Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 6 кл Страна рукоделия.docx»
Миллеровский район, сл._Колодези
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Колодезянская средняя общеобразовательная школа.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Колодезянской СОШ
Приказ от 27.08.2018 г. № 152
____________Талалаева О.Г.
м. п.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Страна рукоделия»
Класс 6
Уровень общего образования основное общее
Количество часов 1 час в неделю
Учитель Попова Татьяна Анатольевна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страна рукоделия»» составлена на основе
ФГОС, примерной программы «Декоративно - прикладное искусство» автора О. А. Кожиной.
Нормативно - правовой основой курса внеурочной деятельности «Страна рукоделия»
является:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986.
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.
Федеральные требования кобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106.
Основная образовательная программа общего образования МБОУ Колодезянской СОШ.
Рабочая программа разработана на основе:
- основной образовательной программы МБОУ Колодезянской СОШ;
- примерной программы «Декоративно - прикладное искусство» автора О. А. Кожиной;
- требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Курс внеурочной деятельности «Страна рукоделия» реализуется в течение учебного года по 1 часу в неделю (35 учебных недель), 35 часов в год. В связи с тем, что 1урок (5 ноября) совпал с каникулярным днём в соответствии с календарным учебным графиком, утвержденным приказом директора МБОУ Колодезянской СОШ от 27.08.2018 г. №151 по согласованию с МУ Управление образования Миллеровского района, фактически на изучение программного материала по внеурочной деятельности «Страна рукоделия» в 6 классе отведено 34 часа. Урок, выпавший на каникулярный день, будет реализован за счёт уплотнения программного материала.
Планируемые результаты освоения курса по внеурочной деятельности «Страна рукоделия» в 6 классе.
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности, не успешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
-выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности/не успешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
-учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащиеся смогут:
-допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-владеть монологической и диалогической формой речи.
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих
задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной форме;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
-Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
-Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
-Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
-Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
-Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
-Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
-Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
-Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
-Достичь оптимального для каждого уровня развития;
-Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать и навык и работы с информацией
Формы и методы обучения.
В процессе занятий использую различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
•наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.);
•практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
• репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
• частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)
исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды деятельности:
игровая деятельность (игры с правилами, ролевые игры).
познавательная деятельность (знакомство с различными видами искусства).
художественное творчество (изготовление поделок, аппликаций, рисунков).
трудовая (производственная) деятельность (изготовление различных поделок).
Содержание курса по внеурочной деятельности «Страна рукоделия» в 6 классе.
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с различными материалами.
Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Мир профессий, их социальное значение. Разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта, декоративно-прикладного искусства).
Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения текста на страницах учебника, обращения к справочным страницам, общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов. Планирование хода практической работы. Самоконтроль практических действий. Задания разных типов - от точного повторения образца до создания собственных образов. Исследовательская работа. Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.
“Бумажный город”.
История возникновения письменности и бумаги. Изготовление бумаги в современном мире. Применение бумаги. Макулатура (спасение окружающей среды). Различные сорта бумаги. Свойства бумаги.
Правила безопасности работы с клеем. Самостоятельное создание поделок на заданную тему.
Правила безопасной работы с ножницами. Вырезание крупных и мелких фигур. История развития искусства оригами. Технология складывания бумаги для получения объёмных поделок из одной заготовки. Совершенствование навыков техники оригами, отработка базовых приёмов складывания и сгибания бумаги.
Основные понятия: сорта бумаги, приёмы обработки бумаги, шаблон, оригами.
Формы работы: беседа, рассказ, работа со схемой, графической инструкцией.
“Ниточная страна”.
Ознакомление с техническим процессом изготовления нитей и верёвок и сырьём для них (ручным методом). Знакомство с иглой, шилом и их практическими назначениями.
Основные понятия: виды ниток, свойства ниток, игла, шило.
Формы работы: аппликации из ниток, ниткопись (изонить).
“Лоскутный город”.
Ознакомление с тканями различного вида. Исследование свойств различных тканей, особенностей их изготовления и обработки. Разметка ткани по шаблону. Изготовление аппликации из текстильных материалов.
Основные понятия: текстиль, свойства тканей, разметка.
Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу;
практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
“Лепка из соленого теста”.
Ознакомление с рецептом солёного теста. Исследование свойств солёного теста, особенностей работы с ним. Изготовление изделий из солёного теста.
Основные понятия: солёное тесто, свойства теста.
Формы работы: наблюдение, выполнение работы по образцу;
практика: выполнение работ по инструкционным картам, схемам.
Декоративное искусство.
Роспись узорами различных предметов. Мир художественных изделий, имеющих практическое назначение и отличающихся декором. Витражи, мозаики, росписи на фасадах. Декоративная посуда, мебель.
Основные понятия: декоративное искусство, мозаика, витраж, роспись.
Формы работы: украшение объектов узорами, декоративное рисование овощей, фруктов, самостоятельное составление декора из различных цветов.
Природный материал. Ознакомление с декоративно – прикладным искусством.
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Страна рукоделия» в 6 классе.
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
По плану
Фактическая
1
Вводное занятие.
1
3.09
2
Виды декоративно-прикладного творчества.
1
10.09
Бумажный город
3
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
1
17.09
4
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.
1
24.09
5
Мозаика из комочков гофрированной бумаги.
1
1.10
6
Мозаика из комочков гофрированной бумаги.
1
8.10
7
Складывание гармошкой. Объёмные игрушки. Бабочка.
1
15.10
8
Плетение из бумаги.
1
22.10
9
Плетение из бумаги.
1
12.11
10
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии.
1
19.11
11
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии.
1
26.11
Ниточная страна.
12
Изонить.
1
3.12
13
Изонить на картонных шаблонах. Последовательность выполнения углов (острый, тупой, прямой).
1
10.12
14
Изображение окружности.
1
17.12
15
Узор из углов и окружности. Птица.
1
24.12
16
Снеговик.
1
14.01
17
Изображение спирали.
1
21.01
18
Открытка «Снежинка».
1
28.01
19
Открытка «Снежинка».
1
4.02
Лоскутный город.
20
История возникновения народной игрушки, игрушек из ткани. Виды ткани. Особенности работы с тканью.