Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детско- юношеский центр «Фантазия»
Cтруктурное подразделение «Эдельвейс»
Проект занятия
педагога дополнительного образования
Нуриевой Марины Александровны
«Улитка из семян»
Нижний Тагил
2017 г.
Улитка из семян
Возраст: 7-10 лет
Вид занятия: занятие-практикум
Цель занятия: Познакомить с новой техникой аппликации - мозаикой с использованием семян и зёрен, выполнять мозаику-поделку «Улиточка».
Задачи занятия:
- Знакомство с техникой выполнения.
- Изучить основные этапы выполнения.
- Развивать умение создавать узор, используя семена, как средство изображения.
- Вырабатывать усидчивость, терпение, чувство ритма и художественный вкус.
- Воспитывать любовь к творчеству.
Материалы и оборудование:
У каждого ребенка на парте в коробочках семена: подсолнечника, дыни, арбуза, горох, красная фасоль, косточек хурмы и вишни, зёрна кофе. Клей карандаш, картон цветной, пластилин восковой, яркий, полоска белой бумаги, простой карандаш, шаблон улитки и круга (панцирь), насыпные цветные блёстки.
Инструменты: ножницы
Организация рабочего места: клеенка, бумажные салфетки или тряпочка для рук, контейнер для мусора.
Ход урока:
Вступительная беседа.
Мы уже начали увлекательное путешествие, которое открывает нам тайны природы. Но впереди еще много открытий
Мозаика - одна из видов аппликации. Как искусство мозаика известна давно. Изображение составляется из отдельных кусочков мрамора, стекла, цветных камней. В качестве исходного материала при изготовлении мозаики часто используются семена деревьев и цветов, различные крупы. Для мозаики подойдут крупы (греча, рис, пшено, манка), зёрна (горох, чечевица, бобы, кукуруза, пшеница, овес), специи (зернышки перца, семена кунжута, гвоздика), семена (подсолнуха, тыквы, арбуза).
Посмотрите какие красивые и оригинальные работы сделаны детьми из круп и семян. (показ работ, сделанных учениками, слайд-шоу). Сколько возможностей дарит нам природа. Многие из нас даже не задумывались, что можно творить шедевры из обычных круп, семечек или специй. Такие простые природные материалы превращаются в оригинальные картины.
Практическая часть.
Сегодня и мы с вами потрудимся над созданием мозаики из семян и зёрен.
Сделаем улитку из картона, а её домик украсим мозаикой из семян.
Ребята, отгадайте загадку:
Ползет такая крошка-
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет … (улитка). Н. Шемякина.
Улитка – это маленькое травоядное животное, а слово травоядная означает, что питается улитка растениями (слайд 1).
На язычке улитки находятся сотни маленьких зубов, которыми она срезает листики и перемалывает их. Обычно кормиться улитка выходит ночью.
Улитка очень любит воду и поэтому в дождь их очень много выползает из травы и камней, где улитки прячутся в сухую погоду (слайд 2).
В жару улитки прячутся в свои раковины, а на зиму закапываются в почву и спят там до весны. Просыпаются улитки, как только весной потеплеет на улице (слайд 3).
У улитки есть длинные и короткие рожки – это щупальца. На длинных рожках находятся глаза. Маленькие рожки – это усики, которыми улитка нюхает. При возникновении опасности улитка прячет все свои усики – щупальца. Оказывается, что вся нижняя часть тела – это и есть одна улиткина нога с широкой плоской подошвой. Из ноги улитки вытекает липкая жидкость, с помощью которой она удерживается на поверхности, когда ползет. Свой домик-раковину улитка таскает с собой на спине и при любой опасности прячется в ней, но такой домик очень легко сломать, если наступить на него ногой (слайд 4).
У улитки и без человека достаточно врагов: мыши, ежи, лягушки, птицы и хищные насекомые (слайд 5).
Педагог: Ребята, давайте вспомните, в каких мультфильмах встречается улитка? (показ слайдов): мультфильм «Спанч боб»- улитка Герри. «Турбо», «Крошка енот». Молодцы!
Педагог: а сейчас подготовим наши ручки к работе и сделаем пальчиковую гимнастику:
Вот улиточка ползёт ("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд (Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт,("Улитка" заползает на "цветочек").
Лепесточки погрызёт.
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
Рожки в голову втянула,(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
В домик спряталась, заснула.(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").
Для работы нам понадобятся:
- Лист плотного цветного картона;
- Клей карандаш (берите для этой работы GrossHaus);
- Пластилин (восковой, яркий)
- Шаблоны: улитка и круг-панцырь;
- Семена арбуза, дыни, горох, фасоль, хурма, косточки вишни, зёрна кофе.
Ход работы.
1. На картоне с помощью шаблонов обведём контур улитки и круг. Вырежем.
2. Круг вымажем пластилином слой -2-3 мм
3. Выкладываем узор из семечек, зёрен (по выбору детей) на вымазанном пластилином круге.
4. Глазки вырежем из белой бумаги и нарисуем зрачки, реснички, приклеим на мордочку улитки, нарисуем носик и рот.
5. Приклеиваем наш получившийся домик на улитку.
6. посыпаем домик насыпными блёстками.
Показ слайдов аппликация из семян.
Несколько советов:
- Выкладывайте семена не на весь сразу, а по частям.
- После того как положили семена на пластилин, слегка прижмите его пальчиком.
- Перед началом работы спросить детей, какие они видят семена и зёрна на своём стале в коробочках. Спросить для чего нужны семена, зачем люди их высушивают? (кормить птиц, выращивать, делать поделки и другое).
- Рефлексия
Давайте посмотрим, что у нас с Вами получилось.
Вам нравиться? Как зовут вашу улитку? Что именно? Каждый из Вас сегодня был творцом, создателем, художником. Всем спасибо!