Просмотр содержимого документа
«План-конспект классного часа "Безопасность в сети Интернет"»
План-конспект классного часа
в 7 классе на тему
«Безопасность в сети Интернет»
Подготовила: учитель физики
МАОУ «СОШ №15»
г. Стерлитамак РБ
Дудина Л.Л.
Стерлитамак, 2016
Классный час «Безопасность в сети Интернет»
Дата проведения: сентябрь 2016 г.
Класс: 7А
Цель: формировать навыки безопасного общения в сети Интернет.
Задачи:
закрепить знания об особенностях общения в Интернете;
дать информацию об ответственности за нарушение законодательства в сфере онлайн-общения;
разъяснить необходимость соблюдать осторожность при онлайн-общении, сформулировать основные правила безопасного общения;
воспитывать чувство ответственность за личную безопасность и благополучие семьи;
развивать навыки самоконтроля при общении в Сети.
Оборудование: презентация «Правила безопасного общения в Интернете», атрибуты для игр «Правда или ложь», «Кто меня знает?», памятки с основными правилами безопасного общения.
1. Орг. момент.
2. Вступительная часть.
Педагог: На классном часе вы говорили о правилах дорожного движения. Зачем нам надо знать эти правила?
Вывод из ответов детей: Правила ПДД нужны для нашей безопасности на дорогах.
Педагог: Вы знаете много правил безопасного поведения в разных ситуациях. Когда они нам могут пригодиться?
Дети перечисляют (при пожаре, дома, на улице, при встрече с незнакомыми людьми и т.п.).
Педагог: Сегодня мы поговорим о безопасности еще в одном месте. Вы очень любите проводить здесь время, общаетесь с друзьями, слушаете музыку, узнаете много нового. Догадайтесь, о чем пойдет речь.
Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться и играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж, (Интернет)
- Кто из вас пользуется сетью Интернет? Что вы делаете с её помощью?
- Кто знает, какие опасности могут вас подстерегать в Сети?
- К сожалению, многие подростки и взрослые не очень хорошо представляют себе, какие опасности и неприятности может принести в их дом Интернет. С каждым годом количество преступлений, совершенных при помощи компьютеров возрастает. Создан специальный отдел, который занимается преступлениями в сфере Интернет. К сожалению, в ходе расследования оказывается, что жертвы не соблюдали самых простых правил и пострадали по собственному незнанию. Чтобы таких случаев становилось меньше, было принято решение проводить для школьников всей страны единый всероссийский урок «Безопасность в сети Интернет». Сегодня и мы с вами подключимся к этой акции. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Безопасность в сети Интернет. Правила безопасного общения».
3. Изучение нового материала.
Часть 1. Анонимность в сети Интернет.
Вспомним некоторые слова , которые мы будем использовать на уроке (Интернет, онлайн, форум, пользователь). Прочитать с доски и разобрать значения.
- Многие из вас уже сказали, что часто общаетесь с помощью Сети. Почему вам нравится это делать?
Вывод из ответов детей: Это удобно, можно делать в любое время, можно не стесняться и не бояться высказывать свою точку зрения.
- Действительно, иногда нам нравиться высказывать свои мысли, когда наш собеседник не знает, с кем он говорит. Но мы всегда должны помнить, что и мы не знаем, кто находиться на другой стороне.
- Проведем опыт, назовем его «Правда или ложь».
Описание игры. С двух сторон от ширмы размещаются герои. С одной стороны 1 человек «Пользователь» с другой стороны 3 человека «Неизвестные». Задача Пользователя, задавая ряд стандартных вопросов, познакомиться, а потом угадать правду или ложь говорит Неизвестный. Для усиления интереса можно дать Неизвестным, какие либо атрибуты, или представить их героями произведений. Вопросы и ответы приготовлены заранее на карточках. Например,
Пользователь
Неизвестный 1
Неизвестный 2
Неизвестный 3
Привет
Привет
Приветик
Здравствуй
Давай поболтаем?
Давай
Ок
Хорошо, давай поговорим
Меня зовут …. А тебя?
Меня Артем
Меня человек-паук
Меня Наталья Алексеевна
Я учусь в 7 классе, а ты?
Я тоже учусь в 7 классе
Я уже закончил школу
Я работаю
Я живу в Стерлитамаке, а ты?
Я в Уфе
Я в Лос-Анжелесе
Я тоже в Стерлитамаке
Я занимаюсь конным спортом, а ты чем занимаешься в свободное время?
Я рисую
Я прыгаю с парашютом
Я работаю в саду
Давай встретимся?
Давай встретимся?
Давай встретимся?
В конце диалога Неизвестный предлагает встретиться. Пользователь может согласиться, если поверил, или отказаться, если нет. По результатам игры участник и зрители видят, что определить с кем ты ведешь диалог на самом деле определить очень сложно.
Формулируем 1 правило:
Многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
Из него вытекает следующее:
Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.
Часть 2. Осторожность в сети.
- Представьте себе ситуацию. Вы идете по улице, к вам подходит незнакомый человек и начинает спрашивать, где вы живете, учитесь, как вас зовут, сколько вам лет. Как вы себя поведете?
Вывод из ответов: Мы знаем, что нельзя рассказывать незнакомым людям о себе и своей семье.
- Давайте вернемся к Интернету. Вам попался интересный форум, и вы хотите на нем общаться. Для этого вам надо зарегистрироваться. Как это правильно сделать?
Под диктовку детей «проходим регистрацию» на слайде презентации . Отвечаем на вопросы. Получаем заполненный профиль.
Ваше имя
пишем имя и фамилию ученика
Ваш адрес
пишем конкретный адрес
Ваш телефон
пишем телефон
Ваш электронный адрес
указываем адрес
Ваше фото
ставим фото реального ученика
Пароль
111111-выбираем простой пароль
- Наша регистрация успешно завершена, и мы начинаем общаться на форуме. Что происходит дальше? Любой пользователь может посмотреть профиль собеседника. Теперь в Интернете есть вся информация о вас. Люди могут делиться ею между собой.
Проведем эксперимент, назовем его «Кто тебя знает».
Описание игры. Участники – все. Пользователь – 1 человек, оставляет файл с информацией о себе и выходит. Его задача после возвращения определить, кто из участников владеет информацией? В файл вложено несколько одинаковых листов с заполненным профилем. Оставляя у себя листок, человек копирует информацию, передавая файл – делиться ею с помощью Сети. Главный герой «размещает информацию» (оставляет файл с профилями своему другу и выходит из кабинета). Ребята начинают в любом порядке «пересылать» друг другу файл, доставая листы. По возвращению Пользователь должен угадать, кто владеет информацией.
Вывод. Если информация попала в Сеть узнать, где она находится очень сложно. Управлять ею невозможно.
Формулируем 3 правило:
Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Рассматриваем слайд с правильно заполненным профилем (СЛАЙД 4).
Ваше имя
Ольга
Ваш адрес
Южный Урал
Ваш телефон
НЕ ДАВАТЬ!
Ваш электронный адрес
СКРЫТЬ от других пользователей
Ваше фото
Пароль
весна2001
При регистрации не надо сообщать свое полное имя, придумайте себе псевдоним (ник), используя часть своего имени или имя вымышленного героя.
Не указывайте полный адрес. Достаточно написать страну, регион, область или город.
Номер сотового телефона не нужен для регистрации. Не пишите его никогда. Если без него регистрация невозможна, откажитесь от неё и посоветуйтесь со взрослыми. Номер телефона могут использовать для скачивания денег.
Электронный адрес необходим для регистрации. Поставьте отметку «Скрыть от других пользователей», имейте запасной адрес для регистрации и не ведите с него личную переписку.
Поставьте любую симпатичную картинку. Фото можно менять.
Пароль нужен для защиты вашего профиля от взлома. При взломе от вашего имени могут разослать друзьям оскорбительные письма или прочитать личную переписку. Оказывается, взламывать пароли не так уж сложно – чаще всего большого ума для этого не требуется – только терпение. В большинстве случаев стоит попробовать несколько комбинаций – и кто угодно может получить доступ к вашей информации. Причём 91% пользователей выбирает пароли из списка первой тысячи самых популярных паролей. Не используйте в качестве пароля повторяющиеся цифры, свое имя, слова «привет» или «пароль».
-Что можно использовать в качестве пароля? Придумайте комбинацию из цифр и букв. Её сложнее подобрать.
Давайте повторим правила, которые мы сегодня уже сформулировали.
Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.
Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.
-Вы согласны с этими правилами?
Часть 3. Онлайн запугивание и реальная жизнь.
Существует достаточно много различных систем мгновенного обмена сообщениями. Через такую программу можно быстро общаться и легко знакомиться с новыми людьми. Иногда новый собеседник, предлагающий тебе поболтать, действительно заинтересовался тобой и хочет подружиться, но некоторые просто шлют спам или оскорбления. Задиры знают, какие форумы наиболее популярны среди подростков и используют их для своих целей, например, перепалок или провоцирования схваток в онлайновой среде.
- Как и в реальной жизни, в Интернете нам приходиться встречаться с плохо воспитанными людьми, которые могут грубить или угрожать нам. Как поступить в таком случае?
Если спор перерастает в ссору, прекрати писать в этой теме. Дождись, когда все утихнет. Помни, что даже на детских сайтах и форумах могут писать взрослые люди с преступными намерениями.
Если тебе стали приходить неприятные сообщения, заблокируй их автора, так чтобы не получать от него послания.
Иногда, разговоры или споры, которые происходят в онлайн-среде, могут иметь последствия в реальном мире. Если ты понимаешь, что автор оскорблений знает, кто ты в жизни (твоё имя, школу, адрес), сразу сообщи об этом родителям, учителю или кому-нибудь из школьного персонала, кому ты можешь доверять. Даже просто рассказ друзьям может помочь. Всегда помни, что важно рассказать кому-нибудь, что случилось, если ты хоть когда-нибудь почувствуешь себя неуютно или под угрозой. Если ты не хочешь делиться со знакомыми, то обратись по телефону доверия. Телефоны психологической помощи для детей и подростков есть во всех странах и городах, и ты легко можешь найти их с помощью поисковика . Специалисты на условиях анонимности подскажут, как себя вести. Помни, что когда рассказываешь другим, надо сохранить доказательства запугивания, так как это может быть действительно важно.
Запугивание недопустимо! Даже если ты сам невосприимчив к запугиванию, важно сообщать о серьёзных угрозах в соответствующие организации, чтобы они приняли меры прежде, чем преступник найдёт более слабую жертву. В большинстве стран существует уголовное наказание за угрозы любому человеку или беспокойство или преследование, вне зависимости от того, происходит это, в реальном или в онлайновом мире.
Теперь мы готовы сформулировать 5-ое правило.
Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.
-В каких случаях на угрозы можно отреагировать самому? Как это сделать?
-В каких случаях необходимо обратиться к взрослым? (Человек знает о вас реальную информацию, требует выслать деньги, прийти по определенному адресу).
Часть 4. Ответственность за поведение в Интернете.
Многие считают, что в Интернете могут вести себя как захочется. Используют нецензурные слова, рассылают неприличные картинки и сообщения.
-Как вы думаете, допустимо ли это? (Нет, правила общения действуют и в Сети).
-Последует ли наказание за подобные действия?
- Для пресечения противоправных действий в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, при МВД России существует специальное Управление «К». Его сотрудники занимаются расследованием случаев воровства денег со счетов и кредитных карт, организации сообществ, призывающих к насилию и разжигающих межнациональную вражду, угроз и запугивания с помощью сети Интернет, кражи личных, промышленных или государственных секретов, распространение секретной информации. Квалификация сотрудников и технической службы постоянно растет. Каждое устройство, имеющее выход в Интернет имеет свой IP-адрес. Это неповторимое имя компьютера (или другого устройства), который подключается к сети интернет или локальной сети. Установить его достаточно легко, даже для непрофессионала.
Совершить преступление в Интернете и остаться не найденным практически невозможно.
6 правило.
Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
Тест для обучающихся - Интернет: как избежать опасности.
4. Итог занятия.
-Будете ли вы продолжать пользоваться Интернетом? Почему?
-Какие правила будете применять для своей безопасности?
-Существует ли ответственность за нарушения законодательства в Интернете?
-Куда можно обратиться, если вас беспокоит, нечто связанное с Интернет общением?
Памятки, составленные по ходу урока надо забрать с собой и вклеить в дневники.
Памятка безопасного общения в сети Интернет
Помни, что многие люди рассказывают о себе в Интернете неправду. Общайся в Интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в Интернете.
Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.
Относись серьезно к угрозам в Сети. Если что-то тебя беспокоит, обратись к взрослым.
Уважай собеседников в Интернете. Никогда и ни при каких обстоятельствах не угрожай другим, не размещай агрессивный и провокационный материал. Будь дружелюбен. Не груби.
- Желаю всем приятного и безопасного общения!
Приложения
Приложение 1. Интернет – плюсы и минусы.
Достоинства
Недостатки
Важный источник информации
- оперативный поиск информации;
Информация из Интернета может быть недостоверной
Общение с людьми из разных городов
подмена реального общения виртуальным
Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома
Обман со стороны организации
Способ распространения своих знаний
Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер
Возможность дистанционного обучения….
Появляется зависимость от Интернета
Вред здоровью
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест по теме «Интернет: как избежать опасности».
1. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем полезен Интернет?":
на множестве сайтов можно найти массу полезной информации
воздействием на неокрепшую психику и ум ребенка
возможностью общаться по электронной почте
неограниченным доступам к нежелательному содержимому
возможностью совершать путешествия, посещать выставки и музей, не выходя из дома
Ответ: a, c, e.
2. Выберите правильные ответы на вопрос "Чем опасен Интернет?":
возможностью возникновения Интернет-зависимости
потенциальным доступом к Вашим личным данным
возможностью заражения вредоносным ПО
контактами с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты
возможностью заказать необходимые вещи не выходя из дома
Ответ: a, b, c, d.
3. Какой термин описан ниже?
"Навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него".
Ответ: Интернет-зависимость.
4. Как преодолеть Интернет-зависимость?
вести здоровый образ жизни
переключиться на игры в телефоне
общаться с живой природой
заниматься творчеством
больше смотреть телевизор
Ответ: a, c, d.
5. Какое понятие описано ниже?
«Вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей - логинам и паролям».
Ответ: фишинг.
6. Выберите ответ на вопрос "Как обезопасить себя на Интернет-аукционах?"
не сообщать номера своих кредитных карт
не доверять слишком привлекательным предложениям
перед покупкой получить полную информацию о продавце
всегда покупать товары со скидками и по различным акциям
покупать товары только на проверенных сайтах
Ответ: a, b, c, e.
7. Какая из перечисленных программ не является антивирусной?
DrWeb
Avast Home
Компас -3D
NOD 32
Antivir Personal
Ответ: Компас -3D
8. Какие сайты лишнее?
образовательные сайты
официальные сайты поиска работы в вашем городе
сайты с рекламой табака и алкоголя
сайты, посвященные морфологическим словарям и проверке правописания
топографические сайты
Ответ: сайты с рекламой табака и алкоголя.
9. Как следует вести себя при работе в Интернете?
говорить взрослым, если кто-то в Сети надоедает тебе
посещать музеи, выставки, картинные галереи, пользуясь возможностями Сети
не обмениваться с незнакомцами фотографиями через Интернет
рассказывать незнакомым людям информацию о себе и своей семье
не открывать электронные сообщения от незнакомых людей и не загружать вложенные в них файлы
Ответ: a, b, c, e.
10. Какое слово зашифровано ниже?
Б Е А Н П С Т Ь З О О С
Ответ: безопасность.
Приложение 3. Поведение в сети Интернет
Никогда
Всегда
Никогда не оставляй встреченным в Интернете людям свой номер телефона, домашний адрес или номер школы без разрешения родителей
Всегда спрашивай у родителей разрешения посидеть в Интернете
Никогда не отправляй никому свою фотографию, не посоветовавшись с родителями
Всегда помни, что если кто-то сделает тебе предложение, слишком хорошее, чтобы быть правдой, то это, скорее всего, обман
Никогда не договаривайся о встрече с интернет-знакомыми без сопровождения взрослых. Они не всегда являются теми, за кого себя выдают. Встречайся только в общественных местах
Всегда держи информацию о пароле при себе, никому его не говори
Никогда не открывай прикрепленные к электронному письму файлы, присланные от незнакомого человека. Файлы могут содержать вирусы или другие программы, которые могут повредить всю информацию или программное обеспечение компьютера
Всегда будь внимательным, посещая чаты. Всегда держись подальше от сайтов "только для тех, кому уже есть 18". Сайты для взрослых также могут увеличить твой счет за Интернет
Никогда не отвечай на недоброжелательные сообщения или на сообщения с предложениями, всегда рассказывай родителям, если получил таковые
Если ты услышишь или увидишь, что твои друзья заходят в «небезопасные зоны», напомни им о возможных опасностях и посоветуй, как им правильно поступить.
Будь внимателен при загрузке бесплатных файлов и игр на компьютер, тебя могут обмануть: нажав на ссылку, ты можешь попасть в «небезопасную зону» или загрузить на свой компьютер вирус или программу - шпион.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рефлексия
На столах у учащихся лежат 3 карточки на выбор (см. рис. 1 – 3). Учитель предлагает оценить отношение к уроку:
Отличный, интересный захватывающий, заставляющий работать (см. рис.1).
Нормальный, обычный (см. рис. 2).
Скучный, работа без интереса, бесполезный (см. рис. 3).
рис 1. рис 2. рис 3.
Литература:
Методическое пособие «Полезный и безопасный интернет» под ред. Г.У. Солдатовой/Москва/МГУ, 2012.
Официальный сайт МВД РФ, ссылка http://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Upravlenie_K_MVD_Rossii
Сайт «Мирчар», рекомендации для детей по безопасному использованию Интернет http://play.mirchar.ru/rekomendatsii-dlya-detey.html