на то, как человек общается? Причем не только со своим избранником (избранницей), но и с другими лицами противоположного пола, со старшими, с родителями. Общение основано на уважении друг к другу, чувстве преданности или присутствуют оскорбления, унижения. 2.Чтобы понять какие чувства возникли, требуется время. Стоит помнить о том, что любовь проверяется временем. Как минимум один год дружеских отношений 3.Как можно чаще нужно бывать в семье избранника, чтобы увидеть какой стиль взаимоотношений сложился в данной семье (в будущем возможно перенесение этого опыта в свою семейную жизнь).

4Известна такая русская поговорка: «Ищи невесту не в хороводе, а в огороде». Важно не столько то красива ли невеста, а то умеет ли она трудиться, сможет ли она в будущем содержать дом.


Практическое занятие.

Каким мне видится мой супруг (моя супруга).

Цель: выявить ожидания и возможные противоречия в отношении будущей семейной жизни.
Высказать свое мнение.

Нужно честно себе ответить на вопросы:
- Хочу ли я, чтобы этот человек был отцом (матерью) моего ребенка?

- Хочу ли я пожить с этим человеком всю жизнь?

Если есть сомнения, то можно найти человека, которому доверяешь и поинтересоваться его мнением.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Предлагает написать несколько правил для девушек и юношей в предбрачный период и сверить их с предложенными учителем эталонами

Составляют правила и проверяют по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.


предлагает жизненные ситуации: примеры предбрачного знакомства и предбрачного ухаживания

Высказывают свое мнение относительно каждой конкретной ситуации, чем может закончиться данные периоды, согласно изложение теоретического материала учителем.




9. Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов).


И так, назовем условия для успешного брака

Был ли вам полезен данный материал, что нового вы узнали и что можете использовать в своей жизни.

. Называют условия для успешного брака: Обоюдная подлинная любовь. Брачный возраст. Общность взглядов на жизнь, на семью. Наличие материальных предпосылок.

Знание законов о браке и семье. Домоводческие умения и навыки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка занятия по духовно-нравственному воспитанию

Автор: Каргалова Валентина Дмитриевна

Дата: 04.09.2019

Номер свидетельства: 519049


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства