kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Мир загадок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе затронут вопрос о роли загадки в жизни человека и в обучении детей. Дается понятие что такое загадка, как отгадывать и  самим ее сочинять.  Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир загадок. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Мир загадок" »

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО учителей Директор школы

начальных классов _____________ /О.А.Савенкова/

____________ /Л.П.Терехова/





Программа по внеурочной деятельности

для учащихся 1 класса

общеинтеллектуальное направление







«Мир загадок»











Автор: Абушаева Кадрия Хайдаровна,

учитель начальных классов высшей категории

ГБОУ СОШ с. Хворостянка

м.р. Хворостянский

Самарской области





2015 г.

  1. Пояснительная записка

Речь – это источник душевного богатства человека. Но только красивая и правильно звучащая речь способна ласкать человеческий слух.

Но для того, чтобы речь была выразительной и правильной, нужно много работать, как учащимся, так и учителю. А для того, чтобы учение захватывало и увлекало ребят, вводят загадки и игровые формы с загадками. И именно в загадках особенно эффективно развивается речь.

Загадки играют более важную роль в жизни человека – незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности , сообразительности. Загадки несут определённую информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и языку.

Загадка - это особый, интересный, весёлый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

В.И. Чичеров писал: «Загадки, как особый жанр народно - поэтического творчества возникли в глубокой древности, они были порождены условиями жизни первобытного общества. Основной их явилась общественно - полезная трудовая деятельность людей, в процессе которой человек накапливал опыт и познавал мир. Загадка тренирует сообразительность, умение сравнивать и сопоставлять.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир загадок. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”.

Развитие речи создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Мир загадок” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Мир загадок” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Речь невозможна без мысли, без опережающего внутреннего процесса.

Развитие речи – это и развитие мышления.

В речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов.

Знания слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи).

Важным, в психическом развитии ребенка, является формирование мышления. Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают.

Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т. д.

Важно, чтобы с ранних лет языковое чутье формировалось под влиянием высококультурной речевой среды, чтобы она создавалась на основе интеллигентной речи родителей, чтения художественной литературы разных жанров дома и в школе.

Надо с самого раннего возраста учить детей правильно, грамотно и образно выражать свои мысли. А в этом незаменимую помощь оказывают загадки. Этот жанр художественной литературы дети любят. Им нравится разгадывать загадки, придумывать их самим.

Сочиняя загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.

Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

Загадки, интересующие нас, вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Это чувство радости открытия, творчества ребёнок может ощутить тогда, когда ему укажут путь открытия, обучат не только методике отгадывания загадок, но и методике изучения загадки как жанра, изучения её художественных особенностей, поэтики русской народной загадки.

Содержание и методы обучения “Развития речи” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.



II. Цель и задачи курса.

Цель курса: развить интеллектуально – речевые умения младших школьников. расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.



III. Особенности программы «Мир загадок»

1 кл. «Путешествия по Стране Загадок»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.



IV. Формы проведения занятий

лекции;практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление загадок, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.



V. Основные методы и технологии

технология разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.



Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

VI. Описание места курса в учебном плане



В 1 классе – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).



VI. Планируемые результаты.



Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.



Метапредметне результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).





VII. Тематическое планирование. Содержание программы.

Тема занятия

Количество часов

1

Исторические корни загадок

1

2

Происхождение и появление в русском языке первых загадок

1

3

Народные загадки

1

4

Литературные загадки

1

5

Знакомство со структурой загадки

1

6

Сравнение и метафора

1

7

Учимся описывать предметы

1

8

Учимся отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия

1

9

Рассказы-небылицы

1

10

Учимся сочинять загадки

1

11

Загадки о явлениях природы, небе, земле, воде

1

12

Загадки о растениях, встречающихся в лесу и на лугах

1

13

Загадки о растениях, встречающихся в саду и огороде

1

14

Загадки о рыбах

1

15

Загадки о насекомых

1

16

Загадки о птицах

1

17

Загадки о животных

1

18

Загадки о человеке, о внешнем виде человека, частях его тела

1

19

Загадки об одежде и украшениях человека

1

20

Загадки о пище и питье

1

21

Загадки о средствах передвижения

1

22

Загадки о трудовой деятельности человека

1

23

Загадки о жилище

1

24

Загадки о музыкальных инструментах

1

25

Загадки о грамоте, письме, книге, буквах алфавита

1

26

Загадки о времени

1

27

Загадки-шутки

1

28

Загадки-шарады

1

29

Загадки-ребусы

2

30

Задачи

1

31

Рисуем слово

1

32

Итоговое занятие. «В царстве загадок»

1

Всего:

33 часа





























Список литературы:

  1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1957. С

  2. Аникин В.П. Русский фольклор. Учебное пособие. Москва. Высшая школа. 1987

  3. Аникин В. П. Теория фольклора Курс лекций М., КДУ, 2004, 432с.

  4. Богатырёв П. Г. Русское народное творчество. М., Высшая школа. 1966

  5. Большой справочник по литературе

  6. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь: Философия и литература. Мифология и религия. Язык и культура. М., Эксмо. 2003.

  7. Воловник Н. С. У истоков русского фольклора. – М. РИО Мособлупрполиграфиздата, 1994. - с. 192

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1934 – с. 311

  9. Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11, с. 54

  10. Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4, с. 33

  11. Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986

  12. Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968

  13. Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 416 с.

  14. Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5, с. 38

  15. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985

  16. Лаврова Л. П., Добрынина Н. А. Неделя русской словесности//Начальная школа 2005 №4, с. 84

  17. Лыкова Л. И. Увлеченность любимым делом//Начальная школа 1992 №3,с. 8

  18. Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4, С. 19

  19. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М. Просвещение. 1987–240с.

  20. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978

  21. Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971

  22. Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 1997, №3, с. 33

  23. Русское устное народное творчество в начальной школе Составила Рогожина Е. И., Смирнова 1999

  24. Рыбникова М. А. Загадки. М.; Л., 1932

  25. Садовников Д. А. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. М., Терра. 1996

  26. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка. // Начальная школа.- 2004.- №10. – С.44

  27. Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1941

  28. Соловейчик М. С. Работа с загадками//Начальная школа, 1982, №12,

  29. Ульяницкая Л. С. Об использовании загадки учителем начальных классов//Начальная школа 1990, №2, с. 22

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Мир загадок"

Автор: Абушаева Кадрия Хайдаровна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "рабочая программа куружка "В гостях у книги" "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-kuruzhka-v-ghostiakh-u-knighi"
    ["file_id"] => string(6) "192415"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427457397"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства