Просмотр содержимого документа
«Разработка занятий объединения по интересам декоративно-прикладного творчества»
Управление образования Мостовского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Мостовский районный центр творчества детей и молодёжи»
Разработки занятий
объединения по интересам
«Мастерица»
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Солонович Вероники Васильевны
Мосты
2018
Составитель:
педагог дополнительного образования государственного
учреждения образования «Мостовский районный центр творчества
детей и молодёжи» В.В. Солонович
Разработки занятий объединения по интересам «Мастерица»: из опыта работы педагога дополнительного образования Солонович Вероники Васильевны/ сост. В.В. Солонович – Мосты: государственное учреждение образования «Мостовский районный центр творчества детей и молодёжи», 2018. – 29 с.
В данный сборник вошли разработки учебных занятий, которые проводились в рамках методической недели «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образовательного процесса», панорамы открытых занятий с использованием интерактивных технологий, а в рамках Недели начинающего педагога «По ступенькам творчества – к вершинам мастерства».
Данные материалы помогут педагогам дополнительного образования в подготовке учебного занятия объединения по интересам декоративно-прикладного направления.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия: комбинированное занятие: лекция, объяснение, демонстрация, практическая работа.
Методы обучения: наглядный, словесный, объяснение, вопрос-ответ, работа с демонстрационным материалом, демонстрация готовых поделок.
Современные образовательные технологии:
личностно-ориентированного обучения;
информационные;
развивающего обучения;
игровые;
здоровьесберегающие.
Инвентарь и оборудование для проведения занятия: бисер, бусины, пайетки, стеклярус, нитки, иголки, простой карандаш, ножницы, ноутбук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Н. Островский)
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка отсутствующих.
2.Сообщение темы занятия, его цели.
Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия «Вышивка бисером». Сегодня на занятии мы познакомимся с видами швов при вышивании бисером. Выполним некоторые из них. Ребята, давайте вспомним о происхождении бисера?
3.Вступительная беседа.
Педагог: Информацию нам подготовила Маша и Полина. Девочки вам слово.
Учащаяся 1: Украшение из бисера известны уже в древности, у разных народов. В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далёкие времена, финские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней они обложили костёр большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был твёрд, как камень, горел огнём на солнце и был чист и прозрачен, как вода. Это было стекло».
Так почти шесть тысяч лет назад, возникло стеклоделие и на смену обычным украшениям людей, таким, как разнообразные ракушки, зубы, и позвонки животных, камешки, шарики из глины, семян растений, пришли стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились всё мельче и мельче. Так появился бисер.
Учащаяся 2: Родиной бисера считается Древний Египет и древняя Индия. Изготавливали бусы и бисер различными способами. Расплавленное стекло вытягивали в тонкую нить и навивали на медный стержень, толщине которого соответствовала отверстию для нанизывания бус на нитку. Затем стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой. Был и другой способ: вытянутую стеклянную нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную.
Педагог: Спасибо Маша и Полина. Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла и появилось прозрачное стекло, а позже был изобретён способ выдувания, всё мельче становились бусы. Изготовление стеклянного бисера является одной из разновидностей процесса обработки стекла.
Обычно вышивка выполняется бисером одного размера, но удачное использование бисера и бусин разной величины может придать изделию оригинальность, оживить и украсить вышивку. Нарядно выглядит сочетание бисера с пайетками. Пайетки встречаются различных видов и цветов. Разновидность пайеток даёт огромный спектр фантазии. Встречаются пайетки в виде листьев, цветочков, бабочек, кругов, капелек, снежинок и т. д., что намного упрощает технику вышивки.
4.Объяснение нового материала.
Педагог: Кто знает, какие бывают виды вышивок? Где встречали их? (Ответы учащихся.)
Педагог: Конечно же, существует ряд видов вышивки:
гладью;
крестиком;
атласными лентами;
ковровая вышивка;
вышивка бисером.
Педагог: Сегодня познакомимся с одной из них – это вышивка бисером.
Основные приёмы работы.
Шов «вперёд иголку». Выведите иглу на лицевую сторону, нанижите на нее бусину и пройдите иглой сквозь ткань вплотную к бусине. Снова выведите иглу на лицевую сторону, сделав маленький стежок с изнаночной стороны, и опять нанижите бусину.
Шов «строчной». Этот шов по исполнению может быть похож как на шов «Вперёд иголку», так и на шитье вприкреп – вы сами варьируете расстояние между бусинами. Если вы хотите придать вашей вышивке жесткость или зафиксировать бусины на прямой или гладкой извилистой линии, то после завершения стежка пройдите иглой в обратном направлении, тогда бусины встанут ровнее.
Шов «стебельчатый». При этом способе шитья вышивка получается довольно жёсткой. Наберите 2 бусины и пройдите иглой сквозь ткань на изнанку около второй бусины. Выведите иглу на лицевую часть между первой и второй бусинами, пройдите сквозь отверстие второй бисерины. Нанижите третью бисерину и снова пройдите иглой на изнанку вблизи от только, что нанизанной бисерины. Продолжайте, пока не достигнете желаемой длины строчки.
Шов «вприкреп». Для шитья вприкреп бисер сначала нанизывают на нитку, которую затем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Шитье вприкреп позволяет быстро изготовить изделия из бисера, не случайно североамериканские индейцы дали этому способу шитья название «Ленивая жена». Уложите нить с бисером на ткань. Другой нитью пришейте низку бисера через каждую бусину или через 2-3 бисерины.
Шов «монастырский». На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается еще один диагональный стежок с бисеринкой. Таким образом, с лицевой стороны получаются диагональные стежки с нанизанными на них бисеринками, а с изнаночной стороны стежки вертикальные.
4.Практическая часть занятия.
Беседа-инструктаж «Правила техники безопасности при работе с бисером».
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой; травма руки ножницами;
травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
3. Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе; вкалывать иглы и булавка только в игольницу;
иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку,
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
Педагог: Перед выполнением вышивки давайте разобьёмся по парам, каждая пара выполнят виды швов, после оценивают друг друга.
Практическая работа
1. Тренировочные упражнения в правильном выполнении приёмов при вышивании бисером, стеклярусом.
2. Выполнение учащимися элементов узора с применением вышивки бисером, стеклярусом.
3. Текущий инструктаж педагога (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).
4. Целевые обходы по проверке организации рабочих мест и соблюдению правил техники безопасности. Инструктирование по выполнению отдельных операций, оказание помощи учащимся.
5.Физминутка.
Игра «Театр-экспромт»
Педагог: Правила простые выполняйте движения за текстом: «Погода стояла ясная и солнечная. Деревья протянули свои ветви навстречу солнышку (руки вверх). Вдруг набежала маленькая тучка, подул ветерок. Деревья закачались (наклоны влево, вправо с поднятыми руками). Листочки затрепетали (движения кистями рук). Но тучка быстро улетела. Опять стало тепло и спокойно (руки вверх – вдох, руки вниз – выдох)».
6.Проверка практической работы. Закрепление материала.
Последовательность выполнения работы.
1. Положи лист бумаги с нанесённым на него изображением на поверхность стола рисунком вверх.
2. Накрой лист калькой так, чтобы она закрывала весь рисунок.
3. Переведи изображение на кальку мягким карандашом.
4. Найди центр подготовленной ткани.
5. Расположи рисунок на кальке строго по центру ткани.
6. Приколи кальку к ткани по двум противоположным сторонам.
7. Вложи копировальную бумагу между тканью и калькой масляной стороной вниз.
8. Обведи узор по контуру остро отточенным твёрдым карандашом.
9. Удали с поверхности ткани лишние приспособления.
Самоконтроль:
1. Рисунок на ткани должен быть яркий и чёткий.
2. Контур изображения не должен прерываться.
3. Линии рисунка должны быть ровными и плавными.
7. Закрепление нового материала.
Принести ткань, бисер, швейные инструменты.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Лесенка успеха.
Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
8.Домашнее задание.
Задание на следующее занятие:
1.Выбор рисунка для вышивки бисером. Работа с журналами по рукоделию.
2.Перенос рисунка на ткань.
9. Уборка рабочего места и кабинета.
Технологическая карта занятия
Солонович В.В. –
педагог дополнительного образования,
образование среднее специальное,
I квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 21 год.
1.Нормативный блок
Образовательная область – декоративно-прикладное творчество.
Учебный курс – объединение по интересам декоративного направления.
Содержательная часть – вышивка бисером.
Уровень организации познавательной деятельности – репродуктивно-продуктивный, интерактивный.
Требования к подготовке учащихся по теме
Должны знать: способы и методы работы с бисером, инструменты и технику безопасности;
уметь: работать в коллективе, развивать воображение, мышление, чувствовать композицию.
2.Методический блок
Тема: «Вышивка бисером».
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель занятия: формирование понятий учащихся по направлению декоративно-прикладное творчества – вышивка бисером.
Задачи занятия:
повторение и закрепление изученных ранее элементов ручного шитья;
обучение основам вышивки;
развитие творческого интереса, познавательной активности, фантазии, навыки работы с художественным материалом, ассоциативно-образного мышления;
Оборудование: звездолёт, подиум с готовыми игрушками, «Волшебная гора знаний и умений», тесты: «Алгоритм», «Найди ошибку», «Звездное поле», «Цветик-семицветик», сводная таблица, загадки-карточки, элементы «Цветика-семицветика» для практической работы, «Волшебный ларец с билетами», музыкальный центр, аудиозаписи с космической и спокойной музыкой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Вы обратили внимание, что на занятии у нас присутствуют гости. Поприветствуем их!
II. Сообщение темы и целей
Педагог:Сегодня у нас необычное занятие. Тема занятия: «Полёт на планету игрушек». Жители этой планеты – замечательные мастера своего дела, я думаю, они по достоинству оценят не только ваши знания, но и умения. На этой планете есть своя достопримечательность – «Гора Знаний и Умений». Она очень высокая и мы с вами должны покорить её вершину, на которой растёт необычный цветок, и скоро раскроется ещё один бутон, но вы должны ему в этом помочь, преодолев все ступени – испытания.
Педагог: Звездолёт стоит на старте. И маршруты сверены на карте. Только нет названье корабля.
Педагог: Давайте придумаем название нашему кораблю и объясним, почему так назвали («Улыбка», «Дружба» – потому что дружные ребята.)
Педагог: Да, к полету мы уже готовы. Есть и знания, есть умения, есть сноровка. И к тому же желание большое, а помогла во всём нам тренировка.
Педагог: Теперь, ребята, мы проверим, все ли мы взяли, на наш звездолет «Дружба»?
Игра на внимание «Всё ли готово к полету»
Педагог:Будьте внимательны, я буду загадывать загадки, если отгадка пригодится нам при пошиве текстильных кукол, хлопайте в ладоши, а если нет – топайте ногами.
ЗАГАДКИ:
1. Ухом не слышит, носом не дышит, где побывает – хвост потеряет! (Иголка с ниткой.)
2. Бьют парнишку по фуражке, чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь.)
3. Два больших блестящих друга
Ухватились друг за друга.
Наверху у них по зубу,
А внизу у них по кругу. (Ножницы.)
4. Носик, как у Буратино, любит рисовать картины. (Карандаш.)
5. Бела, пушиста, но не снег. (Вата.)
6. Здесь сидят, словно на травке, и иголки, и булавки. (Игольница.)
Педагог: Молодцы! С заданием справились на «отлично». Наш звездолёт к старту готов! Взлёт! (Звучит космическая музыка.)
Педагог: Звездолёт «Дружба» приземлился на планету игрушек. Посмотрите, какая красота, сколько кукол и мягких игрушек! А главное на высокой горе ждет вашей помощи волшебный цветок. Поможем ему, ребята?!
Учащиеся: Да!
III. Организация упражнений по углубленному выявлению знаний и практических умений.
1.Испытание.
Педагог:Избавит ваш труд
От напрасной заботы
Знание правил безопасной работы.
Ребята, а вы знаете эти правила?!
(Правила в стихах – домашнее задание, выполнение правил отслеживается во время работы.)
Учащиеся: Правила в стихах:
Ты не бери иголку в рот!
Иголка острая – не плод!
Ты лучше с нею не шути,
А то окажется внутри!
Игла в работе весела!
Она тонка и так мала!
Не будешь класть ее на место,
Вдруг потеряется в отместку.
И затаится в беспорядке….
Тебе ж потом воткнется в пятку.
Иголки надо сосчитать,
Когда садишься за работу,
Потом внимательно собрать.
Хотя бывает неохота!
Работать ножницами можно,
но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире-
Так можно сделать харакири!
Коробку достанем,
где все инструменты,
Сошьем все детали, набьем элементы,
Те, из которых игрушка родится…..
Рабочее место тебе пригодится!
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота.
Не забудь ты их закрыть
И на место положить!
Педагог: Все эти правила нужно не только знать, но и выполнять во время работы.
Вывод:Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев первую ступень горы. Полетели дальше!
Педагог: Игра называется «Поймай свою звезду». На этом звёздном небе имеется очень большое количество звёзд. Каждый из вас выбирает по одной звездочке, на обратной стороне есть рисунок шва, вы должны его определить, написав рядом ответ. Теперь передайте свою звездочку, соседу напротив, для проверки. (Самооценка).
Педагог:Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев третью ступень горы. Полетели дальше!
IV. Спортивная минутка.
Игра «Найди свою пару».
Каждый участник игры получает клубочек ниток одинаковой длины. Внутри клубочка – листочек, на котором написана половина пословицы о труде. Задание: размотать клубочек, аккуратно перекрутив его в другой клубочек. Прочитать пословицу, быстро найти участника, со второй половиной пословицы.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Сделал дело, гуляй смело.
Дело мастера боится.
Педагог:Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев четвёртую ступень горы, аккуратно перемотали клубочки. Повторили пословицы о труде. Полетели дальше!
V. Практическая часть.
Педагог: Ребята, вот мы и долетели до пика горы, на котором растёт «Цветик-семицветик» (педагог показывает образец). В начале полёта мы обещали помочь маленькому бутону раскрыться. Для этого мы с вами преодолели все препятствия стоящие на нашем пути. Мы с вами повторили основные ручные швы, алгоритм пошива игрушки, эти условия просто необходимы для изготовления нашего волшебного цветочка. Каждый из вас сделает по одному элементу этого цветка. Сошьёт лепесток «сметочным» швом, наполнит синтепоном, но не забывайте, что игрушка у нас плоская и полуобъёмная, значит набита должна быть слегка. Задание понятно, приступаем к работе!
(Звучит спокойная музыка).
Педагог: Элементы цветка готовы. Но поскольку наш цветочек волшебный, он не раскроется без добрых слов. Давайте прикрепим лепестки, вместе со словами пожелания для себя, для родных, для всех!
Педагог:Молодцы, ребята, вы отлично справились с этим заданием, преодолев пятую ступень горы, аккуратно сшили и набили лепесточек. Без ваших добрых пожеланий волшебный цветочек не смог бы расцвести! Полетели дальше!
VI. Итог занятия.Беседа.
Педагог: Ребята, вы, наверное, уже заметили, что рядом с «горой Знаний и Умений» стоит ларец?! Хотите узнать, что в нем лежит?
(Ответы учащихся.)
Педагог: в этом ларце, лежат билеты, на обратную дорогу:
Красный билет – занятие очень понравилось.
Розовый билет – поднялось настроение, потому что все понравилось.
Зелёный билет – ничего не изменилось.
Жёлтый билет – хочу все повторить.
Педагог: Молодцы ребята! Я вижу вам понравилось наше путешествие на планету игрушек! А что особенно понравилось?!
Учащиеся: Алгоритм пошива игрушки, виды основных ручных швов, разгадали загадки, пословицы о труде, сшили «Цветик-семицветик».
Педагог: Ну что же пришло время возвращаться домой. Займите поудобнее места на звездолете. Пристегните ремни. Звездолёт к старту готов!
(Звучит космическая музыка.)
Педагог: Вот мы и дома! На этом наше занятие закончено. Всего вам доброго, до свидания!
Разработка занятия по теме
«Изготовление сувенира из солёного теста»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Цель: формирование навыков работы учащихся с солёным тестом.
Задачи:
образовательная – обучить учащихся технике работы с солёным тестом (тестоплатике).
воспитательная – воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы.
развивающая – развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию.
Оборудование:
Для педагога – компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон, диски с музыкальными записями, готовые изделия из солёного теста.
Педагог проверяет готовность к занятию, создаёт психологический настрой на учебную деятельность и активизирует внимание.
II.Сообщение темы и объяснение нового материала.
Педагог: Наше время можно назвать по-разному: эра скоростей, эпоха компьютеров, век информации. Но ещё смело можно сказать, что это время дизайна. Дизайна подарков и сувениров. Сувениры, сделанные своими руками, становятся особо ценными.
Лепить сувениры и подарки можно из разных пластичных материалов, которые лёгко поддаются воздействию рук, приобретая в процессе лепки задуманную форму. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой для вас техникой – лепка из солёного теста. Для нашей поделки мы будем использовать простые экологически чистые материалы – соль, мука и вода.
Скажите, что получается при смешивании этих компонентов? (Ответы учащихся.)
Педагог: Правильно – тесто. Искусство лепки из солёного теста называют тестопластикой. При высушивании изделия из него становятся прочные и не теряют форму.
Посмотрите, какие изделия можно сделать из солёного теста.
На занятии мы сделаем поделкув техникетестопластики, в данномслучае весёлого и доброго кота. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать на них, но только все вместе, хором. Посмотрим, какие вы дружные ребята. Договорились?
Тогда отгадайте загадки:
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И как днём все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
(Кошка.)
Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко –
Вот и вся загадка.
(Кот.)
Педагог: Кошка животное мифическое и магическое. Неслучайно в Древнем Египте существовал культ кошки. Её почитали как божество и олицетворяли с радостью.
На Руси долгое время существовал обычай в новый дом впускать сначала кошку, а затем уже входить хозяевам. Считали, что так кошка приносит в дом счастье.
В Японии почти в каждом доме есть статуэтка кошки с поднятой лапой, которая по поверью приносит счастье.
Китайцы тоже считают, что она помогает человеку, защищает его дом от злых духов.
Кошки могут лечить своего хозяина, забирая его негативную энергию. В семье, где живет кошка энергетическая атмосфера лучше.
А игрушечная кошка наделяет своего владельца интуицией.
А теперь мы немного поиграем. Проведем конкурс, который называется «Котофей». Для этого мне нужны 2 команды (Дети самостоятельно делятся на две команды.) Придумайте названия своим командам. Я дам вам мячи, а вы будете по очереди бросать их в корзину, каждое попадание принесёт команде 1 волшебный балл, то есть противоположную команду нужно превратить в «Котофея». Победит та команда, которая быстрее превратит соперников в «Котофеев» (1 балл = одна буква слова). «Котофеи» должны будут исполнить желание победителей– дружно мяукнуть три раза. (Идёт конкурс.)
Педагог: Пока вы восстанавливаете силы после конкурса, я расскажу вам немного об истории возникновения тестопластики и дам рецепт приготовления солёного теста.
В давние времена люди из муки и воды лепили хлебные лепешки и обжигали их на раскалённых камнях.
Древние египтяне ещё 5000 лет назад выпекали множество различных сортов хлеба.
А в Европе в древности фигурный хлеб делали из дрожжевого теста и только руками, без вспомогательных материалов.
Но из теста выпекали не только хлеб.
Древние инки лепили из теста жертвенные фигурки людей и животных. Китайцы – марионеток. Большой популярностью пользовались декоративные изделия.
В России существовал с давних времен обычай лепить хлебные фигурки на забаву себе и детям.
В Чехии, Словакии, Польше лепили целые картины из теста.
Поделки из теста древняя традиция, но и сегодня солёное тесто весьма популярный материал для лепки.
