Разработка внеклассного мероприятия, посвященного юбилею М.Бегалина
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного юбилею М.Бегалина
Разработка знакомит с жизнью и деятельностью М.Бегалина, пробуждает интерес к личности и творчеству М.Бегалина, помогает расширить представления о значении и роли фильмов М.Бегалина времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого, воспитывает уважительное отношение к историческому наследию, пробуждает чувство гордости и Казахстанского патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия, посвященного юбилею М.Бегалина»
Сценарий классного часа о жизни и творчестве М.Бегалина
"Когда душа не может молчать»
Цели и задачи: Познакомить с жизнью и деятельностью М.Бегалина
Обучающие: пробудить интерес к личности и творчеству М.Бегалина; расширить представления о значении и роли фильмов М.Бегалина времен Великой Отечественной войны в духовной жизни современников, культурном наследии прошлого;
Развивающие: развивать творческие способности школьников и стремление к самостоятельной творческой деятельности;
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к историческому наследию, пробудить чувство гордости и Казахстанского паториотизма. Музыкальное оформление:
Аудиозаписи песен:
«Ақтамақ»-народная песня, Мы - армия страны: Музыка: Г. Мовсесян Слова: Р. Рождественский, Көктудың желбірегені: ән авторы Ермұрат Зейіпхан, сөзі ақын Алмас Ахметбекұлы
Оборудование: стенд с фоторгафиями М.Бегалина, презентация Участники: Учащиеся 5-х классов Организация вечера: 1. Оформление сцены актового зала. 2. В зале на стульях, расставленных полукругом, сидят 5-классники, педагоги школы, администрация.
Вечер начинается с видеофрагмента – с фильма «Когда душа не может молчать» до 01.16 Ведущий 1: 22 февраля 1922 в семье казахского советского писателя, одного из основоположников казахской советской детской литературы Сапаргали Бегалина родился второй сын, которого назвали Мажитом. Мажит рос в семье, где основными ценностями были любовь к Родине, идеи советского патриотизма и интернационализма. Отец будущего кинематографиста помимо литературной деятельности занимался собиранием и исследованием образцов казахского устного творчества, внёс значительный вклад в публикацию и издание произведений известных народных поэтов Исы Байзакова, Доскея Алимбаева, Шашубая Кошкарбаева, Куата Терибаева, Толеу Кобдикова, написал монографию о жизни и творчестве Джамбула Джабаева.
Ведущий 2: Сапаргали Бегалиным на казахский язык были переведены некоторые стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко, рассказы и повести Д. Н. Мамина-Сибиряка, Л. В. Соловьёва.
На стихи Бегалина создано около 50 песен: «Пионерская песня», «Қаракөз», «Көктем», «Колыбельная», «Ақкөгершін», «Тоскую по тебе, любимая», «Ақтамақ» и другие.
Песня «Ақтамақ»
Ведущий 1:В 1931 году писателя Сапаргали Бегалина, назначили главным редактором газеты "Турксиб", Мажиту было девять лет, когда семья, где росли трое сыновей, переехала в Алма-Ату.
Брат Мажита Бегалина Касым Сапаргалиевич вспоминает:
Наш отец Сапаргали Исхакович своей повседневной жизнью, культурой и эрудицией постарался воплотить в характерах своих детей все лучшее, что было у казахов. Отец никогда не диктовал своим детям, кем они должны быть, какую профессию выбирать. Я думаю, он был большой психолог и знаток детских душ. Отец говорил: «В ребенке заложено много хорошего, задача взрослых – вовремя заметить и поддержать его стремление к добру и красоте».
Наша мать Салима – маленькая, хрупкая женщина – была сгустком мудрости, добра, выдержки, терпимости ко всему окружающему. Была очень чистой натурой – красивой во всем. Ведущий 2: Хотя в школе Мажит активно увлекался художественной самодеятельностью (играл немного на скрипке, ставил спектакли), а еще очень любил историю и литературу – знал наизусть многое из творчества Чокана Валиханова, Абая, Лермонтова, почему-то решил стать горным инженером, еще учась в выпускном классе, окончил нулевой курс Горного института.
Ведущий 1:Стать горняком ему помешала война – не успел получить аттестат, как ушел на фронт.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 01.25.-04.48.
Ведущий 2: Помимо Самсона Самсонова однокурсниками Мажита Сапаргалиевича были известные и ныне актеры и режиссеры.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 05.37.-07.25.
Ведущий 1: Вот, что говорили о нем знающие его люди.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 08.10.-10.59.
Ведущий 2: Материал к фильму о Чокане Валиханове Мажит Сапаргалиевич собирал с юности, эта тема была его мечтой. Героический, трагический образ Чокана был культовым в их семье, к нему одним из первых среди казахских писателей обратился Сапаргали Бегалин, написав книгу для детей. Сценарий фильма "Его время придет" был написан в 1951 году, но в производство был запущен только пять лет спустя: в Алма-Ате многие были против этой ленты. Вернее, против той трактовки образа Чокана, на которой настаивали сценарист Сергей Ермолинский и режиссер.
