Возрастная категория участников: воспитанники творческого объединения «Юный журналист» в возрасте 12 – 17 лет.
Методы и приемы: словесные (беседа, объяснение , работа с журналистскими терминами),наглядные (демонстрация слайдов), практическая работа с газетными материалами, метод контроля.
Оборудование и материалы: проектор, экран, тематические слайды, газетные материалы, выставка книг, учебников, стенды с газетными материалами.
Хронометраж занятия:
Название этапа
Вид деятельности
Продолжительность
I Организацион-
ный этап
Приветствие, повторение ТБ
1 минута
Введение в тему
2 минуты
II Основной этап
Повторение изученного материала
3минуты
Объяснение нового материала. Знакомство с выставкой книг
1.1. Приветствие. Объявление темы занятия. Повторение ТБ при работе с ТСО.
Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем занятии мы с вами познакомимся с журналистским жанром- очерком ,его видами. Мы будем учиться находить очерк в газетных текстах.
Прежде чем мы приступим к занятию ,повторим правила техники безопасности при работе с техническими средствами обучения.
Тщательно проверить исправность технических средств обучения, убедиться в отсутствии повреждений
Не подключать ТСО в сеть влажными руками
Не наклоняться над ТСО, не класть на них никаких посторонних предметов, не подвергать механическим воздействиям.
Не трогать провода , при помощи которых подключены ТСО.
Не оставлять приборы , включенные в сеть, без присмотра
При малейшем проявлении неисправности , отключить прибор от электросети.
II. Основной этап .
2.1.Повторение изученного материала.
Опрос обучающихся.
1. Перечислите основные жанры журналистики .
2. Какие газетные материалы относятся к художественно- публицистическим жанрам?
Повторение журналистских терминов: Жанр- род журналистских произведений, характеризующийся определёнными признаками. Жанр- форма произведения, влияющая на его содержание.
Художественно- публицистические жанры- сочетают в себе художественность(описание, размышление, оценка) и публицистику (обращение к читателю, общественная значимость газетного материала, его информационная насыщенность)
2.2.Объяснение нового материала.
Сегодня мы познакомимся с художественно- публицистическим жанром, который называется очерком.
Очерк –жизнеописание человека или художественное описание местности. Это художественно- публицистический жанр, включающий в себя функции информирования, образования, создания общественного мнения и воспитания.
Очерк сочетает в себе журналистику и литературу. В очерке сочетаются образность и документальность. В очерке рассказывается о явлениях жизни,
сообщаются жизненные факты. Очерк может стать основой для художественного произведения. В качестве примера можно привести роман Фадеева «Молодая гвардия» и повесть Полевого « Повесть о настоящем человеке», которые родились из газетных очерков. Очерк строится на основе достоверных фактов. Ещё в 20-х годах прошлого века писатель Алексей Максимович Горький сказал : «Очерк документален. Он должен быть насыщен фактами, убедительными и легко понятными».
Очерк- художественно – публицистический жанр , в нём не должно быть домыслов, фантазии , но автор может поразмышлять, осветить жизненный материал с разных сторон, выделить важные детали.
Очерк делится на портретный и путевой. В портретном очерке- главное- это жизнеописание человека. Путевой очерк содержит описание дорожных встреч и наблюдений.
Главные герои портретных очерков- живые люди .
В портретном очерке воплощается индивидуальность , неповторимость личности. Автор показывает внешний облик своего героя, раскрывает егонравственные принципы, внутренний мир, воспроизводит яркие эпизоды из жизни.
Персонаж портретного очерка- интересная личность или известный человек, нравственные идеалы и поступки которого могут оказать благотворное влияние на современников и потомков. Очень важно в очерке не просто перечислить факты и события, но и проанализировать их. Сами события не просто сухо перечисляются , а описываются ярко и выразительно.
Путевой очерк открывает перед читателем различные страны, города. Он позволяет увидеть не только местность , но и особенности быта людей, их обычаи. Путевой очерк имеет познавательное значение. Основа путевого очерка так же как и портретного- подлинный жизненный материал, поэтому автор путевого очерка должен быть наблюдательным и внимательным.
Задача автора- рассказать о своих впечатлениях и событиях во время путешествия, поделиться своими мыслями и чувствами с читателем, исследовать увиденное , размышлять о проблемах.
Главная задача очеркиста- не просто перечислить факты и события , а исследовать увиденное и услышанное, размышлять над ним, высказывать свою точку зрения, оценивать происходящее.
Для очерка характерен большой объём . поэтому материалы для очерка могут собираться довольно долго. Автор собирает факты, осмысливает их, берёт интервью, фиксирует диалоги, детали. Автор очерка должен быть очень деликатен , правдив и в погоне за сенсацией не должен навредить человеку
(герою очерка).
Об очерке более подробно вы сможете прочитать в книгах и учебниках, размещённых на стенде. Примеры газетных очерков размещены на стендах в кабинете.
2.3. Физ. минутка.
Возьмите ручку и тетрадь (руки вытягиваем вперёд),
Давайте вместе рисовать. (покрутили руками)
Мы нарисуем двор и дом,(размах рук)
И кошку озорную в нём. (руки в сторону)
Корабль , плывущий вдалеке, (руки на поясе)
И человечка на песке. (руки вверх)
Сделали гимнастику для глаз: закрыли глаза и представили себе эту картинку . Открыли глаза и приступили к занятиям.
