Занятие по теме "Вода - колыбель жизни" проводится в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы "Юный эколог" 3 года обучения.
Цель: формирование представления о воде, как основе жизни на земле.
Задачи: Познавательная: закрепить значение воды в жизни живых организмов.
Развивающая: развивать мышление, творческие способности и познава-
тельный интерес.
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к воде, способствовать формированию умения работать в команде.
Форма работы командная.
Учащиеся разгадывают головоломку, участвуют литературно - музыкальной композиции и ток - шоу, проводят опыт по определению вреда кислотных дождей и участвуют в конкурсе "Рыбалка".
Рефлексия занятия проводится в форме "Свободного микрофона" (дети в микрофон оценивают результативность проведённого занятия).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
– Тема занятия зашифрована. Разгадав шифровку, вы узнаете, о чём сегодня мы будем говорить.
Шифровка (1 слайд) (цифры обозначают порядок буквы в алфавите)
3,16,5,1 – 12,16,13,29,2,6,13,30 8,10,9,15,10.
(Вода – колыбель жизни.) (2 слайд)
(Тот, кто первый разгадал шифровку, становится капитаном команды.)
- Что вы понимаете под выражением «Вода – колыбель жизни»?
(Первая жизнь зародилась в воде, всё живое не может без воды, …)
22 марта – Всемирный день воды (3 слайд) (3 мин.)
Всемирный день воды был утверждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1992 году. Он отмечается ежегодно 22 марта.
Согласно Всеобщей Декларации прав человека, «…право на чистую воду и нВ информацию о её качестве – одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье». Пресной воды на Земле всего около 3% и её запасы распределены неравномерно, 1 млрд. человек на Земле испытывают недостаток в чистой воде.
В странах Африки и Азии местами за источники воды идут войны. Из-за заболеваний, связанных с некачественной водой, каждый год гибнет более 3 млн. человек, поэтому цель этого праздника – привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения водных ресурсов и их рационального использования. Во многих странах мира в День воды проходят акции в защиту пресной воды от загрязнения.
- Многие поэты посвящали воде свои стихи, одни восхищались её красотой, другие говорили о её ценности.
И сейчас вы услышите некоторые из них
5. Опыт(4 – 7 слайд) (5 мин.)
- О чём идёт речь в следующих строках устного народного творчества?
Раньше шли дожди грибные,
А теперь – кислотные.
Раньше – босиком по лужам,
А теперь скафандр нужен.
(О кислотных дождях.)
- Что такое кислотный дождь?
(Это когда в процессе формирования и выпадения дождевые капли растворяют находящийся в воздухе углекислый газ и реагируют с ними с образованием кислоты.)
- От чего он образуется?
(От попадания в атмосферу дымовых отходов от заводов, котельных и автотранспорта.)
(Кислотные дожди имеют большие губительные последствия для природы.)
При их выпадении происходит закисление почвы и воды в водоёмах, что губительно действует на животных и растений.
И не только на природу, например, многие исторические здания построенные из известняка – строительного материала, реагирующего с кислотой. С течением времени кислотные дожди буквально разъедают поверхность этих зданий.
(Показ опыта).
Физкультминутка (8 слайд) (3 мин.)
( - Я вам буду называть животных обитающих в разных средах обитания, а вы будите выполнять движения: водная среда обитания – приседаете, наземная – стоите, воздушная –тяните руки верх.
( - Все люди на Земле одинаково пользуются водой – умываются, готовят, стирают, но относятся к ней по разному: кто – то любуется её красотой, кто – то воспринимает воду, как объект пользования, а кто – то как объект охраны).
- Сегодня у нас в гостях группа экспертов, учёных, врачей, экологов и потребителей.
Вам посчастливилось поучаствовать в ток – шоу «Вода - колыбель жизни». Его ведущие: Кустов Дима и Мардамшина Диана.
1) Всем давно известно, что первая жизнь зародилась в воде. Так было, так есть и так будет: появление жизни немыслимо без воды будь то человек, животное или растение.
Наше тело примерно состоит на 70-75% из воды, мозги имеют желеобразное состояние и состоят на 90% из неё, кровь до 95%. Лиши нас этого и что будет? Да мы несколько дней без неё не проживём. У нас в организме 5 л крови, 2 л лимфы, 35-40 л внутри – и межклеточной жидкости.
За год человек пропускает через свой организм 1000-1700 л питьевой воды.
- Как вы относитесь к выражению «Вода – колыбель жизни»? (9 слайд)
Ученые разных стран выдвинули поразительную гипотезу: вода – некоторая мыслящая субстанция. Она способна воспроизводить, копировать, сохранять и передавать информацию. Даже такую, как человеческая мысль, слово и эмоцию.
Японский врач альтернативной медицины, Масару Эмото рассказывает. Ещё в 1956 г. В одной закрытой лаборатории по разработке средств массового уничтожения в Юго – Восточной Азии началась работа над созданием сильнейшего бактериологического оружия нового поколения. Свойства, которыми это оружие намеревались наделить, специалисты обсуждали на одном из многочасовых секретных совещаний. Но неожиданно оно прервалось. Всех участников увезли в госпиталь с симптомами сильнейшего пищевого отравления. Расследование сразу зашло в тупик, потому что кроме воды, находящейся в графинах на столах, учёные ничего не употребляли. Воду проверяли – никаких вредных примесей. В отчёте так и записали: причиной отравления стала обыкновенная вода.
Почему вы думаете, произошла смерть?
Вода впитала каким – то образом «ядовитую информацию» со слов людей. Её молекулы расположились так, что структурно создали отраву. Словно вода взбунтовалась против чудовищных экспериментов.
Доктор Эмото обнаруживая, что, запечатлевая информацию, вода способна приобретать новые свойства, хотя химический состав её остаётся прежним. Молекулы воды под микроскопом видно объединяются в кластеры. Именно они и становятся своеобразными ячейками памяти, в которые вода как на магнитофонную плёнку записывает всю информацию. (10 слайд)
- Хотелось бы узнать, что думают по этому поводу участники нашего ток – шоу?
Конкурс «Рыбалка» (11 слайд)
(Из команды выбирается один участник. Если «рыбак» самостоятельно отвечает на вопрос – 3 балла, с помощью команды 2)
Как в природе называется явление, с помощью которого сохраняется водяной запас Земли? (круговорот)
Участвуют ли солёные воды в круговороте воды. Каким образом? (Да, идёт испарение с морей и океанов. Нет соль при испарении остаётся в воде)
Какой злак растёт под слоем воды? (Рис)
Какое озеро самое глубокое на Земле? (Байкал)
Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)
Какие водоёмы называют искусственными?
У какого водного обитателя хвост бывает только в младенчестве? (Лягушка)
Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
На каком континенте нет рек? (Антарктида)
Как ласточки предсказывают погоду? (Перед дождём летают у земли и ловят спустившихся насекомых)
(Дополнительное задание:
По предложенным ассоциациям угадать, какой водоём?
- Высота, скорость, пена, падать, шум, река – водопад;