Знакомство с основами российского законодательства, анализ типичных правонарушений среди несовершеннолетних, выяснение причин их правонарушений и способы поведения в критических ситуациях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правовая игра «Законодательная эстафета»»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Белгородский Дворец детского творчества» г. Белгорода
Правовая игра
«Законодательная эстафета»
Белгород
2017
Цель: ознакомиться с основами российского законодательства, проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних, выяснить причины их правонарушений и указать способы поведения в критических ситуациях.
Ход игры:
В классе формируются 2 команды.
Первый тур:
С помощью жребия команды получают карточки с ситуациями, которые необходимо проанализировать, оценить и найти верное решение:
Например :16 летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться.
Команда отвечает: Да. Несовершеннолетний с 16 лет может быть признан дееспособным, если работает по трудовому договору или контракту. При этом родители за него ответственности не несут. Статья КЗОТ 173.
Второй тур:
Задание1: Каждая команда получает лист, на котором нарисованы предметы. Задание в течение минуты отгадать, какому герою они принадлежат.
1. трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс)
2. планшет, фуражка (Анискин)
3. котелок, жилет, трость (Эркюль Пуаро)
Задание 2: Узнать по описанию знаменитых героев популярных кинофильмов:
1. Он почти не известен за границей, но был начальником по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Жеглов)
Задание 3 . Вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста
1. в какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно.
Третий тур.
Звучат музыкальные фрагменты мелодий. Необходимо по порядку записать названия фильмов, в которых они звучали:
Конкурс капитанов. Им предстоит поработать следователем. Капитаны с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь. За ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл.
1. Он очень отважный полицейский.
2. Его партнёр – человек.
3. Он – породистый пёс.
(Комиссар Рекс)
1. Он круглобокий.
2. Его очень любят дети.
3. Он ушёл от бабушки.
(Колобок)
Пятый тур.
Внимание! Внимание! Только что поступило сообщение, что в этом зале среди нас находится опасный правонарушитель. Послушайте его словесный портрет.
Команда, которая найдёт правонарушителя – победит в этом туре.
Правовой турнир.
Цель: формирование правовой культуры подрастающего поколения; изучение прав ребёнка.
1.Представление команд.
2. «Разминка».
Командам предлагаются вопросы. На обдумывание 30 секунд.
1) Что такое право, чем оно отличается от морали? (Право – совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми. Мораль – система принципов и правил, норм поведения, выражающих принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость. Тесная связь с государством – основное отличие права от морали) .
2) Назовите основной закон государства. (Конституция.)
3) Что такое преступление? (Общественно опасное, противоправное и наказуемое деяние)
4) Что такое алиби? (В УК – обстоятельство, оправдывающее обвиняемого, если в момент преступления он находился в другом месте.)
5)С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. По ряду преступлений УК предусматривает уголовную ответственность с 14 лет.)
3. «Юридическая консультация»
Командам предлагается решить юридические задачи.
Например: Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним станцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? (Поведение школьника попадает под определение «административное хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечёт административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)
4. «Преступления из истории».
Определить к какому виду права, уголовного или административного относятся действия Геракла.
«Эврисфей поручил Гераклу отправиться в страну, где проживали стимфалийские птицы. Попав в эту страну, Геракл взобрался на холм и ударил в тимпаны, поднялся оглушительный звон. Птицы поднялись громадной стаей и стали в ужасе кружить над лесом. Схватив свой лук, герой стал разить птиц смертоносными стрелами»
Вопрос: Назовите преступление, которое совершил Геракл. К какому виду права оно относится.
Ответ: Убийство редкого вида птиц, относится к административному праву.
Подобные формы работы предполагают социально-профилактическую роль в формировании правомерного , гуманистически-ориентированного поведения.
Практическая направленность гражданского воспитания предлагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе самостоятельной работы школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.
Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.
Литература:
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
Высоцкий В.В. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию
Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».