Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско- юношеский центр «Фантазия»
Cтруктурное подразделение «Эдельвейс»
Проект занятия
педагога дополнительного образования
Нуриевой Марины Александровны
«Мандала»
Нижний Тагил
2015 г.
Чем полезны плетение мандал.
- Это очень полезное занятие для развития моторики рук.
- Непоседы станут более усидчивыми.
- У детей сформируется эстетическое восприятие цветовых сочетаний.
- Это занятие очень хорошо помогает тренировать концентрацию внимания и запоминания
- Детям с неустойчивой, агрессивной психикой плетение мандалы поможет успокоиться.
Вид занятия: занятие-практикум
Цель: сформировать у обучающихся знания о технике выполнения; вызвать интерес и желание создать мандалу своими руками.
Задачи занятия:
- Знакомство с техникой выполнения.
- Изучить основные этапы выполнения.
- Развивать умение создавать узор, используя нить, как средство изображения.
- Вырабатывать усидчивость, терпение, чувство ритма и художественный вкус.
- Воспитывать любовь к народному творчеству.
Оборудование занятия Для преподавателя: зубочистки или шпажки, нитки разных цветов («Детский каприз» или «Детская новинка») можно использовать нити «Мулине», ножницы. Фотографии готовых мандал, готовые мандалы детей.
Для обучающихся: зубочистки, нитки разных цветов; ножницы.
План занятия
- Организационный момент.
- Беседа «Волшебная нить».
- Практическая работа. Создание мандалы.
- Подведение итогов занятия.
- Рефлексия
Ход занятия:
- Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Мы начинаем изучать новую технику изображения, изображение с помощью нити. Из нитей можно вышивать (крестом, изонить, гладью…), вязать, плести гобилены, фенички и другие интересные вещи. Сегодня мы тоже попробуем плести нитями. Поэтому тема нашего сегодняшнего занятия «Мандала из ниток».
- Беседа «Волшебная нить».
Что такое мандала? Ма?ндала - означает Круг, Диск, Вселенная. Элемент её построения – круг. По форме совпадает с колесом мира, цветком лотоса, розы, мифическим Золотым цветком. (слайды) Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг. Традиция плетения этих мандал уходит корнями глубоко во времена индейцев Мексики.
Сами индейцы называли свои изделия Ojo de Dio - "Божий Глаз". В каждую мандалу закладывался сильнейший образ, глубокий смысл, пожелание. А потом, подбирая сочетания цветов, накладывая узоры, каждую фразу вплетали в изделие, тем самым слово за словом, нитка за ниткой создавая мощный оберег. В Мандале есть тайна, поскольку Мир есть тайна для человека, и постижение ее возможно только через постижение своей внутренней тайны. Рисунок Мандалы - это индивидуальный символ каждого из нас, в котором, проявляется текущее внутреннее состояние своих стремлений, желаний, своих сил и своего духа. Человек, постигая себя через мандалу, открывает себя, изменяет себя, осознает себя, и таким образом оказывает на себя самого воздействие.
Цвета, используемые при плетении оберега также имеют свои значения:
- Красный – жизнь.
- Желтый – солнце, луна и звезды.
- Синий – небо и вода.
- Коричневый – земля.
- Зеленый – растения.
- Черный – смерть.
В целом, мандалам предначертано приносить удачу
. ШАГ 1
Нам понадобятся ножницы, натуральные нитки (желательно), деревянные палочки (это могут быть китайские палочки, деревянные шпажки и др.) В моем случае я взяла зубочистки — потому как я задумала плести совсем небольшую мандалу из тонких двухцветных нитей.
ШАГ 2
Свяжите по середине две палочки вместе, оставив небольшой свободный конец нитки.
ШАГ 3
Разверните палочки так, чтобы образовался крест.
ШАГ 4
Зафиксируйте положение палочек плетением по диагонали сначала с одной, а потом с другой стороны. Чтобы скрыть свободный конец нити пустите его вначале и зафиксируйте основной нитью.
ШАГ 5
Внимательно следя за тем, чтобы палочки находились под прямым углом относительно друг друга, начинаем плести «квадрат», обматывая нитью последовательно каждую палочку, именно так, как показано на фото.
ШАГ 6
Квадрат можно сделать любого нужного вам размера и использовать несколько цветных ниток на ваше усмотрение, так как я взяла двухцветные нитки, то у моего квадрата появилась рамка белого цвета. Заканчивать плетение надо на той же палочке, с которой вы начинали плести, закрепив одним узелком нитку.
ШАГ 7
Теперь повторим предыдущие шаги с оставшейся парой палочек. В итоге у нас будет два схожих креста, из которых мы и изготовим нашу мандалу. Квадраты могут быть одинаковы по размеру, либо нижний немного больше верхнего, цвета ниток выбрайте произвольно
ШАГ 8
Этот этап самый ответственный — нам предстоит скрепить две деревянные основы, следя за тем, чтобы палочки находились ровно во всех плоскостях, образовывая восьмилучевую звезду. Закрепим нитку на нижнем деревянном кресте.
ШАГ 9
Используя плетение «розетка» скрепим вместе два креста. Этот этап требует определенной сноровки, нужно постоянно следить за тем, чтобы палочки распологались правильно во всех плоскостях. От точности и жесткости плетения зависит общий вид и прочность нашей будущей мандалы. «Розетка» плетется через две палочки, оплетая каждую третью так, как показано на фото.
ШАГ 10
Плетя «розетку» можно использовать различные разноцветные нитки, в моем случае двухцветные нитки облегчают процесс плетения и дают красивую «разноцветность». Закончив плести «розетку» скрепляем двойным узлом нитку со свободным концом нити. Самый сложный этап позади :)
ШАГ 11
Можно переходить к расслабленной части плетения — квадратам. Их мы плетем через одну палочку, сплетая квадрат сначала на нижнем кресте, а затем на верхнем.
ШАГ 12
В итоге у нас получатся два квадрата — один внизу, другой сверху. Закрепляем нитки, как и предыдущие разы, узелками со свободными концами.
ШАГ 13
Ну вот, пора включать фантазию и, используя два плетения «розетка» и «квадрат» и разноцветные нити, плести свой неповторимый узор мандалы. Стоит только учесть тот момент, что нужно оставить примерно четверть длины палочек на заключительное плетение. Я взяла еще немного зеленых ниток и повторила плетение «розеткой». После чего приступила к заключительному плетению «пояс» — когда поочередно по кругу оплетается каждая палочка.
ШАГ 14
«Пояс» может состоять из ниток разной расцветки и быть разным по ширине, оставшиеся кончики деревянных палочек можно оплести по кругу сначала вверх, затем вниз и переходя к следующему кончику. Вернувшись к месту, из которого вы начали, можно соединить два конца ниток и сделать петельку. Наша декоративная Индейская мандала готова!
- Практическая работа
- Сначала сложите две палочки вместе и крепко свяжите их двойным узлом посередине, оставив небольшой запас (хвостик) нитки, который в процессе работы уйдет под оплетку.
- Затем разверните палочки так, чтобы они образовали крест (угол 90 градусов) в процессе плетения.
- Закрепите палочки, крепко обмотав их по 6–7 раз наискосок сначала по одной диагонали, потом по второй. Проверьте, чтобы крест получился прочный, палочки не шатались.
- Далее начинайте оплетать ниткой по кругу каждую палочку. Накидывая нитку сверху, делайте полный оборот вокруг палочки и когда нитка снова окажется сверху, перекиньте ее на следующую палочку. Старайтесь, чтобы получалось равное натяжение. Плетите до тех пор, пока не увидите, что получается квадрат. Сделайте его такого размера, какого захотите.
- Когда решите, что размер квадрата достаточный, обрежьте нитку с небольшим запасом и обвяжите ее вокруг той палочки, с которой начинали плетение квадрата.
- Затем привяжите к этой же палочке нитку другого цвета, также оставляя небольшой запас, и опять начинайте двигаться вокруг.
- Далее сплетите такой же квадрат из двух оставшихся палочек. При этом размер квадрата должен быть чуть больше, чем размер первого квадрата.
- Теперь положите два квадрата друг на друга, равномерно распределив палочки, и привяжите нитку к одной из палочек нижнего квадрата.
- После чего оплетайте палочки нитками через две (нитка захватывает палочку через две от предыдущей, делает оборот и снова уходит к следующей палочке по кругу и т. д.).
- В конце работы деревянные концы палочек можно несколько раз оплести нитью, тогда они не будут видны, а для прочности закрепить клеем.
4. Подведение итогов занятия. Отведенное на сегодняшнее занятие время подходит к концу. Кто не успел закончить свою мандалу, может продолжить работу дома. А сейчас я хочу, чтобы вы показали друг другу, что успели сделать, что вызвало у вас затруднение и что понравилось.
5. Рефлексия. - Закройте глаза, представьте свое готовую работу. Вы довольны своей работой? Теперь каждый решит для себя: что можно исправить в композиции, в цветовой гамме, как оформить работу, как ее презентовать.