Проект Экологическое образование и воспитание школьников Экошкола «Живая природа»
Проект Экологическое образование и воспитание школьников Экошкола «Живая природа»
Разработка и внедрение программы экологического кружка "Экошкола" в рамках внеурочной деятельности в 4 классе, направленной на формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект Экологическое образование и воспитание школьников Экошкола «Живая природа»»
Проект
Экологическое образование и воспитание школьников
Экошкола «Живая природа»
Оглавление
1. Введение стр.3
2. Актуальность проекта стр.4
3. Цель и задачи проекта стр.5
3.1. Цель проекта
3.2. Задачи проекта
3.3. Целевая группа проекта
3.4. Объект исследования
3.5. Предмет исследования
4. Проектное решение стр.5
5. Жизненный цикл и этапы реализации проекта стр.8
5.1. Сроки реализации проекта
5.2. Этапы реализации проекта
5.3. Программы проектных мероприятий
6. Ожидаемые результаты реализации проекта стр.10
7. Заключение стр.10
8. Список литературы стр.11
9. Приложение стр.13
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Мы считаем, что экологическое воспитание – самое важное в наше время. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Возможность коренного изменения сложившейся ситуации связана с научной разработкой проблем экологического воспитания на основе выявляемых современными философами и культурологами перспектив перехода человечества к ноосферной цивилизации через утверждение в обществе экокультурных ценностей.
Становится все более ясной необходимость усиления воздействия на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры, что является прерогативой процесса экологического воспитания. На каждом возрастном этапе развития личности экологическая культура имеет свои специфические характеристики. Повышение уровня экологической воспитанности подрастающего поколения находится в прямой зависимости от полноты научных представлений о своеобразии процесса экологического воспитания на каждом возрастном отрезке и его практической реализации с учетом выявленных особенностей.
Анализ ситуации
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.
Актуальность проекта
Актуальность проекта состоит в том, что экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому в современном мире вопрос экологического образования и воспитания младших школьников приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию детей в современной школе уже с первых лет обучения. Проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Цель и задачи проекта
3.1 Цель проекта
Разработка и внедрение программы экологического кружка "Экошкола" в рамках внеурочной деятельности в 4 классе, направленной на формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
3.2 Задачи проекта:
1. выявить уровень осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире
2. повысить уровень знаний учащихся о законах живой и неживой природы
3. воспитывать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом
3.3 Целевая группа проекта: ученики 4-х классов
3.4 Объект исследования процесс нравственно-экологического воспитания школьника.
3.5 Предмет исследования - методы и приёмы осуществления нравственно – экологического воспитания в школе
4. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Для решения программных задач и программного содержания экологического воспитания были подобраны разнообразные формы взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы: эксперимент, экскурсии, театрализованная природоведческая сказка, проектное исследование.
Эксперимент
Так, наблюдая прорастание лука, можно поставить луковицу в банку с водой (для наблюдения и за развитием корневой системы), в течение месяца (1 раз неделю – через 7 дней) зарисовывать изменения, происходящие с луковицей.
Опыты направлены на то, чтобы ребята сами могли организовать наблюдения, узнавали, искали причины явления, самостоятельно добивались результатов, чтобы они почувствовали радость открытий, а это важная предпосылка для развития наблюдательности.
Для удобства изображения детям предлагают использовать трафареты банки и луковицы, а детям остается только дорисовать самостоятельно наблюдаемые части: корни и зеленые стрелки.
Таким образом, разнообразное содержание занятий, средства, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на формирование познавательного интереса детей к природе.
В качестве объектов исследования могут быть ростки овса, которые находились в разных условиях (на свету или в темном месте).
Для формирования представлений о качествах земли, ее структуре, с детьми могут проводиться опыты:
- Почему разные почвы нуждаются в разной степени поливки?