Хочу познакомить вас с замечательным и добрым материалом – солёным тестом. Несколько слов о свойствах солёного теста. Тесто доступный всем материал. Его можно заготовить впрок и хранить в холодильнике несколько дней. Солёное тесто пластично, не пачкает руки и не тает. Тесто можно сделать цветным, добавляя краски в воду при замешивании или раскрасить уже готовое высохшее изделие. После обжига или сушки такие изделия затвердевают и могут долго храниться.
Рецепт солёного теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 1 стакан воды. Главное хорошо вымесить и размять, пока тесто не станет эластичным.
Важный момент: замешивая тесто, думайте о чем-то приятном, хорошем, и тесто впитает в себя доброе и ласковое прикосновение ваших рук.
Из теста лепят почти также как из пластилина или из глины. Шарики катают также как из пластилина в ладошках или на столе. Если шарик не получается, нужно еще раз помять тесто и заново скатать. А вот палочку колбаску делают иначе. Только на столе. И кроме привычных движений выполняют еще и зажимы по всей длине детали. Покатали, по всей длине пальцами сжали, опять покатали и так до тех пор, пока деталь не будет нужной длины и толщины. Если вы просто будете катать колбаску, она развалится. Для того чтобы прикрепить один кусочек теста к другому, используется вода. Когда вы делаете аппликацию из бумаги, то знаете что много клея брать нельзя. Также и здесь, если взять много воды тесто размякнет, и будет липнуть к рукам. Поэтому аккуратно кисточку опускаем в воду и смазываем только тот участок, к которому мы приклеим другую деталь.
Вы немного отдохнули, теперь поработаем. Сделаем разминку для рук, чтобы подготовить их к работе. Выполним упражнения:
1. «Мишка карабкается по дереву» (передвигать пальцы по карандашу вверх).
2. «Кулак-ладошка» (одна рука сжата в кулак, другая открыта и наоборот).
3. «Добываем огонь» (потереть ладошку ладошкой).
III.Практическая часть.
Инструктаж технике безопасности при работе с солёным тестом.
Педагог: Какие правила при работе с солёным тестом вы должны соблюдать? (Ответы учащихся.)
Педагог:
1.Возьмите большой кусок теста и скатайте шар, а из шара сделайте морковку. Это будет туловище кота.
2.Возьмите свечу и аккуратно вдавите в туловище.
3.Далее скатайте ещё одну морковку – это будет хвост.
4.Уложите хвост (как вам нравится). Прикрепите его к туловищу при помощи воды.
5.Возьмите два одинаковых кусочка теста, скатайте шарики – это лапы, приклейте их к туловищу, сделайте надрезы (оформите когти).
6.Скатайте шарик для головы. Оттяните и оформите ушки.
7.Далее работаем над мордочкой. Скатайте два шарика, расплющите их и приклейте на мордочку – это щечки. Скатайте шарик – носик и приклейте чуть выше щечек. Прикрепите глазки. Для глаз можно использовать гвоздику.
8.Украшаем кота усами. Вставьте леску в щечки по 3 шт. в каждую.
9.Наш кот готов. Оставляем его на сушку.
IV. Музыкальная физминутка (мультимедийная презентация).
VI. Продолжение работы.
Учащиеся работают самостоятельно, звучит лёгкая музыка. Педагог подходит к каждому учащемуся, помогает при необходимости.
VII. Подведение итогов работы. Рефлексия.
Педагог совместно с учащимися подводит итог занятия. Учащиеся рассматривают работы, отмечают лучшие и наиболее удачные. Рефлексия «Поляна». (Если на занятии всё получилось и я остался доволен своей работой, то на поляне появляется весёлый кот, если нет грустный.)..
Педагог: Посмотрите, какие интересные и разнообразные коты у нас получились. Все поработали хорошо, и получают симпатичного кота, которого вы сможете разукрасить дома. Молодцы! Когда наши работы высохнут, мы сможем их доделать.