2.4. Практическая работа
Опрос обучающихся:
1. Что такое очерк?
2.Какие виды очерков вы узнали?
3.В чём заключаются основные задачи очеркиста?
4. Каким должен быть очерк портретный и путевой?
Практическая деятельность. Обучающимся раздаются тексты – отрывки из материалов газет и журналов , из которых нужно выбрать очерк. В газетных материалах найдите очерк , определите , какой из них портретный, а какой путевой? По каким признакам вы определили этот газетный жанр? Дополнительное задание, для тех, кто выполнил работу быстрее- определить, к каким жанрам относятся другие материалы, данные для наблюдения.
(приложение к конспекту занятия)
2.5.Обобщение деятельности. Проверка правильности нахождения очерка. Оценка деятельности обучающихся.
2.6. Контроль и взаимоконтроль детей
Повторение определения « очерк». Обучающимся раздаются тесты, необходимо ответить на вопросы теста. Далее следует взаимопроверка и взаимооценка. Обучающиеся проверяют тесты друг у друга, сверяясь с правильными ответами. Обучающиеся раздают друг другу значки с оценками: «отлично», «хорошо»,
«нужно подумать»
III. Подведение итогов.
На занятии вы познакомились с художественно- публицистическим жанром- очерком. Вы узнали, что очерк может быть портретным и путевым. Более подробно с этими понятиями вы познакомитесь на следующих занятиях.
Опрос:
Чему научились на сегодняшнем занятии?
Что нового узнали на сегодняшнем занятии?
Было ли вам интересно?
Было ли вам трудно?
Самооценка
Как вы сами оцениваете свою деятельность?
Поощрение детей. Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!
Логика дальнейших занятий. Приобретённые навыки пригодятся вам на следующих занятиях .В дальнейшем мы составим план работы над очерком.
Занятие закончено. До свидания.
Использованная литература:
1.Ворошилов В. В. Журналистика.[Текст]: учебник /В. В. Ворошилов.-СПб: Издательство Михайлова В. А.,2000.-336с.;
2.Гуревич С. М. Газета: вчера,сегодня, завтра [Текст]:учебное пособие/С. М. Гуревич-М. :Аспект пресс,2004.-288с.;
3.Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике.[Текст]: учебное пособие/В. В. Кихтан.- Ростов н/Д.: Феникс,2004.-160с.
Приложение
Задания
1.В данных текстах найти очерк, объяснить по каким признакам его нашли.
2.Определить, в каких жанрах написаны остальные тексты
1. Осенью 2010 года мы с ребятами из нашего класса совершили незабываемую поездку по святым местам Кемеровской области. Одно из туристических агентств нашего города предоставило нам путёвки в города Гурьевск и Салаир.
Мы прибыли в старинный сибирский город Гурьевск. Наша экскурсия началась с посещения прихода Святой Троицы. Над входом в церковь висит икона с изображением Иисуса Христа. Мы поднялись на крыльцо и вошли в церковь. Гурьевский храм небольшой, но в нём много удивительных икон. Экскурсовод рассказывала нам о каждой из икон, о сюжете, истории
После посещения церкви мы отправились к святому источнику. Дорога к источнику пролегает через мостик и ведёт к веранде, где расположен колодец со святой водой. Каждый из нас набрал немного святой воды, чтобы отвезти домой. Купив в магазинчике, расположенном у церкви, крестики и иконки, мы отправились дальше, в город Салаир.
Салаир - небольшой город, но в нём есть очень красивый православный храм. Его большие купола, сверкая на солнце, высоко поднимаются в небо. Церковь носит имена святых апостолов Петра и Павла, она была воздвигнута в начале 20 века. В годы революции одного из священников и нескольких верующих зверски замучили и сбросили в яму. Через несколько лет в этом месте забил источник. Его считают святым.
На святых источниках устроили купальни, и там происходит крещение верующих. Во дворе храма очень красиво - кругом клумбы с множеством о цветов.
2. 11.февраля в лицее №104 был проведен районный смотр активов ученического самоуправления.
В качестве одной из ведущих была учащаяся шк.100,финалист городского конкурса «Школьник 21 века», проходивший в 2008 году, Францкевич Алина.
На смотр все коллективы подготовили документацию ученического самоуправления: положения, сценарии, паспорт ученического самоуправления, затем ребята приняли участие в конкурсах.
В конкурсе знатоков ученического самоуправления нужно было ответить на вопросы по теории ученического самоуправления , в конкурсе ораторов нужно было в течение 2-х минут изложить одну из проблем ученического самоуправления. Кроме того, совет старшеклассников гимназии №10 познакомил с сайтом школы, а ребята из лицея №104 подготовили творческое выступление команды КВН.
3. Внимание, по определению психологов, - это направленность нашего сознания (психики) наопределенный объект. Объектом внимания может быть любой внешний предмет или явление объективного мира, их отдельные свойства, а также внутренний мир самого человека, его мысли, чувства и т. д.
Внимание, часто проявляясь, превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность .Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями; развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях. Внимание характеризуется целым рядом свойств: устойчивостью, колебанием, объемом, переключаемостью, распределяемостью и концентрацией. Каждое из перечисленных свойств внимания проявляется у человека по-разному. Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого человеку надо заставлять себя быть внимательным, а в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть.