Просмотр содержимого документа
«"Путишествие по родному Башкортостану"»
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей детский дом г.Стерлитамака
Занятие на тему:
«Путешествие по родному Башкортостану»
Подготовила: Сухорослова Е. А.
«Путешествие по родному Башкортостана »
Цель: развитие любознательности, познавательного интереса к истории, литературе и культуре башкирского народа.
Задачи:
воспитать в детях любовь к Родине,
воспитать уважение к ее героям и чувство гордости за них;
развить творческие способности; воспитать бережное отношение к природе.
Оборудование:интерактивная доска, колонки, листочки и ручки.
Программное содержание:
Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане.
Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
Воспитывать любовь к родному краю.
Материал. Политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая; на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет президента республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая.
Ход занятия
Воспитатель:
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
— Вам понравилось стихотворение нашего земляка Геннадия Молодцова? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).
— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России. (Два – три воспитанника по очереди показывают).
— Сегодня я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Что на ней изображено? (Ответы детей). Да, это соцветие курая, растения, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
Открываю первое задание.
(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». За каждый правильный ответ я буду давать по одной фишке.
Дети называют города Бирск, Белебей, Нефтекамск, Салават и др.
Воспитатель:
А сейчас следующее задание курая.
(Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).
Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). Вспомните про него стихотворения. (Дети рассказывают стихи).
Двести лет над родными степями
Пронеслось с той поры грозовой,
Но доныне не стерто годами
Твое славное имя, герой.
Рашит Нигмати.
По краю герба расположен башкирский национальный орнамент-кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
Что они означают? (Ответы воспитанников). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).
Слушают гимн Республики Башкортостан.
Воспитатель:
(Демонстрирует портрет Хамитова Р.З ). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? (Президент республики Башкортостан).
Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает третий бумажный кружок).
Что здесь изображено? (Географическая карта).
Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань).
Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. И вот следующее задание курая. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Человечки). Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
Игра « Юрта» /муз. Гершова
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель:
Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок).
Вы видите портреты народных поэтов и писателей Башкортостана. Назовите их имена.
(М. Карим, З.Биишева, М.Гали). Кто хочет рассказать стихотворения, которые они написали? (Дети по желанию рассказывают стихи).
Взгляни на глобус. Вот он шар земной
На нем Башкирия с березовой листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше обыкновенного листка
Береза же — великая Россия
Так зелена, так высока.
Мустай Карим «О Березовом листе».
Моң шишмәһе һандуғастай йырсы ла һин,
Һығылма бил тал сыбыҡтай нәфис тә һин,
Аллы-гөллө гөл-сәскәләй наҙлы ла һин,
Эй, илһамлы, эй, хөрмәтле башҡорт теле!
Зайнаб Биишева « БАШҠОРТ ТЕЛЕ».
Воспитатель:
Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы сегодня говорили.
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Подвижная игра «Курай»
Дети делятся на четыре подгруппы и становятся шеренгами вдоль стен комнат, чередуясь в определенном порядке — мальчик, девочка. Водящий (кураист) сидит в центре на стуле и играет на курае. Все воспитанники, поют и танцуют одновременно, и «кураист» ходит по кругу переменным шагом, в конце песни кланяется детям и кладет курай на стул. Исполняется плясовая мелодия. В конце музыки мальчики бегут, стараясь взять курай. Выигравший ребенок становится кураистом.
Воспитатель:
Но нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок). Что здесь нарисовано? Назовите, как называются элементы орнамента(птичья головка, цветок, рак, талия муравья и кускар и тд)
Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Лилия, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).
Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко).
В конце занятия проводится анализ игры и в качестве поощрительного приза пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом.