1.Мотивация к учебной деятельности. |
| Учитель | Ученик |
| Есть необычная страна, Куда приходим ты и я. Для всех и каждого она Открытий радостных полна! Мы будем узнавать не раз- Из года в год, Из класса в класс,- Какие нам шаги пройти, Чтоб новых знаний мир найти! -Сегодня мы вместе с нашим другом Смайликом продолжим узнавать новое об учебной деятельности. | |
2.Актуализация знаний |
| Для открытия нового знания нам необходимо повторить то, что мы уже знаем. | |
-Вспомните всё о роли ученика и учителя на уроке. Откройте тетрадь на стр.34 Задание №1. Напишите недостающие слова в задании. -Проверим! Какое слово написали на первой карточке? - Почему? -Какое слово написали на второй карточке? | Слово «ученик» Мы знаем, что ученик должен сам пройти два этапа учебной деятельности Слово «учитель». Здесь показаны роли учителя: помощник и организатор |
| -Какими качествами должен обладать ученик на уроке? | Ученик должен быть активным, терпеливым, внимательным. |
| Эти качества должны быть не только на уроке, но и дома,при выполнении домашнего задания. А зачем ученику выполнять домашнее задание? | Повторить то, что известно, или научится чему-то новому |
| -Как надо организовать работу дома? | 1. Готовим рабочее место. 2. Определяем план и время работы. Дневник. 3. Выполняю работу сам, проверяю её. 4. А потом навести порядок на столе. |
| -Посмотрим, как приготовился Смайлик. Поможем ему организовать рабочее место. -Что понадобится Смайлику для работы? | Работа на доске |
| - Смайлик, выполняя задание, стал почему-то грустный…Как вы думаете, почему? | У него что-то не получилось… Он встретился с затруднением. |
| -Какой совет вы бы дали Смайлику? Как надо относиться? | Спокойно, не волноваться |
| -Что же делать, когда что-то не понятно в домашнем задании? | Обратиться за помощью к родителям: маме, папе, бабушке, дедушке или старшей сестре, брату |
| Без чего на белом свете Взрослым не прожить и детям? Кто поддержит вас, друзья? Ваша дружная …семья.! (Вывешиваю слово «семья») | |
| - А в какой роли должны выступать родители для вас при выполнении домашнего задания? Вывешиваю слово «помощник» Итак, тема нашего занятия: «Семья - мой помощник в учении». | Помощника |
| -Как же правильно ученик должен обратиться за помощью к семье, чтобы достигнуть хорошего результата в учебе? Давайте разберёмся! | |
| -Работать будем в парах. Вспомним, правила работы в паре. | |
| -Перед вами конверты. Возьмите карточки № 1. Прочитайте. | 1. «Прошу сделать задание за меня» 2.«Прошу помочь найти способ» 3.«Подожду, пока заставят сделать» |
3. Фиксация причины затруднения |
| -Определите, какая из них подойдет как ответ на вопрос: «Как настоящий ученик должен правильно (т.е. соблюдая главное правило ученика) обратиться за помощью к семье?» Поднимите карточку. -Что вы не смогли сделать? | Не смогли определить, как правильно обратиться за помощью к семье |
| -Молодцы, значит, вы поняли, в чём ваша трудность! -Что должны сделать дальше? | Подумать и выяснить, почему эта трудность возникла |
4. Построение проекта выхода из затруднения |
| -Итак, ставим перед собой цель: узнать, как правильно обратиться за помощью к семье, если возникла трудность в домашнем задании. -А какое самое главное правило ученика? | Ученик учится сам Чтобы получать хороший результат, иначе он не будет знать, уметь… |
5. Реализация построенного проекта |
| -Давайте разбираться. Задание №1. 1 карточка. Рассмотрите первую карточку. Получит ли ученик свой результат при выполнении домашнего задания, если близкие выполнят его работу, расскажут, как надо делать? - Конечно, такое задание никому не поможет, так как в этом случае родители будут выполнять вашу роль - роль ученика. Хотя иногда многим ребятам кажется, что так будет легче. Но стоит с подобным встретиться ещё раз, как они опять не смогут выполнить, так как дома за них выполнял кто-то другой. Карточка 3. - Теперь разберем ответ на карточке 3. Правильно ли ученику ждать, когда родители станут его заставлять выполнять домашнее задание, наказывать, сердиться? - Почему? -Какой же вариант остался Карточка 2. - Давайте его разберем. Вспомните, как я вам помогаю в классе: даю вам задание – и сразу начинаю помогать? - А когда возникает трудность, что вы вначале делаете? - Как вы думаете, каждый ученик дома должен сам попробовать выполнить задание, определить, в чём трудность? | Нет Все расстроятся, огорчатся, а новых знаний от этого не добавиться. Попросить помочь найти способ Нет. Сначала мы пробуем выполнить задание сами Определяем, в чем она состоит. Да |
| -Какие шаги он должен сделать, при выполнении домашнего задания? | 1. Попробую сделать сам. 2. Определю, в чем трудность. |
| -Но иногда ученик никак не может найти способ преодолеть эту трудность. Как быть? | Тогда он обращается за помощью к близким, к семье. |
| -Возьмите карточки №2: Как делал? Расскажи задание. В чем трудность? Повтори и примени правило. Расположите карточки в таком порядке, в котором ваши близкие будут вам помогать, при выполнении домашнего задания. - Проверим. | 1. Расскажи задание. 2. Как делал? 3. В чем трудность? 4. Повтори и примени правило. |
| - Почему сначала надо рассказать взрослым, какое дано задание и как ты его делал? | Если не знаешь, какое задание и как делал, не найдешь ошибку. |
| -Зачем надо определять, в чем трудность? | Чтобы найти правило |
| - После того, как поняли с каким правилом надо работать, что дальше? | Нужно это правило повторить и применить |
| - Могут ли ваши родственники не знать какие-то правила, о которых мы говорим в классе? -Как же быть в ситуации, когда вам даже с близкими не удается справиться с затруднением? Приготовьте наклейки, сделаем эталон-образец. | надо обратиться к учителю |
6.Первичное закрепление во внешней речи |
| -Посмотрите, у вас получилось правило, по которым могут воспользоваться и ваши родители и вы. - Чтобы лучше запомнить эталон, нужно научиться им пользоваться. Сейчас мы попадем в семью одного ученика. Я буду учеником, а вы родителями. Я обращусь за помощью, а вы задаете по эталону нужные вопросы. Всем понятно задание? | |
| Пример диалога: - Мама, помоги мне решить пример. - Расскажи задание. - Надо из 9 вычесть 6. -Как делал? - Я использовал числовой отрезок. - В чем трудность? - У меня получается 15, а это больше, чем 9, не пойму почему? - Повтори и примени правило. - При сложении перемещаемся по числовому отрезку от числа вправо, а при вычитании влево на нужное количество единиц. А понял, перемещаюсь на 6 единиц влево, получается 3 |
| – Найдите задание №2. (стр.35) В нем приведена беседа ученика и его семьи. В задании вы видите 2 столбика с предложениями. Фразы ученика стоят в нужном порядке. Зачитаем их. - Во втором столбике слова-ответы семьи поменялись местами. Найдите ошибки и стрелками укажите, какие ответы поменялись. (Надо поменять местами 3 и 4 строки) -А теперь попробуем прочитать по ролям! | По ролям зачитывают диалог. |
| Ваши близкие помогают с выполнением заданий, связанных со школой. А чему ещё они вас учат? | Домашним делам: убирать, готовить; различным увлечениям: ловить рыбу, вязать и т.д. |
7.Включение в систему знаний |
| -Как вы думаете, почему ваши близкие люди переживают за ваши результаты в учебе и стараются во всем вам помочь? | Они нас любят; хотят, чтобы мы многое знали и умели |
| Правильно, они заботятся о вас, хотят, чтобы вы были успешными и счастливыми в жизни. Если каждый в семье счастлив, то и вся семья счастлива. - На Руси говорили: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» А в Китае есть такая мудрость: «Семья – счастье человека, только оно истинное солнце» -Как вы понимаете смысл этих слов? | |
| - Вспомните, мы уже раньше говорили о ценностях в жизни человека. Какие ценности мы с вами открыли? (Здоровье и жизнь). -Какую ценность вы добавили бы на это дерево по итогам нашего урока? - Закончите предложение на стр.36 №4 Самое ценное для человека – это его жизнь, его здоровье и его _______. | семья |
| -А какие ценности должны быть в жизни семьи? Я хочу вам рассказать одну маленькую китайскую притчу. Послушайте её внимательно. Жила-была в одном китайском селе очень большая и крепкая семья. Не было в ней ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого императора- правителя Китая. Решил он проверить, правду ли говорят, что эта семья самая крепкая. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к самому старшему в семье. «Напиши, старик, секрет своей семьи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старик. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ». -И все? -Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: «И мира тоже». | |
| -Какой же секрет узнал император? Как вы думаете, почему это основа жизни крепкой семьи? | |
| Жизнь, как море, может быть спокойной, тихой, а может быть и бушующей. А семья, как корабль, должна всё преодолеть и не утонуть. Помогут ей держаться на плаву любовь, прощение, терпение…Что ещё? | Здоровье, добро, уважение. |
| И тогда семья будет счастлива. -А как вы можете помочь своей семье быть счастливой? | Стараться хорошо учиться, не огорчать близких своими поступками |
| Всё в жизни бывает, не спорю, Семья, что корабль большой, Идёт в свой порт по морю, Встречаясь с разной волной. А море наше на диво, Одинаковым никогда не бывает: То вспенится вдруг бурливо, То ласково корабль качает. Возьмите с собою терпенье, Любовь, доброту и прощенье, Всё, что в жизни не имеет цены. Корабль ваш не будет бояться волны!
| |
8. Рефлексия |
| -Как вы оцениваете свою работу? Вы смогли справиться с затруднением на уроке и открыть новое знание? - Вам в помощь остается правило, которое вы будете применять дома со своей семьей. Дома расскажите своим близким, как правильно учится настоящий ученик. Обязательно поблагодарите их за помощь и заботу. -В учебном пособии есть место для желающих нарисовать свою семью. ( Доп-но выполните №3) -На этом наш урок заканчивается. Оцените свою работу на «Лесенке успеха» в разделе «Знаю». Те, кто не уверен в своих знаниях, у кого есть сомнения, поставьте себя на нижнюю ступеньку лесенки. Те, кто не запомнил эталон, но запомнил роль семьи в вашей учебе, - на 2,3 ступеньки, решайте сами. Те, кто считает, что хорошо понял новую тему и может рассказать о ней дома своим родителям, поставьте себя на верхнюю ступеньку. | Да |