Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, города, во дворе и любом транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
1. Обучение детей младшего школьного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, поселка;
2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Светофорик" »
Программа кружка «Светофорик»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Правил дорожных на свете немало.
Все бы их выучить нам не мешало,
Но основное из правил движения
Знать как таблицу должны умножения.
На мостовой - не играть, не кататься,
Если ты хочешь здоровым остаться!»
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах поселка, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и около дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бываю дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: дома, по дороге в школу, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, но и на маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Таким образом, проблема «ребёнок на улице» или «ребёнок и автомобиль» приобретает всё большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Содержание программы кружка «Светофорик»
«Правила движения,
Все без исключения,
Знать должны зверюшки:
Барсуки и хрюшки,
Зайцы и тигрята,
Пони и котята.
Вам, ребята, тоже
Все их надо знать»
В. Головко
Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Дети школьного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, школьников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Цель программы – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах поселка, города, во дворе и любом транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
Обучение детей младшего школьного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, поселка;
Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой:
Ребенок – пешеход;
Ребенок – пассажир транспорта;
Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);
Плакаты;
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);
Дорожные знаки.
Дидактические игры:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак»
«Теремок»
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
«Где спрятался знак?»
Методические приёмы:
Рассказ;
Беседа;
Ролевая игра;
Дидактические игры;
Чтение и заучивание стихов;
Рассматривание иллюстраций;
Наблюдение;
Экскурсии;
В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут)
Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).
СЕНТЯБРЬ
1. Тема: «Дорога в школу и домой»
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой.
Материал: иллюстрации по теме занятия.
2. 3. Тема: «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир»
Цель: сформировать у школьников некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы учителя
Материал: сюжетные картинки по теме занятия.
4. Прогулка. Тема: «Правила поведения на улице»
Цель: сформировать элементарные правила поведения на улице; развивать внимание, наблюдательность.
ОКТЯБРЬ
1. Тема: Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь школьников.
Материал: стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»
2. 3. Тема: «Что такое транспорт». Аппликация «Какие бывают автомобили»
Цель: расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду
Материал: иллюстрации с изображение транспорта; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом».
Цель: закрепить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность; расширять кругозор детей.
НОЯБРЬ
1. Тема: «В городском транспорте»
Цель: познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте
Материал: сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте, картинки с изображением транспорта.
2.3. Тема: «Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах». Рисование «Будь внимателен на дороге!» Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
Цель: формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Материал: сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль»; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, акварель.
4. Прогулка. Тема: «Наблюдение за транспортом на улице своего поселка»
Цель: закреплять знания правил дорожного движения на загородной трассе: идти по обочине дороги навстречу движущемуся транспорту, переходить дорогу в любом месте, но только убедившись, что дорога свободна.
ДЕКАБРЬ
1. Тема: «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах»
Цель: дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.
Материал: стихотворение В. Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.
2.3. Тема: «Светофор». Аппликация «Три глаза светофора».
Цель: дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление.
Материал: вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
4. Прогулка. Тема: «Светофор»
Цель: закрепить знания детей о светофоре; формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора; воспитывать внимательного пешехода.
ЯНВАРЬ
1. Тема: «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности».
Цель: сформировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; учить правилам дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.
Материал: иллюстрации по теме.
2. Тема: «Опасные ситуации на дороге»
Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части.
Материал: картинки опасных сиуаций на пешеходной части улицы.
3. Прогулка. Тема: «Прогулка пешехода в зимнее время года».
Цель: систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.
ФЕВРАЛЬ
1.2. Тема: «Особенности движения по скользкой дороге». Рисование «Осторожно, гололёд!»
Цель: закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.
Материал: иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для рисования: альбомный лист, кисточка, банка для воды, гуашь, краски.
3. Тема: «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»
Цель: дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.
Материал: иллюстрации по теме.
4. Прогулка. Тема: «Опасности нашего двора»
Цель: обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх возле дома; развивать внимание, осторожность.
Цель: повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.
Материал: иллюстрации пешеходного перехода; для аппликации: заготовки из цветной плотной бумаги, клей, ножницы, салфетка.
3. Тема: «Как правильно переходить улицу». Чтение О. Бедарев «Если бы».
Цель: продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.
Материал: рисунки к стихотворению.
4. Прогулка. Тема: «Наша улица»
Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, о передвижении автотранспорта и пешеходов по улице; развивать наблюдательность, осторожность; воспитывать дисциплинированность на дороге.
АПРЕЛЬ
1.2.Тема: «Катание на велосипеде (самокате, роликах)». Чтение М. Дружинина «Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде»
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.
Материал: дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
Цель: дать начальное представление о работе милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уважение к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.
Материал: жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.
МАЙ
1. Тема: «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»
Цель: ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.
Материал: сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.
2. Тема: «Знаешь ли ты свой адрес, телефон, можешь ли объяснить, где живёшь?»
Цель: ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.
Материал: рисунки с изображением различных ситуаций.
Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков». «Викторина по правилам дорожного движения». На улице не в комнате». Игры.
Цель: закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.