5. Добывание (сообщение) нового знания | М. Скюдери писал: «Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми – после». В психологии семейных отношений принято выделять добрачный и предбрачный период. К особенностям добрачного периода относят весь жизненный сценарий человека от рождения до брака. К предбрачному периоду относят взаимодействие с будущим супругом (или супругой) до брака. В предбрачном периоде выделяют предбрачное знакомство и предбрачное ухаживание. Психолог Л.Б. Шнейдер, проанализировала исследования по предбрачному знакомству. Психолог Л.Б. Шнейдер утверждает, что преобладающее число знакомств происходит в местах досуга и отдыха. В таких условиях происходит общение «масок», которые каждый надевает на себя. Молодые люди стараются выглядеть лучше. Это касается как внешнего вида, так и повествования о себе и рассуждений о жизни. Анализ брачных объявлений также подтверждает такой расклад: только 2% брачных объявлений содержит намеки на некоторые недостатки. При этом А.Н. Обозова, Н.Н. Обозов и другие исследователи семьи советуют не закрывать глаза на недостатки партнера до брака, не надеяться на перевоспитание его «потом». Предбрачное ухаживание – э то важный период при подготовке к браку и выборе супруга. Роль этого периода претерпела существенные изменения в настоящем столетии, так что теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно).
С.В. Ковалев выделил 3 важнейших функции предбрачного периода: \1) накопление совместных переживаний и впечатлений; 2) узнавание друг друга, уточнение и проверка принятого решения;3) проектирование совместной жизни. В его рамках молодые люди моделируют будущую совместную жизнь. Ключевым моментом выступают здесь доверие друг к другу и проговаривание своих ожиданий. В предбрачном ухаживании большое значение имеет выбранный стиль взаимоотношений и продолжительность предбрачного знакомства. Слишком короткий период добрачных отношений - от нескольких дней до нескольких месяцев - приводит к так называемому «скороспелому браку». Такой брак чаще всего заканчивается разводом. Справка. Изучение предбрачных отношений послужило основанием для выделения добрачных факторов риска (факторов, способствующих разводу). К ним относятся (по Л.Б. Шнейдер):ранний возраст брачующихся (в России такой возраст считают - для мужчин до 20 лет, для женщин – до 18 лет); поздний возраст (в России такой возраст: для мужчин - 30-32 года, для женщин – 25-27; на Западе: для мужчин - 40-45 года, для женщин – 30-35 лет); превышение возраста жены относительно возраста мужа; наличие у жены более высокого образования; социально-демографическая разница в происхождении; отсутствие братьев и сестер у жены; отсутствие сестер у мужа; слишком короткий или слишком длинный период знакомства; добрачная беременность; отрицательное отношение родителей к браку (по данным Т.В. Андреевой, не получили одобрения при вступлении в брак 43% тех, кто развелся, и лишь 13% живущих в стабильном браке) и другие факторы. В России к факторам риска относится и заключение брака до армии (по данным В.А. Гаспарян, 1999).Кроме того, выделяют группу позитивных факторов (факторов, способствующих укреплению семейных отношений), наличие которых повышает вероятность успешных отношений в браке. К ним относят (по Шнейдер Л.Б.): оптимальная длительность предбрачных отношений; «теплые» отношения до брака; сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); согласованность ролевых ожиданий (муж-жена, мать-отец и др.); согласие родителей на брак и их положительная оценка намеченного союза. Известный психолог А.Б. Добрович выделил группу мотивов, побуждающий человека вступить в брак, которые чаще всего не осознаются. К ним он, в частности, относит: обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли; общность интересов и увлечений, которое воспринимается как родство душ; уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь заветного любой ценой; жалость; выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие; месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершается «назло обидчику»; боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни; другие мотивы. С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере 5 типов: - любовь; духовную близость; материальный расчет; психологическое соответствие;моральные соображения. В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку» (чаще всего используется термин «психологическая готовность к браку»), предполагающее следующие слагаемые:способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть понимать радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение со своей «второй половиной»; способность к сотрудничеству, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения; высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. | отвечают на вопрос: Как вы понимаете данный эпиграф?
отвечают на вопрос: Как вы считаете, где чаще всего происходит знакомство? отвечают на вопрос: Как вы считаете, зачем нужен предбрачный период и что происходит в этот период? Выполняют задание: Из перечисленных добрачных факторов риска отметьте те, которые, по вашему мнению, приводят к отрицательному результату. отвечают на вопрос: Ваши мотивы, побуждающие к вступлению в брак? |
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. | Сейчас мы попробуем сформулировать некоторые правила, которые помогут вам правильно выйти замуж или жениться. Что нужно делать в предбрачный период? Нужно постараться, как можно больше узнать об этом человеке, и здесь могут помочь определенные правила: 1.Обращать внимание на то, как человек общается? Причем не только со своим избранником (избранницей), но и с другими лицами противоположного пола, со старшими, с родителями. Общение основано на уважении друг к другу, чувстве преданности или присутствуют оскорбления, унижения. 2.Чтобы понять какие чувства возникли, требуется время. Стоит помнить о том, что любовь проверяется временем. Как минимум один год дружеских отношений 3.Как можно чаще нужно бывать в семье избранника, чтобы увидеть какой стиль взаимоотношений сложился в данной семье (в будущем возможно перенесение этого опыта в свою семейную жизнь). 4Известна такая русская поговорка: «Ищи невесту не в хороводе, а в огороде». Важно не столько то красива ли невеста, а то умеет ли она трудиться, сможет ли она в будущем содержать дом. | Практическое занятие. Каким мне видится мой супруг (моя супруга). Цель: выявить ожидания и возможные противоречия в отношении будущей семейной жизни. Высказать свое мнение. Нужно честно себе ответить на вопросы: - Хочу ли я, чтобы этот человек был отцом (матерью) моего ребенка? - Хочу ли я пожить с этим человеком всю жизнь? Если есть сомнения, то можно найти человека, которому доверяешь и поинтересоваться его мнением. |