VIII. Уборка рабочих мест.
Технологическая карта занятия
Солонович В.В. –
педагог дополнительного образования,
образование среднее специальное, I квалификационная категория педагога дополнительного образования,
стаж работы – 21 лет
1.Нормативный блок
Образовательная область – декоративно-прикладное творчество.
Учебный курс – объединение по интересам декоративного направления.
Содержательная часть – тестопластика.
Уровень организации познавательной деятельности – репродуктивно-продуктивный, интерактивный.
Требования к подготовке учащихся по теме
Должны знать: способы и методы работы с тестом, инструменты и технику безопасности;
уметь: работать в коллективе, развивать воображение, мышление, чувствовать композицию.
2.Методический блок
Тема: «Изготовление сувенира из солёного теста».
Тип занятия: комбинированный.
Цель занятия: формирование навыков работы учащихся с солёным тестом.
Задачи занятия:
обучающая – обучить учащихся технике работы с солёным тестом;
развивающая – развивать художественное, ассоциативное мышление и фантазию;
воспитательная – воспитывать аккуратность и чувство меры во время творческой работы.
Продолжительность занятия: 2 часа.
Возраст учащихся: 9-13лет.
Этапы занятия
Дидактические задачи
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1. Организационный момент (2 мин.)
Подготовка учащихся к работе на занятии
Приветствие группы, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
Организация рабочего места
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.)
Активизация опорных знаний
Сообщение темы, цели урока
Отвечают на вопросы
3. Объяснение материала
(20 мин.)
Сформирование у учащихся конкретных представлений
о тестопластике
Беседа (показ слайдов)
Освоение новых знаний (технологии изготовления лепки)
4. Практическая работа учащихся (40мин.)
Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применение на примере лепки из солёного теста кота
Вводный инструктаж: закрепить способы лепки. Текущий инструктаж: следить за ТБ. Заключительный инструктаж: контроль качество выполнения лепки
Выполняют изготовление из слоёного теста кота
5.Физкультминутка
(8 мин.)
Снятие физической усталости
Организует физкультминутку
Выполняют указания педагога, выполняют движения в соответствии с осмыслением предложенных задач
6. Рефлексия(5мин.)
Оценка себя как субъекта деятельности. Чувство удовлетворения и самореализации
Организует эмоциональное завершение занятия
Оценивают воздействие друг с другом и собственное настроение
7. Итоги занятия (10 мин.)
Систематизация и обобщение приобретённых знаний
Подводит итог занятия совместно с учащимися, демонстрирует лучшие работ
«Декорирование вазочки в технике аппликация кожей»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Цель занятия: формирование у учащихся навыков декорирования в технике аппликация из кожи.
Задачи занятия:
обучающая – систематизировать и обобщить теоретические знания, закрепить практические умения, проверить знания по разделу «Работа с кожей»;
развивающая –способствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, критично оценивать свою работу, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету, развитию самостоятельности;
воспитательная –способствовать формированию у учащихся навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов; формировать умения планировать свою деятельность, воспитывать коммуникабельность.
Для педагога: образец декорированной вазочки из кожи; детали заготовок; иллюстрации; магнитофон.
Для учащихся: кожа, замша, ножницы, клей ПВА (момент), заготовки втулок для вазочки
План занятия:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Сообщение темы и объяснение нового материала.
Практическая часть.
Музыкальная физминутка.
Продолжение работы.
Подведение итогов работы. Рефлексия.
Уборка рабочих мест.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть. Проверка присутствующих, запись в журнале.
2.Актуализация опорных знаний.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Вижу у вас хорошее настроение, пусть оно сохранится на протяжении всего занятия! Я «мастер», а вы на сегодня мои «подмастерья». По секрету вам скажу, что у нас происходят самые настоящие чудеса. Ведь именно здесь живут мои маленькие друзья – кисти, клей, ножницы, бусинки, разноцветные лоскутки кожи и много другой всякой всячины. Когда мы с моими «подмастерьями» и «мастерами» садимся рукодельничать, каждый раз с удивлением замечаем, что в наших ларцах прячутся цветы, звери, птицы, рыбы, бабочки, которые потом оживают в наших работах. Сегодня нас ждёт много интересного, я познакомлю вас с одним видом творчества, но каким, пока секрет, для разгадки его мне нужны помощники. Вы согласны быть ими?
Вопросы и ответы.
1.У ткани есть ширина и …(длина.)
2. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
самолёт, картонный дом,
аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я – липучий, вязкий… (клей.)
3. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток.)
4. Инструмент, используемый в обработки кожи? (Ножницы.)
5.Острый нос чертёж выводит
Аккуратно, не спеша.
Ровно линии проводит
Тонкий нос... (карандаш.)
1.Д
л
и
н
а
2.К
л
Е
й
3.Н
а
п
ё
р
с
т
о
К
4.Н
О
ж
н
и
ц
ы
5.К
а
Р
а
н
д
а
ш
1.
2.
3.
4.
5.
Педагог: Ключевое слово у нас получилось «декор». Многие из нас очень часто слышат слово «декор» в повседневной жизни. Это слово понятно и подразумевает украшение какого-либо объекта или предмета. Что это, давайте попробуем разобраться вместе:
каким он бывает?
что интересного он привносит в нашу повседневную жизнь?
что такое декорирование предмета?
какие предметы можно декорировать? (Ответы учащихся.)
3.Сообщение темы занятия. Объяснение нового материала.
Педагог: Молодцы, сегодня на занятии мы постараемся задекорировать вазочку для карандашей или ручек в технике аппликация кожей. Для начала давайте посмотрим, какие бывают декоративные вазочки.
Для работы нам потребуется втулка от бумаги, разноцветные кусочки кожи, ножницы, клей, различные элементы декора (тесьма, стразы, ленточки)
4.Практическая часть.
Педагог: Техника аппликация кожей очень полезна: она развивает художественный вкус и фантазию, при вырезании тренируется мелкая моторика рук, помогает тренировать память и внимание, развивать речь! А сейчас настал момент чародейства! Перед вами лежат материалы для практического задания. Но самое главное, что нам с вами будет необходимо– это внимание, трудолюбие, аккуратность, творческая активность, соблюдение техники безопасности.
Повторение техники безопасности.
Выполнение аппликации по памяти с перечнем этапов работ (под негромкую музыку). Индивидуальная помощь педагога.
5. Физкульминутка.
Педагог: Чтобы лучше настроиться на рабочий лад, давайте немного отвлечёмся, динамическая пауза, выходите из-за парт.
1.Руки требуют заботы,
Ведь у них полно работы:
Трудно целый день писать,
Шить, чертить и рисовать. (Рывки руками перед грудью).
2.Потянулись вверх, потом
Руки шире разведём.
Вот и всё. Конец зарядке.
Вновь за парты сядем ребятки.
Отдохнули?
6. Продолжение работы.
Выполнение аппликации по памяти с перечнем этапов работ (под негромкую музыку). Индивидуальная помощь педагога.
7.Подведение итогов работы. Рефлексия.
Педагог совместно с учащимися подводит итог занятия. Учащиеся рассматривают работы, отмечают лучшие и наиболее удачные.
Педагог: Ребята, здесь на слайде вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. В уголке расположены яблочки. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:
если вам было интересно, яблоки пусть будут на дереве;
если вам было скучно, пусть ваши яблочки падают с дерева;
если вам было не интересно, яблоки пусть лежат под яблоней на земле. Всем понятно задание?
Я вижу на нашей яблоне богатый урожай! Спасибо!
Педагог: Говорят, кто дарит подарки, тот приносит радость и себе и людям, каждый из вас вложил в свою вазочку частичку любви, частичку своей души. По Земле шествует её величество Весна, вы сможете подарить такие вот вазочки, своим мамам! Спасибо большое, что сегодня вы были вместе со мной! До свидания!
Уборка рабочих мест.
Разработки занятий объединения по интересам «Мастерица»
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Солонович Вероники Васильевны
Составитель:
Солонович Вероника Васильевна
Ответственный за выпуск Л.В.Русина
Компьютерная вёрстка Л.В.Русина
Государственное учреждение образования
«Мостовский районный центр творчества детей и молодёжи»