- В три мензурки помещается с грядок разная почва: песчаная, глинистая, чернозем, уплотняется и поливается сверху водой. По тому, с какой скоростью почва пропускает влагу, дети судят о ее особенностях: земля с песком быстрее пропускает влагу, чернозем не так быстро как песок, глинистая хуже всех. Все эти наблюдения обобщаются и выносятся на всеобщее обсуждение для формулировки выводов.
Экскурсии
Экскурсии в природу бывают: вводными (по изучаемой теме); текущими (в системе занятий по экологии); обобщающими (систематизирующими)
На вводных экскурсиях дети получают общие представления об объектах и явлениях окружающего мира. Примером вводной экскурсии может быть экскурсия по теме «Весенние изменения в природе».
Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Например, экскурсия по теме «Обитатели водоема (пруда)».
Обобщающие экскурсии проводятся как завершающие изучаемую тему и предполагающие конкретизацию, систематизацию экологических представлений детей. Примером может служить экскурсия по теме «Осенние подарки».
Разновидностью экскурсий в природу являются целевые прогулки в природу. Такие прогулки могут проводиться как на территории образовательного учреждения, так и с выходом в природу.
Целевые прогулки позволяют в игровой форме организовать наблюдения детей за тем или иным объектом природы. Такие прогулки как, «В гости к березке», «К древнему валуну», «На бабочкину лужайку», «К птичьей столовой» и т.п. способствуют чувственному восприятию детьми мира природы.
Во время целевых прогулок дети могут наблюдать за живыми объектами, измерять рост растений, фиксировать видимые изменения (сезонные) в том или ином объекте. Для этого оформляются дневники длительного наблюдения за изменением роста и сезонных (возрастных) изменений признаков растений.
Театрализованная природоведческая сказка
Содержание таких уроков или внеклассных мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Проектная деятельность
Проектная деятельность основана на развитии у детей умений осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования.
Учебный исследовательский проект позволяет:
- выделить в работе учащихся цели деятельности;
- сформулировать гипотезу о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах предстоящего исследования;
- определить процедуру сбора и обработки необходимых данных;
- провести анализ полученных результатов;
- подготовить соответствующий отчет и провести обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация проектной деятельности ведет к изменению позиции не только ученика, но и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет исследовательского, поискового характера работы на каждом этапе деятельности.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1 Сроки реализации проекта сентябрь, 2015 – сентябрь, 2016 гг.
5.2 Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
2 этап – основной: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.
3 этап – заключительный: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.
5.3 Программа проектных мероприятий
№
Комплекс мер
Место проведения
Срок проведения
Ответственный
Этап 1
1.
постановка цели и задач
ОУ
сентябрь-октябрь
Рабочая группа
2.
определение круга проблем (анкетирование)
ОУ
сентябрь-октябрь
Рабочая группа
3.
предварительная работа с детьми
ОУ
сентябрь-октябрь
Рабочая группа
4.
предварительная работа с их родителями
ОУ
сентябрь-октябрь
Рабочая группа
5.
выбор оборудования и материалов
ОУ
сентябрь-октябрь
Рабочая группа
Этап 2
1.
практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся о законах живой и неживой природы
ОУ
ноябрь-август
Рабочая группа
2.
понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой
ОУ
ноябрь-август
Рабочая группа
3.
ответственного и бережного отношения к природе в целом
ОУ
ноябрь-август
Рабочая группа
Этап 3
1.
подведение общих итогов
ОУ
сентябрь
Рабочая группа
2.
анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности
ОУ
сентябрь
Рабочая группа
6. Ожидаемые результаты реализации проекта
Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся, позволит в дальнейшем:
1. создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
2. достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
3. активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом;
Заключение
Выпускник «Экошколы «Живая планета», который будет знать:
основы экологической культуры;
некоторые особенности природы своего края;
значение природы для человека;
охраняемые растения и животные своего края, страны;
расширение представлений о деревьях, как о сообществе растений и животных;
о неразрывной связи человека и природы;
принятие первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит здоровье человека); позитивное и негативное влияние деятельности человека на условия его жизни.
будет уметь:
выполнять экологически сообразные правила поведения в природе;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
исследовать и сравнивать, делать логические умозаключения;
выполнять задания творческого характера;
ставить простейшие опыты;
выражать свое отношение к природе и людям в игре и в практической деятельности в виде рисунков, сказок, сочинений, поделок.
8. Список использованных документов и источников информации
Список литературы
1.Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным: [экология на уроках; формы и методы воспитательной работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57.
2.Андриянов А.П. Практические аспекты экологического воспитания в начальной школе//Завуч начальной школы.–2006.–№ 6.–С.58–94.– Интегрированный подход к планированию экологического воспитания (фрагмент целевой программы "Окно в природу",1–4 кл.); Факультативный курс основ экологии и охраны природы "Экология, природа и мы"; План работы кружка "Сказки леса" (3–4 кл.); Приложения: Урок природоведения "Помоги своей реке" (урок в стихах); Занятие кружка "Флора родного края"; Внеклассное занятие "Это твоя земля".
3.Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56.
4.Артемихина Т.В. Тема урока: "Экологическая безопасность":3 класс//Мастер-класс.–2006.–№ 2.–С.26–30.–(Приложение к журналу "Методист").
5.Бекетова Т.И. Экологическое образование учащихся на уроках и факультативных занятиях//Начальная школа.–2004
6.Блинова Г. Почему воду нужно беречь?: Урок по курсу "Мир вокруг нас": 1 кл.//Начальная школа.–2004.–№ 16.–С.6–8.
7.Бобылева Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.).
8.Буренина Т.П. Реализация личностно-ориентированного образования в формировании экологической культуры младших школьников//Наука и школа.–2006.–№ 3. С.8–11.
9.Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы: Пособие для учителя/ Л. И. Бурова, Г.П. Сеничева, А.В.Сорокина.– Вологда, 2004.–72 с.–(ВИРО).
10.Веселова Т.М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала: [опыт учителя нач.кл. СШ №3 г.Костерово]//Начальная школа.–2003.– № 2.–С.110–113.
11.Гринева Е.А. Подбор измерений для диагностирования экологической воспитанности младшего школьника//Педагогическая мастерская.–2009.– № 3.–С.2–5.– Требования к тестовым заданиям.
12.Дагбаева Н.Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников//Начальная школа.–2003
17. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Экология и мир. Методическое пособие для учителя. - М: изд. «Новая школа» 1994
9. Приложения
Выявление педагогического потенциала внеурочной работы в экологическом воспитании школьников осуществлялось посредством, как теоретического анализа, так и исследовательской работы (тестирование).
ТЕСТ:
Какой цветок зацветает раньше?
А. Клевер;
Б. Подснежник;
В. Одуванчик.
Можно ли рвать эти цветы? (кувшинку, ландыш)
А. Да, чтобы узнать, как они называются;
Б. Нет: может, они редкие;
В. Да, они красивые.
Где взять дрова для костра?
А. Набрать сухой валежник;
Б. Наломать еловые ветки;
В. Обломать молодые деревья.
Куда деть пустую консервную банку в лесу?
А. В костер;
Б. В кусты;
В. Обжечь в костре и зарыть.
Что будет, если разорить муравейник?
А. Ничего не будет: муравьи его опять построят;
Б. Некому будет кусаться;
В. Деревьям и животным станет хуже.
Зачем в лесу комары?
А. Ни к чему;
Б. Чтобы люди поменьше в лес ходили;
В. В природе нет ничего лишнего.
Что делать, если ты нашел птичье гнездо?
А. Подойти поближе и внимательно рассмотреть;
Б. Уйти как можно быстрее;
В. Потрогать и уйти.
Что делать, если ты нашел птенца?
А. Уйти как можно быстрее – не мешай его маме позаботиться о нем;
Б. Возьми домой;
В. Посади в гнездо.
Какой из этих грибов съедобен?
А. Мухомор;
Б. Подосиновик;
В. Бледная поганка.
Что такое экология?
А. Наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая ее законов;
Б. Наука о том, как губить природу;
В. Наука о человеке.
Анкетирование родителей учащихся
1. Что для вас экологическая культура?
а) система экологических знаний
б) бережное отношение к природе
в) другое
2. Считаете ли необходимым осуществить экологическое воспитание ребенка?
а) да, считаю необходимым
б) экологическое воспитание должно осуществляться только в школе
в) затрудняюсь ответить
3. Каким образом вы осуществляете экологическое воспитание ребенка?
а) провожу беседы на экологические темы
б) подаю личный пример
в) не осуществляю экологическое воспитание
4. Знаете ли вы о глобальных экологических проблемах?
а) знаю о многих
б) знаю о некоторых
в) не интересуюсь
5. Обсуждаете ли вы экологические проблемы в семье?
а) да, часто
б) редко
в) нет на это времени
Анкетирование учащихся школы
1. Что такое экология?
2. Что вы думаете о состоянии окружающей среды?
3. Каким образом человек разрушает природу?
4. Знаете ли вы, какие растения и животные занесены в Красную книгу?
Ведущий: На поляне под сосной Заседал народ лесной. Под сосною той сидели: Лесовик, Лесная Фея, Водяной с сестрой своею. Собранье это Леший вел, Там шел серьезный разговор.
Леший: Собрались мы на совет Как избавиться от бед!? В лес, друзья, пришла беда,
Помощь срочная нужна.
Лесовик: Леса здесь когда-то стояли густые, Шумели липы молодые, Березки нежно всем кивали, В своих сережках щеголяли, Осины протяжно скрипели, А птицы так радостно пели.
Фея: А сосны, как стражи, в бору здесь стояли, Дубы вековые, как старцы, ворчали. И елок пушистых зеленый народ Водил на поляне свой хоровод.
Кикимора: В болотах такая была благодать! Во мху так приятно было лежать. И мягко, и влажно, и ягод не счесть – Бывало, что за день устанешь их есть. (Обращается к Водяному)
А ты, братец мой, отчего не речист? Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.
Водяной: Да что говорить? Загрязнили озера и реки. А виною тому все они – человеки!
Леший: Верно ты дружок сказал: Человек не тот уж стал. Обогатиться все хотят, Вот и рубят все подряд.
Веселые липки пошли на кули, За них заплатили большие рубли. Березы на ложки срубили, Дубовую мебель куда-то спустили, А сосны и елки опять продают, Их рубят и пилят – куда-то везут, А люди-то не понимают, Что сами край свой разрушают. Нам пора вооружаться: Дурман-травою запасаться, Одолень-траву берите И на охрану все идите.
Фея: Все ко мне на инструктаж! Расскажу я вам сейчас, Как с дурманом обращаться, Одоленью как сражаться. Для чего дурман-трава, Знаю только я одна.
Заденешь ты кого дурманом,
Тотчас он станет словно пьяный, И будет спать он крепким сном, Про все забудет он потом. Одолень всех одолеет – Силу травка та имеет.
Леший: А ну, все мигом поднялись И на охрану разошлись! (входят туристы)
1 турист: Вот хороший водоем, давайте здесь сейчас рванем.
2 турист: Рыбку будем здесь глушить И костерчик разводить.
3 турист: Здесь прекрасно отдохнем, Выходные проведем.
Вы осквернить мой дом хотели, Да, слава Богу, не успели! Надо вас бы проучить: На дно вас что ли утащить?
Туристы: Только в сказках так бывает, Нечисть разна выползает.
Водяной: Но я не сказка и не миф. Проси прощенье, пока жив!
Туристы: Ты прости нас, Водяной, Отпусти ты нас домой, Про динамит мы позабудем И даже рыбу есть не будем.
Водяной: На сей раз я вас отпущу, Но вас я всюду отыщу. Коль нарушите запрет, Вам пощады, знайте, нет! Поселюсь я в ванне, в бане, Буду жить я даже в кране. Вас везде я отыщу И на дно всех утащу.
Кикимора: Эй, мой братец Водяной, Ты что, их отпустил домой?
Ну ты, братец, и простак
Я бы сделала не так. Вот уж я вас не прощу, Всех сейчас я проучу! Вы и на болоте были? Все болото загрязнили, Голубику растоптали, Клюкву с корнем вырывали! Вас за это не прощу. С собой в болото утащу!
Туристы: Госпожа Кикимора! Нам домой уже пора! Нас в болото не тащи, Других виновников ищи! Мы на болоте не бывали, Клюкву мы не вырывали. А коль по ягоды пойдем, То ни ветки не сорвем!
Кикимора: Ну, ежели не вы, то Отпустить мы вас должны. Ну что, брат Водяной, Отпускаем их домой? Мы, кажись, их напугали Да кое-что им втолковали.
Туристы: Не будем речку загрязнять, Динамитом баловать. Будем ягоды умело брать, Зря болото не топтать.
Ведущий: Все собрав, туристы спешно Враз оставили то место И подальше от реки Молча по лесу пошли. На полянке они сели, Костер устроить захотели. Тут же музыку врубили И все правила забыли.
И пошла у них работа: Там березку рубит кто-то, Кто-то хворост собирает И в костер его бросает. Девочки цветы срывают Да букеты составляют. Ну, а музыка орет – Всех зверей испуг берет. Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.
Леший: Это что за тарарам? На вас глядеть-то – стыд и срам! Захламили всю поляну! Лесовик, ты только глянь!
Лесовик:
Все-то вы здесь истоптали, Растений сколько изломали!"
Леший: Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили? Природу нужно уважать, Беречь, любить и охранять. В лесу у нас свои законы, И вам, друзья, они знакомы.
Лесовик: Позвольте дать один совет: Всегда блюдите этикет, А музыка у нас не хуже – Да только слушать ее нужно.(фонограмма шума леса, пения птиц)
Леший: Что притихли, обормоты? Вряд ли поняли вы что-то! Туристы: Нет, мы это будем знать, И строго будем соблюдать Все мы правила лесные – Станем мы совсем другие!
Давайте будем беречь планету! Во всей вселенной красивей нету! Во всей Вселенной совсем одна! Что будет делать без нас она?
Фея: Взгляни на глобус – шар земной- Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: "Ты береги нас, береги!"
Леший: В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: "Ты береги нас, береги!"
Водяной: Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: "Ты береги нас, береги!"
Лесовик: Остановил олень свой бег: "Будь Человеком, человек! В тебя мы верим – не солги. Ты береги нас, береги!"
Игра «Летний букварь природы».
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
А люди говорят,
Что в нем опасный яд.
(Мухомор.)
Только дождик удалился,
В небе мостик появился,
Ярко выгнулся дугой,
Будто пояс золотой.
(Радуга.)
Когда за грибами ты в рощу идешь,
Ее непременно с собою берешь.
(Корзина.)
Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные-
Черные, белые, красные.
(Смородина)
На цветок пахучий
Сел цветок летучий.
(Бабочка.)
Растут у нас в лесочке
Лиловые звоночки.
(Колокольчики.)
Лето житель луговой
Встретил в шапке меховой.
(Одуванчик.)
Ставят дома из травы и цветов
И постепенно увозят с лугов.
(Стог.)
«Пускай зима,- Говорит Кузьма,-
А я на возу лето везу».
(Сено.)
Росла на лугу-
Оказалась в стогу.
(Трава.)
В желтой шапке набекрень
Головой вертит весь день.
(Подсолнух.)
За правильный ответ ученики получают жетон в виде солнышка.