Ведущий 1: С Мажита требовали, чтобы он создал иконописный образ, а ему хотелось показать чингизида Чокана через призму его происхождения. И добился-таки своего: переступив грань общепринятого в те годы "пролетарского происхождения" героя, создал образ "принца крови". Среди тех, кто горячо поддержал именно такую трактовку, был редактор сценария Мухтар Ауэзов, называвший Чокана Валиханова "человеком века", и академик Алькей Маргулан, который даже выступил в прессе с заявлением, что он, ученый-чингизовед, полностью поддерживает замысел молодого режиссера.
Ведущий 2: В 1958 году Декада литературы и искусства Казахской ССР в Москве и Ленинграде была открыта кинофильмом режиссера Мажита Бегалина «Его время придет».
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 13.46.-16.08.
Ведущий 1: Вот, что говорит Идрис Карсакбаев о создании этого фильма
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 16.48-21.25
Ведущий 2:Конечно же, фильм с такой историей, рассказывающей о суровой правде, произошедшей на Волоколамском шоссе был обречен на успех.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 22.49-23.07
Песня «Мы –армия страны».
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 23.08.-24.00
Ведущий 1: Автором сценария фильма, повествующем о боевой жизни Маншук и ее товарищей, принявших неравный бой с немецкими танкистами, является, Андрей Кончаловский.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 26.26.-29.11.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 2- ая часть 00.00.-03.01.
Ведущий 2:Но не все фильмы Мажита Сапаргалиевича были встречены так восторженно, так, например, фильм «Следы уходят за горизонт», созданный в 1965 году, рассказывающий о чабанской жизни и снятый на казахском языке, несмотря на положительные отзывы коллег, известных писателей, критиков, в Центральной комиссии коммунистической партии вызвала другую реакцию. Одной из причин отрицательного отношения к фильму считали отсутствие в фильме Советской власти. Режиссер сильно переживал, но нашел выход, он доснял сцену, которой не было в сценарий. Но, вскоре о картине забыли на долгие годы и лишь в 2003 году она снова появилась на экранах, когда Бегалина уже не было в живых.
Родные и близкие вспоминали, что режиссер тяжело переживал несправедливое отношение к фильму, но не выдавал себя.
Ведущий 1: После картины о Чокане он мечтал снять ленту и об Абае. Мухтар Ауэзов, как вспоминает младший брат режиссера Касым Бегалин, когда однажды зашел разговор об этом на одной из посиделок алматинской творческой элиты, даже сказал: "Конечно надо. Но кто будет снимать эту картину? Я все время думаю о молодом режиссере Мажите Бегалине. У меня перед глазами стоит "Его время придет", но режиссеру пока трудно выйти из-под ауры такой личности, как Чокан. И все же мне кажется, что он более подготовлен к теме Абая, чем другие режиссеры". Ведущий 2: Заявку на съемки киноэпопеи "Абай" они совместно с писателем и актером Сатимжаном Санбаевым подали много позже после того памятного разговора – в 1972 году. О причинах, по которым он не снял эту картину, можно только гадать: возможно, не успел, а может быть, было тому и другое объяснение.
Ведущий 1: Несмотря на прекрасные отношения с другими режиссерами, сценаристами у Мажита Сапаргалиевича была мечта снять свой, собственный фильм.
Видеофрагмент – с фильма «Когда душа не может молчать» 2- ая часть 15.23.-23.15. Ведущий 2: Мажит Сапаргалиевич ушел из жизни неожиданно, оставив после себя много незавершенных проектов. Собирался снять фильм о терзавшей его боли – Семипалатинском полигоне. А незадолго до кончины задумывал картину об Аль-Фараби. Первый вариант сценария, написанный им в соавторстве с Ануаром Алимжановым, был напечатан в журнале "Дружба народов". Но здесь он точно не успел – вскоре Бегалина не стало..
Ведущий 1:
Асанали Ашимов, казахский актёр, режиссёр театра и кино, снялся всего в одной картине Бегалина – "Следы уходят за горизонт", но благой след, оставленный Мажитом, греет его до сих пор. – Он был старше меня на 15 лет, но, работая с ним, я не чувствовал этого, – рассказывает Асанали Ашимович. – Мажит был из тех режиссеров, которые доверяют актерам, а потому предоставляют им полную свободу для творчества.
Ведущий 2:
Его невозможно было не уважать. Европейски образованный, утонченный и даже, на первый взгляд, обрусевший, он сохранил в своей московской квартире дух казахского дома, а уж что касается родного языка – он у него был первозданной чистоты. Я не помню, чтобы Мажит мешал в разговоре два языка, а это ведь первый признак отличного владения им. Ведущий 1:
Даже, живя в Москве, Мажит Сапаргалиевич, не оставил Казахстан:
самые знаковые его картины – сняты на родной земле. Поскольку они отражали основные тенденции эпохи, в которую снимались, то сегодня они по праву считаются классикой казахского кинематографа. Ведущий 2: Говорят, что души людей, связанных с миром кино, бессмертны. Они живут в созданных ими фильмах. Мажит Бегалин навсегда останется в памяти людей, ведь именно благодаря ему, мы можем и стараемся равняться на таких людей как, Чокан Валиханов, Бауыржан Момышулы, Маншук Маметова, чьи подвиги обеспечили нам прекрасную спокойную жизнь…